Выступление «Формирование здорового образа жизни в детском саду»
материал
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 151.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
Выступление
«Формирование здорового образа жизни в детском саду»
Зароченцевой Ю.А.
воспитателем первой квалификационной категории
г. Бугуруслан
«Формирование здорового образа жизни в детском саду».
В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения должны реализовывать образовательную область «Здоровье» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание данной образовательной области направлено, в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать и понять, что представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включает:
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональный двигательный активный режим.
Закаливание организма.
Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней социальной и биологической среды.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно- методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной- работы план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни,массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в корзину» и т. д.
2. В играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики». «Побежим тихо как мышки».
3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
- соблюдение правил санитарии и гигиены;
- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультура;
- подвижные игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные игры.
Выполнение режима дня.
Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры:
- прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
- босохождение;
- воздушные ванны;
Активный отдых:
- праздники, развлечения;
- дни здоровья;
- малая олимпиада;
- игры-забавы.
Организация развивающей среды:
- физкультурный уголок;
- дидактические, настольные игры, альбомы;
- таблицы, модели на валеологическую тему.
Работа с родителями:
- родительские собрания;
- беседы, консультации;
- анкетирование;
- письменные консультации («Уголок здоровья»).
Нетрадиционные формы оздоровления:
- точечный массаж;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.
Занятия по валеологии и ОБЖ.
Чтение художественной литературы.
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро.
В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение.
Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.
Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
Педагоги ДОУ используют в своей работе следующие формы и методы:
- Интерактивная форма: анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.
- Традиционная форма: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
- Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах.
- Государственно - общественная форма: создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни в детском саду и в семье!» (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образо...
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни в детском саду
Обобщение опыта работы...
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни в детском саду
Обобщение опыта...
Консультация для воспитателей "Работа по здоровому образу жизни в детском саду"
Информация для воспитателей о работе по формированию здорового образа жизни у детей...
Презентация "Здоровый образ жизни в детском саду"
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков....
"Здоровый образ жизни - полезен он для всех!" Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.
Консультация для родителей, материал для сообщения на родительском собринии о формировании здорового образа жизни в детском саду....