Самообразование «Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»
материал (старшая группа)

Бабина Елена Валентиновна

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования по ЗОЖ37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 76 г. Челябинска»

ул. Котина, 50;ул. Правдухина 15а.

конт. тел. 772-86-29, e-mail:  sadik.76@yandex.ru

План по самообразованию с детьми

 Старшего возраста(5-6 лет)в группе «Улыбка»

на 2020-2021 уч. год

«Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»

Выполнила: воспитатель

первой категории Бабина Е.В.

2021

Участники проекта: дети возраста 5-6 лет

Начало работы: сентябрь 2021 г.

Окончание работы: май 2023г.

Форма самообразования: индивидуальная

Тема: «Воспитание основ здорового образа жизни дошкольников»

Актуальность: 

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
  • формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
  • привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  • научить " слушать" и "слышать" свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
  • снижение показателя заболеваемости;
  • положительная динамика показателей физического развития детей.

Актуальность выбранной темы:

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

 Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • Формирование понятия "не вреди себе сам"
  • Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

План

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.)

Подготовительный

Сентябрь-Октябрь

1.Изучение новой литературы.

2.Изучить педагогический опыт других педагогов

3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию.

4. Составить цикл тематических занятий (1 раз в месяц) для старших дошкольников

1.Перспективный план по самообразованию.

Практический

Ноябрь-апрель

1. Консультация для родителей воспитанников на темы:

«Роль родителей в физическом воспитании ребенка».

 «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»; «Закаливание детей в современных условиях»; «Особенности детского массажа», «Особенности культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста» «Берегите глазки».

2. Обновление и пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием

3. Изготовление картотеки прогулок, картотеки игр с массажным мячиком, картотеки «Упражнения с нестандартным оборудованием», картотеки подвижных игр.

 1. Пропагандировать ЗОЖ в среде воспитанников и родителей.

2. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни»

Аналитика-

прогностический

Май

1.Анализ результативности проведенной работы.

2. Обобщение и распространение опыта.

1.Выступление на итоговом педагогическом совете.

2.Составить план работы на следующий год.

Литература

1.«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

2.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 14-17.

3.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 5 — 9.

4.Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005.

5.Закаливание детей в современных условиях. Л. Веремкович, О. Иванова, И. Лашнева,.

6.Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

7.Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2.

8.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3. — С. 12 — 14.

9.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

10. Интернет ресурсы

Перспективный план

на 2021-2022 уч. г.

Месяц

Цель

Игровое задание

Октябрь

Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма; учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я – такой, а он – другой)

Познакомить детей с понятием “Здоровье”; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

Учить детей осознанно подходить к своему питанию; дать знание о пользе витаминов, их значении для укрепления здоровья.

1.Беседа: «Овощи и фрукты — полезные продукты»; Я это кто?, Что такое здоровье?

Игра: «Что разрушает здоровье, что укрепляет, «Витаминное угощение», «У кого пена выше

Обсуждение с детьми «Законов питания».

Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», « «Врач по имени Пчела»

Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке»

Взаимодействие с родителями: Рецепты вкусной и здоровой пищи от семей

Месяц

Цель

Игровые задания

Ноябрь

Формировать у детей навыки личной гигиены; учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

Вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма. Познакомить с простейшими правилами и первыми шагами по закаливанию организма.

Беседа «Почему нужно правильно мыть руки и лицо» Если хочешь быть здоров закаляйся!

Игра: «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка»

 Учим золотые правила питания: а) не переедать; б) есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в) тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.

Чтение стихотворений: «Робин-Бобин», «Айболит»

Дидактические игры: «Узнай на вкус»

Памятка для родителей “Способы сохранения здоровья”

Месяц

Цель

Игровые задания

Декабрь

Формировать знания детей о правилах личной гигиены и умениями пользоваться предметами личной гигиены.

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь.

Беседа: Для чего мне нужны предметы личной гигиены? «Зачем человеку зубная щетка»; Будь здоров! Отчего люди начинают чихать?

Игра:«Угадай витамин», «Назови полезный продукт»

Чтение стихотворений:«Грипп», «Простуда»

Дидактические игры: «Наполни баночку витаминами» «Вопросы-ответы»

Оформление папки – передвижки “Профилактика гриппа”, Составление сказок на тему “Зубная фея”

Месяц

Цель

Игровые задания

Январь

Формировать представление о режиме дня. Раскрыть взаимосвязь здоровья и режима дня.

Дать детям представление о диагностике, умении определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму; оказывать элементарную медицинскую помощь.

Беседа: «Здоровье и болезнь»; Почему ночью мне хочется спать? Я заболел. Почему когда я болею, у меня поднимается температура?

Игра: «Угадай — ка», «Найди правильный ответ»

Чтение стихотворений: «Аллергия», «Насморк

Дидактические игры: «Группировка предметов», «Доктора природы»

Консультация для родителей “Влияние режима дня на здоровье детей”

Месяц

Цель

Игровые задания

Февраль

Формировать представление детей о труде врача и медсестры, уметь различать их труд; воспитывать положительное отношение к больным.

Формировать у детей элементарные представления о микробах и вирусах, познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Формировать понимание важности заботы о собственном здоровье.

Беседа: Меня лечит врач и медсестра. Почему когда заболел надо обращаться в больницу?

Игра: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят — спасибо говорят»,

Чтение стихотворений: «Ангина», «Горло»

Дидактические игры: «Как вырасти здоровым?» «Городок здоровья»

Взаимодействие с родителями: Составление кроссворда на тему “Здоровый образ жизни”

Месяц

Цель

Игровые задания

Март

Формировать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Познакомить детей с лекарственными растениями и их лечебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа: «Здоровье и окружающий мир» Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Почему я загораю, когда нахожусь на солнце? Какие лекарственные растения я знаю?

Игра: «Несколько секретов о самом себе»,

Чтение стихотворений:«У жирафа – ангина

Дидактические игры: «Различия и сходство предметов»,  «Назови предметы»

Взаимодействие с родителями: Оформление книги “Лекарственные растения”

Месяц

Цель

Игровые задания

Апрель

Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

Общее укрепление и оздоровление детей посредством спортивно-игровой деятельности, пропаганда здорового образа жизни.

Воспитывать интерес к оздоровительному массажу. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки организма. Обучить детей несложным приемам самомассажа.

Игра: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку»; Спортивные игры и развлечения “Спортландия”

Чтение стихотворений: «Ветрянка», «Тетка Хандра»

Дидактические игры: «Что изменилось?» «Что сначала, что потом» Волшебные точки в организме. Самомассаж.

Взаимодействие с родителями: Развивающий массаж и самомассаж для детского организма (обучающее практическое занятие для родителей)

Месяц

Цель

Игровое  занятие

Май

Формировать у детей положительное представления о значении овощей и фруктов для здоровья человека.

Систематизировать представления детей о вредных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Беседа: Что будет если я не буду есть овощи и фрукты?

Игра: «Холодно-жарко». Почему у меня болит живот, если я ем чипсы?

Чтение стихотворений:«Животик»

Дидактические игры: «Назови по порядку», «Разложи по порядку», Я хочу быть здоровым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....

Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

Основные компоненты здорового образа жизни. Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Задача работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников....

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.        Проблема раннего...

Воспитание основ здорового образа жизни у старших дошкольников совместно с родителями

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...

Консультация для педагогов "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

"Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников             В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, ...

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дет...