Программа развития пространственно-временных представлений дошкольников с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике
Цель программы: формирование пространственно- временных представлений у
дошкольников с ОВЗ (ТНР- тяжелые нарушения речи, ЗПР- задержка психического развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_prostranstvenno-vremennyh_predstavleniy.docx | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития пространственно-временных представлений дошкольников с ОВЗ
Подготовила: Абазян Елена Сарибековна, педагог- психолог ГБОУ Школы №2109 г. Москва
Чечель Марина Борисовна,
Методист ГБОУ Школы №2109 г. Москва
Пояснительная записка. Пространственная ориентация является важным условием формирования знаний, умений и навыков, развития мышления детей.
Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами в пространстве или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как величина, их протяженность (высокий- низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине, между).
Представления о последовательности смены явлений и состоянии материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте очень важно самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Формирование пространственно-временных представлений – один из разделов программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ОВЗ строится по тем же направлениям, что и с нормативно развивающимися детьми. Однако, учитывая особенности развития детей с ОВЗ, требуется значительно больше времени на усвоение пространственно – временных представлений и использование в экспрессивной речи. Недоразвитие речи дошкольников оказывает влияние на понимание и употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для многих детей с ОВЗ характерно недостаточное понимание пространственно-временной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственно-временных связей и отношений в экспрессивной речи.
В связи с этим развитие пространственно-временных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ОВЗ. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании связной речи и математических представлений. Кроме того для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспект восприятия и воспроизведения речи, не могут быть разобщены.
Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, в данной программе - основной формой занятий выступает обучающая игра.
Цель программы: формирование пространственно- временных представлений у
дошкольников с ОВЗ (ТНР- тяжелые нарушения речи, ЗПР- задержка психического развития).
Задачи программы:
-обучение детей ориентировке в схеме собственного тела,
-обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения),
-обучение восприятию пространственных отношений между предметами,
-обучение ориентировке на листе бумаги,
-обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,
-формирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря,
- активизация познавательной деятельности, развитие познавательных компетенций,
-развитие восприятия,
-развитие внимания,
-развитие памяти,
-развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления,
-развитие речевой сферы,
-развитие воображения,
-профилактика ошибок оптико - пространственного типа,
- развитие сенсомоторных функций (зрительный и слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис),
- формирование сукцессивных и симультатных процессов,
-интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.
-формирование и уточнение временных понятий и представлений,
- обучение ориентировки в длительности временных интервалов, формирование умений воспроизводить временные ряды: части суток (младшая группа), времена года, названия месяцев, дней недели (старшая группа, подготовительная группа),
- формирование представлений о последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом),
-формирование умений понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра» (средняя группа),
-формирование умений понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»,
- развитие умений различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута,10 минут, 1 час), используя песочные часы и звуковой таймер
- развитие умения определять время по часам (механическим, электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа.
Содержание программы по развитию программы развития пространственных и временных представлений дошкольников с особенностями развития определяют гуманистические, личностно-ориентированные, индивидуально-дифференцированные, дидактические принципы.
Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети с нарушениями пространственно-временных представлений. Работа планируется с детьми 3-5 и 5-7 лет и предполагает активное использование интегративных и комплексных занятий-проектов по развитию пространственно-временных представлений ребенка, в соответствии со специальными коррекционными программами.
Направления работы:
-диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования детей, знакомство родителей с результатами диагностического обследования;
-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями пространственно-временных представлений;
-консультативная работа с родителями и педагогами предполагает подготовку рекомендаций, по оказанию помощи детям, как в условиях семейного воспитания, так и в общеобразовательном учреждении, что обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями пространственно-временных представлений.
Формы работы. Программа реализуется при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Организация работы рассчитана на 2 года, первый период - работа с детьми 3-5 лет, второй период - работа с детьми 5-7 лет. Форма проведения занятий : индивидуальная, продолжительность занятия 30 мин, периодичность встреч -1 раз в неделю. Взаимодействие психолога с родителями воспитанников и воспитателями осуществляется посредством специально разработанного раздаточного дидактического материала; памятки, буклеты, листовки-распечатки.
