Самообразование «Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»
материал (старшая группа)
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования по ЗОЖ | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76 г. Челябинска»
ул. Котина, 50;ул. Правдухина 15а.
конт. тел. 772-86-29, e-mail: sadik.76@yandex.ru
План по самообразованию с детьми
Старшего возраста(5-6 лет)в группе «Улыбка»
на 2020-2021 уч. год
«Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»
Выполнила: воспитатель
первой категории Бабина Е.В.
2021
Участники проекта: дети возраста 5-6 лет
Начало работы: сентябрь 2021 г.
Окончание работы: май 2023г.
Форма самообразования: индивидуальная
Тема: «Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»
Актуальность:
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- научить " слушать" и "слышать" свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
Актуальность выбранной темы:
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
- Формирование понятия "не вреди себе сам"
- Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
План
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
Подготовительный | Сентябрь-Октябрь | 1.Изучение новой литературы. 2.Изучить педагогический опыт других педагогов 3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию. 4. Составить цикл тематических занятий (1 раз в месяц) для старших дошкольников | 1.Перспективный план по самообразованию. |
Практический | Ноябрь-апрель | 1. Консультация для родителей воспитанников на темы: «Роль родителей в физическом воспитании ребенка». «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»; «Закаливание детей в современных условиях»; «Особенности детского массажа», «Особенности культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста» «Берегите глазки». 2. Обновление и пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием 3. Изготовление картотеки прогулок, картотеки игр с массажным мячиком, картотеки «Упражнения с нестандартным оборудованием», картотеки подвижных игр. | 1. Пропагандировать ЗОЖ в среде воспитанников и родителей. 2. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни» |
Аналитика- прогностический | Май | 1.Анализ результативности проведенной работы. 2. Обобщение и распространение опыта. | 1.Выступление на итоговом педагогическом совете. 2.Составить план работы на следующий год. |
Литература
1.«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.
2.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 14-17.
3.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 5 — 9.
4.Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005.
5.Закаливание детей в современных условиях. Л. Веремкович, О. Иванова, И. Лашнева,.
6.Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
7.Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2.
8.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3. — С. 12 — 14.
9.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
10. Интернет ресурсы
Перспективный план
на 2021-2022 уч. г.
Месяц | Цель | Игровое задание |
Октябрь | Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма; учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я – такой, а он – другой) Познакомить детей с понятием “Здоровье”; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни. Учить детей осознанно подходить к своему питанию; дать знание о пользе витаминов, их значении для укрепления здоровья. | 1.Беседа: «Овощи и фрукты — полезные продукты»; Я это кто?, Что такое здоровье? Игра: «Что разрушает здоровье, что укрепляет, «Витаминное угощение», «У кого пена выше Обсуждение с детьми «Законов питания». Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», « «Врач по имени Пчела» Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке» Взаимодействие с родителями: Рецепты вкусной и здоровой пищи от семей |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Ноябрь | Формировать у детей навыки личной гигиены; учить видеть красоту в чистоте и опрятности. Вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма. Познакомить с простейшими правилами и первыми шагами по закаливанию организма. | Беседа «Почему нужно правильно мыть руки и лицо» Если хочешь быть здоров закаляйся! Игра: «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка» Учим золотые правила питания: а) не переедать; б) есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в) тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений. Чтение стихотворений: «Робин-Бобин», «Айболит» Дидактические игры: «Узнай на вкус» Памятка для родителей “Способы сохранения здоровья” |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Декабрь | Формировать знания детей о правилах личной гигиены и умениями пользоваться предметами личной гигиены. Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь. | Беседа: Для чего мне нужны предметы личной гигиены? «Зачем человеку зубная щетка»; Будь здоров! Отчего люди начинают чихать? Игра:«Угадай витамин», «Назови полезный продукт» Чтение стихотворений:«Грипп», «Простуда» Дидактические игры: «Наполни баночку витаминами» «Вопросы-ответы» Оформление папки – передвижки “Профилактика гриппа”, Составление сказок на тему “Зубная фея” |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Январь | Формировать представление о режиме дня. Раскрыть взаимосвязь здоровья и режима дня. Дать детям представление о диагностике, умении определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму; оказывать элементарную медицинскую помощь. | Беседа: «Здоровье и болезнь»; Почему ночью мне хочется спать? Я заболел. Почему когда я болею, у меня поднимается температура? Игра: «Угадай — ка», «Найди правильный ответ» Чтение стихотворений: «Аллергия», «Насморк Дидактические игры: «Группировка предметов», «Доктора природы» Консультация для родителей “Влияние режима дня на здоровье детей” |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Февраль | Формировать представление детей о труде врача и медсестры, уметь различать их труд; воспитывать положительное отношение к больным. Формировать у детей элементарные представления о микробах и вирусах, познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Формировать понимание важности заботы о собственном здоровье. | Беседа: Меня лечит врач и медсестра. Почему когда заболел надо обращаться в больницу? Игра: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят — спасибо говорят», Чтение стихотворений: «Ангина», «Горло» Дидактические игры: «Как вырасти здоровым?» «Городок здоровья» Взаимодействие с родителями: Составление кроссворда на тему “Здоровый образ жизни” |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Март | Формировать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Формировать знания о том, что природа является источником здоровья. Познакомить детей с лекарственными растениями и их лечебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Беседа: «Здоровье и окружающий мир» Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Почему я загораю, когда нахожусь на солнце? Какие лекарственные растения я знаю? Игра: «Несколько секретов о самом себе», Чтение стихотворений:«У жирафа – ангина Дидактические игры: «Различия и сходство предметов», «Назови предметы» Взаимодействие с родителями: Оформление книги “Лекарственные растения” |
Месяц | Цель | Игровые задания |
Апрель | Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям. Общее укрепление и оздоровление детей посредством спортивно-игровой деятельности, пропаганда здорового образа жизни. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки организма. Обучить детей несложным приемам самомассажа. | Игра: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку»; Спортивные игры и развлечения “Спортландия” Чтение стихотворений: «Ветрянка», «Тетка Хандра» Дидактические игры: «Что изменилось?» «Что сначала, что потом» Волшебные точки в организме. Самомассаж. Взаимодействие с родителями: Развивающий массаж и самомассаж для детского организма (обучающее практическое занятие для родителей) |
Месяц | Цель | Игровое занятие |
Май | Формировать у детей положительное представления о значении овощей и фруктов для здоровья человека. Систематизировать представления детей о вредных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье. | Беседа: Что будет если я не буду есть овощи и фрукты? Игра: «Холодно-жарко». Почему у меня болит живот, если я ем чипсы? Чтение стихотворений:«Животик» Дидактические игры: «Назови по порядку», «Разложи по порядку», Я хочу быть здоровым! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....
Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
Основные компоненты здорового образа жизни. Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Задача работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников....
Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего...
Воспитание основ здорового образа жизни у старших дошкольников совместно с родителями
Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...
Консультация для педагогов "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
"Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"...
Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, ...
Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дет...