Обучение с увлечением
статья
Предварительный просмотр:
Романова Виктория Александровна,
воспитатель,
КГОАУ «ЦО «Эврика», г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Обучение с увлечением
Omnia mea mecum porto (лат. – всё свое ношу с собой) – сказал греческий философ Биант, подчёркивая, что главное богатство человека – он сам. Жизнь человека – дар, который нужно беречь. Поэтому правила безопасности важны для человека с момента его появления на свет и на протяжении всей жизни. Важно научить ребенка распознавать источник опасности, предпринимать предупредительные меры по избеганию опасных ситуаций и устранять возможные последствия.
ОБЖ - дисциплина, которая является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. От того насколько успешно удаётся закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Детям надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошколятам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; развить у детей самостоятельность и ответственность.
Чтобы занятия приносили детям не только знания, но и были интересны, я использую «музыкальные открытки» - фрагменты мульфильмов, песен, знакомых детям. Например, песенка «Собака бывает кусачей» соответствует теме «Кошка и собака наши соседи». На первый взгляд, может показаться, что песня «Не рвите цветы, не рвите» посвящена экологии, бережному отношению к природе. Но нам она интересна не только с этой точки зрения. На занятие по ОБЖ, мы подводим ребёнка к мысли, что рвать цветы нельзя и потому, что они бывают ядовитыми. Отсюда вытекает тема занятия «Ядовитые растения».
Вспомните песенку водяного из мультфильма «Летучий корабль» - вот замечательное начало для занятия по теме «Поездка к морю» или «Вода, вода, кругом вода». Хотите познакомить детей с профессией спасателя - покажите отрывок из мультфильма, где главный герой идёт ко дну, а водяной его спасает. Смешная, шутливая, озорная песенка «Рыжий-рыжий, конопатый..» может стать началом к серьёзному разговору по теме: «Почему нельзя драться».
Беседуя с детьми на занятиях по ОБЖ, знакомлю их с разными предметами: от карандаша и ножниц, с которыми мы работаем, до электроприборов. Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока: телевизор, холодильник, миксер, чайник, утюг… Все они должны быть исправны. Если ребёнок заметил какие-то неполадки в работе этих приборов, то должен обязательно сказать об этом взрослым. Здесь поможет стихотворение: «Если вдруг искрит розетка или слышен странный треск, Ты скажи об этом взрослым – сам, пожалуйста, не лезь! Электричество опасно! Неуместны игры здесь!»
В свободные минутки для закрепления пройденного материала загадываем загадки, разучиваем стихи, разыгрываем сценки.
Для наилучшего запоминания темы можно провести эксперимент. Так на занятии «Электроприборы», я нагрела утюг, прогладила мятую ткань, дала потрогать её детям. Убедившись, что даже ткань горячая, дети приходят к выводу, что утюг во много раз горячее. Сбрызнув ткань водой, провела по ней утюгом: услышали шипение, увидели пар. Детям после такого эксперимента не захочется трогать его пальцем, так как утюг – это опасный бытовой прибор.
Говоря об окружающих нас предметах, не только учу бережному отношению к ним, но и говорю о потенциальной опасности от них. Например, показав детям карточку из игры «Четвёртый лишний», на которой изображены домашние животные и ёжик, дети исключат ёжика, так как это не домашнее животное. Но некоторые скажут, что исключили его потому, что он колючий. И тут же возникает игра на классификацию предметов: «Назови всё, что бывает колючим» или «Что делать, чтобы не уколоться?».
Много времени в своей работе уделяю по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Для таких занятий в группе есть игры: «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Лото осторожностей», «Учим дорожные знаки». Также детям нравятся раскраски с сюжетами о правилах дорожного движения. Небольшие четверостишия и короткие стишки тоже помогают закрепить пройденный материал, а инсценировки, которые мы разыгрываем на занятии, настолько увлекают дошколят, что они используют их в своих играх.
Дети очень любят играть на макете «Дорога» маленькими машинками. Не обходится без аварий, но мы сразу стараемся обсудить, почему так получилось, какие правила были нарушены.
Очень важно познакомить детей с важными телефонами, которые могут пригодиться в чрезвычайной ситуации, чтобы они не растерялись. В подобных случаях хорошо закрепить пройденную тему в сюжетно-ролевой игре.
Одними занятиями ничего не добьёшься. Важно каждый день закреплять то, что пройдено. Закрепление находит своё отражение не только в сюжетно-ролевых играх, но и повседневной жизни. Сами ситуации подсказывают темы для бесед. Например, выпал снег. До прогулки обязательно провожу игру «Хорошо – плохо» со словом «снег». Снег – это хорошо или плохо? Плохо – потому что можно замёрзнуть, заболеть и так далее. Хорошо – потому, что можно играть в снежки, кататься на ледянках, на улице чисто, деревьям тепло…
Главное, чтобы дети сами научились беречь своё здоровье. Это должно у них войти в привычку. Воспитание сказкой – очень важный приём на занятии. Например, сказка «Волк и семеро козлят учит не открывать дверь незнакомым людям. А что делать, если позвонил кто-то по телефону? Как надо разговаривать с незнакомцем и надо ли вообще? Ситуации бывают разные. О них хорошо говорится в книге Волкова В. И. «Звонят! Откройте дверь?». Здесь и о том, как надо поступать, если к тебе пристаёт незнакомец в подъезде, и как надо действовать, если тебя поманил взрослый незнакомый тебе человек, и о том, что нельзя ходить куда-либо даже со своей хорошей подругой, не отпросившись у мамы, папы, бабушки или дедушки. Взрослые незнакомые люди могут быть очень опасными, а в этой книге даны простые жизненные ситуации, рассматривая которые ребёнок легко и просто может помнить главное: преступник - это не только злодей с кинжалом за поясом, но и хорошо одетый и располагающий человек. Необходимо объяснить дошкольнику, что каждый человек, и взрослый и ребёнок может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Главное, не запугивать ребёнка, а подготовить его ко встрече с разными сложными ситуациями, сформировать модель безопасного поведения, чтобы дошкольник научился предвидеть опасные ситуации, по возможности избегал их, а при необходимости действовал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение с увлечением
Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...
«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»
В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный».Модуль «Properm: «Прогулки по городу» программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением». Автор: Широкова М.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный». Задачи:- Формировать представления детей о микрорайоне ПДК.- Расширять знания детей о городе Пермь, районах города.- Дать знания о досто...
мониторинговые карты к модулям программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением"
Мониторинговые карты к программе Пермячок.ru/ Обучение с увлечением. Программа состоит из трех модулей: «Веселый светофорик», «Азбука этикета», «Properm: Прогулки по городу» содержание кот...
Консультация для педагогов "Обучение с увлечением"
В публикации представлены дидактические игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Обучение с увлечением"
Игровые методы обучения...
Консультация для родителей на тему: «Обучение с увлечением»
В данной консультации даются рекомендации по выбору игр способствующих развитию творческих спсособностей ребенка. Во все перечисленные игры можно играть дома....