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап:
-проведение предварительной индивидуальной диагностики (изучение, выявление, анализ полученных данных о пространственно-временных представлениях),
-оценка предварительных результатов диагностики и информирование родителей.
- Основной этап:
-реализация программы (согласование графика занятий с режимом дня и графиком непосредственной образовательной деятельностью, проведение занятий),
-консультативное сопровождение
- Заключительный этап:
- проведение повторной диагностики с целью выявления уровня освоения программы , динамики развития ребенка,
- информирование родителей о полученных результатах.
Планируемые результаты по итогам освоения детьми и реализации программы:
-сформированные умения ориентироваться в схеме собственного тела,
-сформированное умение правильно воспринимать местоположения и удаленности предметов в пространстве,
-сформированное умение правильно воспринимать пространственные отношения между предметами,
-сформированное умение ориентироваться на листе бумаги,
- сформированное умение правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,
-сформированный достаточный объем знаний об окружающем ребенка в соответствии с возрастной нормой;
- наличие познавательной активности и познавательных компетенций,
-сформированное восприятие, в соответствии с возрастными показателями,
- сформированное внимание, в соответствии с возрастными показателями,
- сформированная память, в соответствии с возрастными показателями,
-сформированное предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление в соответствии с возрастом,
-сформированная речевая сфера в соответствии с возрастными показателями,
-сформированное воображение, в соответствии с возрастными показателями,
-отсутствие ошибок оптико - пространственного типа,
- сформированность сенсомоторных функций (зрительный слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис),
- сформированость сукцессивных и симультатных процессов,
-интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий,
-сформированные временные понятия и представлений,
- сформированное умение ориентироваться в длительности временных интервалов, воспроизводить временные ряды: части суток (младшая группа), времена года, названия месяцев, дней недели (старшая группа, подготовительная группа),
- сформированные представления о последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом),
- сформированное умение понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра» (средняя группа),
- сформированное умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»,
- сформированное умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута,10 минут, 1 час), используя песочные часы и звуковой таймер
- сформированное умение определять время по часам (механическим, электронным) с точностью до 1 часа.
Тематическое планирование занятий для детей 3-5 лет
В структуру каждого занятия входят упражнения направленные на развитие:
-пространственных представлений (идут под номером 2); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления,
-временные представления (идут под номером 3); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений этого направления,
- общей моторики или нейродинамических показателей (идут под номером 4); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления,
-математических представлений (идут под номером 5); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления.
№ п/п | Тема, содержание | Количество занятий |
1 | Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания. | 1 |
2 | Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания. | 1 |
3 | Тема: Где я 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверх-вниз». 3.Игра «Когда это бывает?» 4.Упражнения «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много», «Сравни по величине», «Круг». 6.Ритуал прощания. | 1 |
4 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впереди - сзади». 3. Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Один - много», «Сравни по величине», «Круг». 6.Ритуал прощания. | 1 |
5 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впереди - Позади». 3. Упражнение с картинками «Разложи по порядку» (утро, день, вечер, ночь). 4. Упражнения «Вдох-Выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много, поровну». «Сравни по величине, длине». «Круг, треугольник» 6.Ритуал прощания. | 1 |
6 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева (ориентировка в схеме собственного тела)». 3. Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много, поровну». «Сравни по величине, длине». «Круг, треугольник». 6.Ритуал прощания. | 1 |
7 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева». 3.Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания», «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Больше – меньше (методом наложения)». «Сравни предмет по длине, ширине (методом наложения)», «Круг, треугольник, квадрат». 6.Ритуал прощания. | 1 |
8 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева (ориентировка в схеме собственного тела)». 3.Игра «Когда это бывает?» 4.Упражнения «Вдох-выдох». «Тянемся к солнышку». «Равновесие». «Рисование двумя руками». «Подвигаем глазами». 5. Упражнения «Чего больше - чего меньше (метод приложения)?». «Сравни предмет по длине, ширине (метод зрительного соотнесения)». «Круг, треугольник, квадрат». 6. Ритуал прощания. | 1 |
9 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа –слева (в пространстве)». 3.Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Чего больше - чего меньше? (метод зрительного соотнесения)», «Сравни предмет по длине, ширине, высоте, величине», «Мешочек с формами». 6.Ритуал прощания. | 1 |
10 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху слева - внизу справа». 3.Игра «Что мы делаем?». 4.Упражнения «Вдох-выдох». «Тянемся к солнышку». «Равновесие». «Рисование двумя руками». «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Чего больше - чего меньше?». «Сравни предмет по длине, ширине, высоте, величине». «Мешочек с фигурами различающимися по величине». 6.Ритуал прощания. | 1 |
11 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу слева». 3.Игра «Назови соседей». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Больше - меньше». «Найди бабочку с одинаковым узором». «Выдели изображение предметов среди геометрических фигур, поставь черточки в геометрических фигурах». 6.Ритуал прощания. | 1 |
12 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа». 3. Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнения «Китайский болванчик №1». «Струночка». «Равновесие с поворотом». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами». 5. Упражнения «Сравни равные и неравные группы предметов». «Найди такое же изображение». «Положи на картинки похожие геометрические фигурки». 6.Ритуал прощания. | 1 |
13 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Верхняя слева - нижняя справа (на листе)». 3.Игра «Что мы делаем?». 4. Упражнения «Китайский болванчик №2». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами». 5. «Сравни равные и неравные группы предметов (по количеству)». «Найди такое же изображение»,«Положи на картинки похожие геометрические фигурки». 6.Ритуал прощания. | 1 |
14 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверх-вниз, влево - вправо». 3.Игра «Назови соседей». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета) ». «Найди посуду с одинаковыми узорами». «Покажи и назови большого, среднего, маленького Мишку, большой, средний, маленький треугольник». 6. Ритуал прощания. | 1 |
15 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре». 3. Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнения «Китайский болванчик №1,№2». «Струночка». «Равновесие с поворотом». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.«Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)». «Найди посуду с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого , среднего, маленького Мишку, большой, средний, маленький треугольник». 6. Ритуал прощания. | 1 |
16 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре». 3. Игровое упражнение «Исправь ошибку» 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания»,«Ласточка», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами и подышим». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте, ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
17 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Игры-загадки про части суток. 4.Упражнения «Китайский болванчик №1», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте, ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
18 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа на тему «Времена года». 4. Упражнения «Китайский болванчик №2», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Больше – меньше - поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме». 6.Ритуал прощания. | 1 |
19 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Зима». 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Больше – меньше - поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме». 6. Ритуал прощания. | 1 |
20 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Весна». 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множества, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по 2 признакам- длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар-выделить признаки». 6. Ритуал прощания. | 1 |
21 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «На (в предметно-практической деятельности)». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Лето». 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5«Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по 2 признакам- длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар - выделить признаки». 6. Ритуал прощания. | 1 |
22 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «На (в предметно-практической деятельности)». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Осень». 4.Упражнения «Свеча», «Угол»,«Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по 3 признакам величины - длина , ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб -выделить признаки». 6. Ритуал прощания. | 1 |
23 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Под (в предметно-практической деятельности)». 3. Игровое задание «Разложи картинки по порядку» (картинки с временами года). 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по 3 признакам величины - длина , ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб выделить признаки». 6. Ритуал прощания. | 1 |
24 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «На – под (на листе)». 3. Игра «Когда это быает?». 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы- углы и стороны». 6.Ритуал прощания. | 1 |
25 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «На – под (на листе)» 3. Игра «Времена года». 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни два предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы- углы и стороны». 6.Ритуал прощания. | 1 |
26 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «В (в предметно-практической деятельности)» 3.Характеристика частей суток и их особенностей (утро-день -вечер-ночь). 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по форме», «Сравни предметы по 4 признакам величины- длина, ширина, высота, толщина », «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб - выделить признаки». 6.Ритуал прощания. | 1 |
27 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «В – на (на листе)» 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом). 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами». 5. «Сравни множество предметов разных по форме», «Сравни предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», ««Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб выделить признаки». 6.Ритуал прощания. | 1 |
28 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Перед – за (в предметно-практической деятельности)» 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом). 4.Упражнения «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме; сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности - в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб». 6. Ритуал прощания. | 1 |
29 | 1.Вводная беседа 2.Задание «Между (в предметно-практической деятельности)». 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4.Упражнение «Перекат»,«Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме. Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности - в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб». 6.Ритуал прощания. | 1 |
30 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Между – за (на листе)» 3.Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами и подышим». 5. «Счет до 5, на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных их в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. | 1 |
31 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Перед- за – между (на листе)» 4.Упражнение «Старт», «Упрямые ручки», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Глазки». 5. «Счет до 5, на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6. Ритуал прощания. | 1 |
32 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Между – за – на (на листе)» 3.Повторение всех времен года, нахождение их на картинке. 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. | 1 |
33 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «На - под - за - перед - в – между (на листе)». 3.Повторение времен года, определение их на сюжетной картине. 4.Упражнение «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. | 1 |
34 | 1.Вводная беседа. 2.Задание « В Центре, вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа». 3.Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнение «Перекат»,«Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6. Ритуал прощания. | 1 |
35 | Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания | 1 |
36 | Тема:Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение …». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания | 1 |
Тематическое планирование занятий для детей 5-7 лет
В структуру каждого занятия входят упражнения направленные на развитие:
-пространственных представлений (идут под номером 2); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления,
-временные представления (идут под номером 3); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений этого направления,
- общей моторики или нейродинамических показателей (идут под номером 4); 9в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления,
-математических представлений (идут под номером 5); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления.
№ п/п | Тема, содержание | Количество занятий |
1 | Тема: Диагностический блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение предмета». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания | 1 |
2 | Тема: Диагностический блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение предмета». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания | 1 |
3 | Тема: Где я 1.Вводная беседа. 2.Задания «Найди фигуру и зачеркни», «Кто что любит?», «Дорисуй по пунктирным линиям». 3. «Характеристика особенностей частей суток, используя режимные моменты». 4.Упражнения «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Подвигаем глазами». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. | 1 |
4 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй недостающие детали фигуры», «Подбери шарфик к шапочке», «Дорисуй солнцу лучи по пунктирным линиям». 3.Объяснение значения слов «вчера, сегодня, завтра», используя режимные моменты. 4. Упражнения «Скороговорка на выдохе -1», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5.Сравни 2 группы предметов, именуемые числами 1-2,2-2,2-3-…5-5. «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной длины (карандаши, мелки)», «Знакомство с овалом, сравнение с кругом и квадратом». 6.Ритуал прощания. | 1 |
5 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди то же сочетание геометрических фигур», «Покажи и назови все цифры по порядку», «Дорисуй стрелочки по пунктирным линиями». 3.Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала),что позже (потом). 4.Упражнения «Счет на выдохе»,«Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Подвигаем глазами». 5.Сравни 2 группы предметов, именуемые числами 1-2,2-2,2-3- …5-5. «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной длины (карандаши, мелки)», «Знакомство с овалом, сравнение с кругом и квадратом». 6.Ритуал прощания. | 1 |
6 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй недостающие детали фигуры», «Найди две одинаковые чашки», «Проведи линии, не отрывая карандаш от бумаги». 3.Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом). 4.Упражнения «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Подвигаем глазами». 5. «Сравни 2 группы предметов на основе счета», «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной высоты (в практической деятельности)», «Знакомство с четырехугольником (квадрат и прямоугольник-разновидность четырехугольника)». 6.Ритуал прощания. | 1 |
7 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди такую же фигуру», «Подчеркни все цифры 5, сосчитай и запиши сколько их», «Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги». 3. Устанавливать последовательность различных событий: определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4. Упражнения «Скороговорка на выдохе -1», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Сравни 2 группы предметов на основе счета», «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной высоты» (в практической деятельности), «Знакомство с четырехугольником (квадрат и прямоугольник-разновидность четырехугольника)». 6.Ритуал прощания. | 1 |
8 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди такое же сочетание», «Сосчитай, сколько … и запиши ответ », «Дорисуй клубочки, не отрывая карандаш от бумаги». 3. Устанавливать последовательность различных событий: определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4.Упражнения «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Подвигаем глазами». 5. «Установить равенство между неравными группами предметов, добавляя к меньшей группе недостающий, или убирая из большей группы лишний предмет», «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной ширины», «Сравнить предметы по форме, найти в окружении предметы одинаковой и разной формы». 6.Ритуал прощания. | 1 |
9 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй недостающие детали фигуры», «Раскрась треугольник - красным, квадрат- желтым, круг – синим, ромб - зеленым», «Нарисуй волны, не отрывая карандаш от бумаги». 3.Знакомство с понятием «сначала», используя сюжетные картинки. 4. Упражнения «Скороговорка на выдохе -1», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5.«Установить равенство между неравными группами предметов, добавляя к меньшей группе недостающий, или убирая из большей группы лишний предмет», «Установи размерное отношение между 5-10 предметами разной ширины», «Сравнить предметы по форме, найти в окружении предметы одинаковой и разной формы». 6.Ритуал прощания. | 1 |
10 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди такую же фигуру», «Найди ошибки в рисунке», «Дорисуй по пунктирным линиям». 3.Знакомство с понятием «сначала», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами». 5. «Выложить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5», «Расположить предметы в порядке возрастания или убывания по величине, используя в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними в размере - розовая лента самая широкая, желтая - немного уже и т.д.», «Как получить из одной формы другую?». 6.Ритуал прощания. | 1 |
11 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди такое же сочетание», «Обведи буквы в круг, а цифры в квадрат», «Раскрась большие мячи красным карандашом, маленькие -синим». 3.Знакомство с понятием «потом», используя сюжетные картинки. 4. Упражнения «Скороговорка на выдохе -2», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Выложить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5», «Расположить предметы в порядке возрастания или убывания по величине, используя в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними в размере - розовая лента самая широкая, желтая - немного уже и т.д.», «Как получить из одной формы другую?». 6.Ритуал прощания | 1 |
12 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй», «Покажи на каком рисунке яблоко больше груши, раскрась», «Дорисуй домики по пунктирным линиям». 3.Знакомство с понятием «потом», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Графический диктант-2», «Глаз-язык». 5. «Счет до 10, наглядное знакомство с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10», «Найти предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, их элементы и свойства». 6.Ритуал прощания. | 1 |
13 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди букву П и зачеркни ее», «Подбери герою сказки принадлежащий ему предмет», «Соедини их линиями», «Нарисуй уменьшающийся и увеличивающийся круг». 3.Знакомство с понятием «до», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Счет до 10, наглядное знакомство с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10», «Найти предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, их элементы и свойства». 6.Ритуал прощания. | 1 |
14 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди цифру 5 и зачеркни, сосчитай, сколько таких цифр и запиши», «Соедини точки от 10 до 1 линией», «Нарисуй линии на флажках, соблюдая указанные направления и одинаковое расстояние между линиями». 3.Знакомство с понятием «до», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Отсчитать предметы из большого количества по образцу и заданному числу, в пределах 10, сравнить множество предметов, получая из неравенства равенство и наоборот», «Разделить предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат) на 2 части, сравнить целое и части», « Знакомство с многоугольником». 6. Ритуал прощания. | 1 |
15 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Подчеркни выделенное буквосочетание», «Укажи обезьянке дорогу к бананам», «Выполни штриховку». 3.Знакомство с понятием «после», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Графический диктант-2», «Вращение-1». 5. «Отсчитать предметы из большого количества по образцу и заданному числу, в пределах 10, сравнить множество предметов, получая из неравенства равенство и наоборот», «Разделить предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат) на 4 части, сравнить целое и части», « Знакомство с многоугольником». 6. Ритуал прощания. | 1 |
16 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Подчеркни выделенное сочетание цифр. Сосчитай и запиши», «Покажи, а каком рисунке собака больше кошки, раскрась ее», «Дорисуй забор». 3.Знакомство с понятием «после», используя сюжетные картинки. 4. Упражнения «Скороговорка на выдохе -2», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Считать предметы в пределах 10 на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу». «Делить предметы на 2-4-8 и более частей, путем сгибания предмета, правильно обозначая части целого: половина, одна часть из двух, две части из четырех». «Знакомство с прямой линией и отрезком, не используя определения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
17 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй недостающие детали фигуры», «Помоги Кате найти свой портрет и раскрась его», «Выполни штриховку, как показано». 3.Знакомство с понятием «раньше», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Графический диктант-2», «Глаз-язык». 5. «Считать предметы в пределах 10 на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу». «Делить предметы на 2-4-8 и более частей, путем сгибания предмета, правильно обозначая части целого: половина, одна часть из двух, две части из четырех». «Знакомство с прямой линией и отрезком, не используя определения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
18 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Подчеркни выделенное слово. Сосчитай и запиши сколько раз оно написано», «Помоги повару найти печенье нужной формы. Соедини печенье и форму линиями», «Соедини точки одной линией, не отрывая карандаш от бумаги». 3.Знакомство с понятием «раньше», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Сорви яблоко», «Равновесие -1», «Графический диктант-1», «Глаз-язык». 5. «Порядковый счет в пределах 10, обобщение числового значения на основе счета, сравнение предметов по величине и количеству, понимание, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, направления счета». «Измерить длину, ширину, высоту предмета с помощью условной меры (счетная палочка)». «Узнать фигуры в пространстве, расположить последовательно, упорядочивая по размеру». 6. Ритуал прощания. | 1 |
19 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Подчеркни выделенное сочетание цифр. Сосчитай и запиши», «Назови и дорисуй, что забыл нарисовать художник», «Продолжи узор». 3.Знакомство с понятием «позже», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Раскрашивание»,«Вращение -1». 5. «Порядковый счет в пределах 10, обобщение числового значения на основе счета, сравнение предметов по величине и количеству, понимание, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, направления счета». «Измерить длину, ширину, высоту предмета с помощью условной меры (счетная палочка)». «Узнать фигуры в пространстве, расположить последовательно, упорядочивая по размеру». 6. Ритуал прощания. | 1 |
20 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Раскрась все треугольники, сосчитай и запиши», «Рассмотри и обозначь цифрами порядок рисования домика. Раскрась готовый домик», «Нарисуй по пунктирам внутри большой елки уменьшающиеся, а в маленькой - увеличивающиеся елки». 3.Знакомство с понятием «позже», используя сюжетные картинки 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-1», «Замок», «Равновесие-1», «Зеркальные рисунки», «Вращение-2». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, количественный и порядковый счет в пределах 10, установление отношений между отдельными частями множества, составление пар предметов ,соединение предметов стрелками». «Измерение объема жидких и шипучих веществ с помощью условной меры». «Классификация предметов по цвету, форме, размеру». 6. Ритуал прощания. | 1 |
21 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Зачеркни все буквы и цифры, написанные неправильно», «Впиши буквы в фигуры по образцу», «Раскрась замок нужными» цветами». 3.Знакомство с понятием «в одно и то же время», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Раскрашивание»,«Вращение -1». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, количественный и порядковый счет в пределах 10, установление отношений между отдельными частями множества, составление пар предметов , соединение предметов стрелками». «Измерение объема жидких и шипучих веществ с помощью условной меры». «Классификация предметов по цвету, форме, размеру». 6. Ритуал прощания. | 1 |
22 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Напиши слова наоборот (справа налево) и прочитай их», «Найди на рисунках 5 отличий», «Продолжи узор». 3.Знакомство с понятием «в одно и то же время», используя сюжетные картинки. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Раскрашивание»,«Вращение -1». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, знакомство с представлениями отношений между числами натурального ряда (7 >6 на 1, 6<7 на 1, увеличивать и уменьшать каждое число на 1)». «Знакомство с весом предметов и способами их измерения». «Моделирование - составление из нескольких геометрических форм предметного изображения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
23 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Напиши числа наоборот (справа налево)», «Найди, в каком домике живет котенок. Раскрась домик», «Соедини точки одной линией, не отрывая карандаш от бумаги». 3.Знакомство с интервалом в 1 минуту, используя таймер. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-1», «Замок», «Равновесие-1», «Зеркальные рисунки», «Вращение-2». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, знакомство с представлениями отношений между числами натурального ряда (7 >6 на 1, 6<7 на 1, увеличивать и уменьшать каждое число на 1)». «Знакомство с весом предметов и способами их измерения». «Моделирование - составление из нескольких геометрических форм предметного изображения». 6. Ритуал прощания. | 1 |
24 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Раскрась все яблоки, сосчитай их, запиши ответ», «Покажи на каком рисунке береза выше елки, но не ниже дуба, раскрась березу», «Выполни штриховку ковриков так, как показано». 3.Знакомство с интервалом в 1 минуту, используя таймер. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Раскрашивание»,«Вращение -1». 5.«Знакомство с цифрами от 0 до 9, называние чисел в прямом и обратном порядке , последующего и предыдущего числа , определение пропущенного числа». «Сравнение веса предметов путем взвешивания их на ладонях». «Моделирование геометрической фигуры –составление из нескольких маленьких квадратов одного большого прямоугольника». 6.Ритуал прощания. | 1 |
25 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впиши пропущенные буквы в слова», «Проведи Катю по лабиринту, чтобы узнать, какой подарок она получит», «Продолжи узор». 3.Знакомство с интервалом в 10 минуту, используя таймер. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-1», «Замок», «Равновесие-1», «Зеркальные рисунки», «Вращение-2». 5.«Знакомство с цифрами от 0 до 9, называние чисел в прямом и обратном порядке, последующего и предыдущего числа , определение пропущенного числа». «Сравнение веса предметов путем взвешивания их на ладонях». «Моделирование геометрической фигуры –составление из нескольких маленьких квадратов одного большого прямоугольника». 6.Ритуал прощания. | 1 |
26 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впиши пропущенную цифру», «Найди, какой предмет есть на каждом рисунке», «Продолжи узор». 3.Знакомство с интервалом в 10 минуту, используя таймер. 4.Упражнения «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Раскрашивание»,«Вращение -1». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, с составом чисел в пределах 10, раскладывание числа на два меньших и составления из двух меньших большего». «Знакомство с весами». «Моделирование геометрической фигуры: преобразование геометрических форм, составление из полученных форм - новой». 6.Ритуал прощания. | 1 |
27 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди все буквы В, сосчитай их и запиши», «Расскажи сказку по рисунку. Кого забыл нарисовать художник?», «Выполни штриховку по образцу». 3.Беседа о интервале в 1час, используя режимные моменты. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо-нос», «Глаз-язык». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, с составом чисел в пределах 10, раскладывание числа на два меньших и составления из двух меньших большего». «Знакомство с весами». «Моделирование геометрической фигуры: преобразование геометрических форм, составление из полученных форм - новой». 6.Ритуал прощания. | 1 |
28 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Сосчитай, сколько раз написано число, запиши ответ», «Найди и покажи рисунки, на которых изображена зима», «Проведи линии, не отрывая карандаш от бумаги». 3.Беседа об интервале в 1час, используя режимные моменты. 4. Упражнение «Ныряльщик», «Сорви яблоко», «Равновесие -2», «Ладушки», «Вращение-2». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9,знакомство с монетами достоинством 1,5,10 копеек- различение, набор и размен монет». «Формирование представлений о том, что длина зависит от величины условной меры». «Конструирование фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств». 6. Ритуал прощания. | 1 |
29 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Напиши все буквы правильно и прочитай слово», «Найди соответствующую трафарету фигуру», «Дорисуй вторую половину предмета». 3.Наглядно-действенное знакомство с механическими часами. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо-нос», «Глаз-язык». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9,знакомство с монетами достоинством 1,5,10 копеек- различение, набор и размен монет». «Формирование представлений о том, что длина зависит от величины условной меры». «Конструирование фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств». 6. Ритуал прощания. | 1 |
30 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди в ряду выделенное сочетание цифр и обведи его. Сосчитай , сколько раз оно повторяется, запиши ответ», «Покажи на каком рисунке пирамидка ближе к кубикам и дальше от машинки, раскрась ее», «Продолжи узор». 3.Знакомство с наручными механическими часами. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо-нос», «Глаз-язык». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей - различение, набор и размен монет». «Формирование представлений о том, что вес предмета зависит от величины условной меры». «Составление тематической композиции из геометрических фигур по собственному замыслу». 6. Ритуал прощания. | 1 |
31 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Найди по описанию Никиту» (слева от елки, справа от березы), «Продолжи узор». 3.Знакомство с циферблатом часов. 4. Упражнение «Ныряльщик», «Сорви яблоко», «Равновесие -2», «Ладушки», «Вращение-2». 5. «Знакомство с цифрами от 0 до 9, знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей- различение, набор и размен монет». «Формирование представлений о том, что вес предмета зависит от величины условной меры». «Составление тематической композиции из фигур по собственному замыслу». 6. Ритуал прощания. | 1 |
32 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Дорисуй цифру», «Найти предмет , который встречается на рисунке один раз», «Продолжи узор». 3.Знакомство с различными видами механических часов. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо-нос», «Глаз-язык». 5. «Составление и решение простых арифметических задач на сложение, и вычитание (на наглядной основе)». «Формирование представлений о том, что объем предмета зависит от величины условной меры». «Воссоздание сложных по форме предметов из отдельных частей по контурным образцам». 6. Ритуал прощания. | 1 |
33 | 1.Вводная беседа. 2.Задание «Зачеркни все слова, написанные неправильно», «Найти, на каком рисунке яблоко меньше ананаса, но больше апельсина, раскрась яблоко», «Соедини точки линией». 3. Знакомство с электронными часами в быту. 4. Упражнение «Ныряльщик», «Сорви яблоко», «Равновесие -2», «Ладушки», «Вращение-2». 5. «Составление и решение простых арифметических задач на сложение, и вычитание (на наглядной основе)». «Формирование представлений о том, что объем предмета зависит от величины условной меры». «Воссоздание сложных по форме предметов из отдельных частей по контурным образцам». 6. Ритуал прощания. | 1 |
34 | 1.Вводная беседа. 2.Задание « Дорисуй узор до конца строки. Придумай и нарисуй свой узор». 3.Знакомство с электронными часами в окружающей действительности. 4. Упражнение «Счет на вдохе-выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо-нос», «Глаз-язык». 5. «Решение простых арифметических задач, пользуясь знаками «+»,«-», «=»».«Формирование представлений о том, что длина, вес, объем предмета зависит от величины условной меры». «Воссоздание сложных по форме предметов из отдельных частей по описанию, представлению». 6.Ритуал прощания. | 1 |
Тема: Диагностический блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение предмета». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических навыков. 6.Ритуал прощания | ||
36 | Тема: Диагностический блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение предмета». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических навыков. 6.Ритуал прощания | 1 |
Дидактическое оснащение:
- Диагностический материал
Методический комплект О.А. Романович, Е.П. Кольцовой «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 3-4 лет», «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4-5 лет», «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет», «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет», М, изд. «Владос» 2013г.
-Библиография
- Боровской И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.- М., 2004.
- Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 3-4,4-5,5-6,6-7 лет. / Методический комплект О.А. Романович, Е.П. Кольцовой.- М., 2013.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. М., 2005.
- Конашевич Т.Н Математика. Пространственные отношения. - Минск, 2008.
- Лалаева Р.И., Гермаковска А. «Предупреждение нарушений в овладении математикой», - С-П., 2007.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - От рождения до школы/ Под ред. . Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. -М., 2014.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. 2007.
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология № 1 2000.
- Сопровождение образовательной деятельности методами двигательной коррекции / Журнал «Логопед», Глазунов Д.А., Лмазай А.Н. -М., 2015.-№1,№4.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.
В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...
Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...
проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»
Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...
Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"
Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"...
Консультация: Развитие пространственно-временных представлений дошкольников
Данная консультация предназначена для родителей дошкольников и их участия в развитии пространственно-временных представлений....
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников...
Программа занятий по развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста
В настоящее время встречается все больше детей, у которых вызывает трудности ориентация в пространстве, квазипростанстве, а также временных интервалах, их особенностях и последовательности. В связи с ...