Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
материал

Ольга Владимировна Суханова

Цель : Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием  здоровьесберегающих  технологий , массажёров.  

Задачи:

Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

Показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, самомассажа и др. для оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Цель : Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием  здоровьесберегающих  технологий , массажёров.  

Задачи:

Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

Показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, самомассажа и др. для оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации.

 По данным медицинского исследования с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Эта проблема была и остается актуальной. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование  привычки к здоровому образу жизни.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Взрослые не только охраняют детский организм от вредных влияний, но и создают условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Важным является правильный режим дня.

В ходе работы режима дня использую различные              самомассажи:          

                                         ДОЖДЬ

Дождь! Дождь! Надо нам           «бегают» пальчиками по лицу

Расходиться по домам!

Гром !Гром !Как из пушек           барабанят  пальчиками по лбу,

                                                              щекам.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!                           хлопают в ладоши.

Все под крышами сидят,       изображают «крышу» над головой

Только мой братишка в луже         гладят себя по лицу.

Ловит рыбу нам на ужин.          Проводят большими пальцами

                                                         по крыльям носа.

                 

ПРЕВРАЩЕНИЕ

Лепим, лепим ушки-         щиплют пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки-            мягко поглаживают брови, закрытые                                                                                                                                                                                                        

Видим далеко!                                              глаза.

Носик мы погладим,      большими пальцами гладят крылья

                                                      носа.

Усики расправим.            рисуют указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята,              кружаться.

А веселые зверята!               хлопают в ладоши.

                               

                                  ЧТО В ГОРБУ?

Дети стоят паровозиком. На вопрос стучат по спине впереди

стоящего. На ответ поворачиваются гладят по спине.

Что в горбу?

-Денежки!

Кто насыпал?

-Дедушка.

Чем он клал?

-Ковшом.

Каким?

-Позолоченным,

Сверху медью околоченным!        Стучат ребрами ладоней.

 

    Массаж ушей важная процедура при простуде, насморке, кашле,     аллергии (по С. М. Мартынову). Упражнения:

          1). Быстро загните уши вперед сначала  мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите (дозировка 3-6 раз). Этот простой прием массажа должен выполняться регулярно (укрепляет слизистые носа, горла и гортани), улучшает гибкость ушных раковин, способствует общему укреплению здоровья.

         2). Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками, дозировка 6 раз).

  «Массаж грецкими орехами»:

         А).  Катать  2 ореха между ладонями;

         Б).  Прокатывать 1 орех между пальцами;

         В). Удерживать несколько орехов между растопыренными       пальцами ведущей руки;

         Г). Удерживать несколько орехов между обеих рук.

 «Массаж шестигранным карандашом». Дети пропускают карандаш между одним, двумя, тремя пальцами, удерживая карандаш в определенном положении правой или левой руки.

 Детям нравятся пальчиковые игры . Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – влияет на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

 Большая роль отводится использованию кинезиологических  упражнений.(Это комплекс   движений, позволяющих активизировать  межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка. Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение.)  Эти упражнения улучшают  мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, памяти, облегчают процесс письма в будущем. К каждому четверостишию предлагаются небольшие  четверостишия, что позволяет вызвать у детей интерес к гимнастике.

Комплекс:

1). «Качание головой».

           «Покачаем головой,

            Неприятности долой!»

2). «Глазки».

          «Быстро, быстро поморгай,

           Потом глазкам отдых дай!»                 (моргать      глазами)

3)«Ушки».

           «Ушки быстро разотрем,

            И погладим и помнём!»              (массировать мочки ушей)

4). «Ротик».

          «Чтобы четко говорить,

          Рот подвижным должен быть!»      (открывать рот и

                                                                  четко  проговаривать слова)

5). «Ручки».

          «Чтобы ручкам силу дать,

           Нужно крепче их сжимать!»    (руки вперед, сжимать и      

                                                                      разжимать кисти)                              

6)«Чудо - глазки».

         «Нужно глазки открывать,

         Чудо чтоб не прозевать!»     (открывать и закрывать    

                                                                                глаза)                                                                                                                                                      

7). «Успокойся!».

         «Себя мы успокоим сами,

         Мы постоим с закрытыми глазами!»    (вдох- выдох     спокойный)  Физминутки включаются   во все виды деятельности. Они помогают отдохнуть, от статистического напряжения, переключиться на движение.

   Сделаны бутылочки «Надувалочки», пластиковые бутылочки из-под газированных напитков. В них посыпают конфеты мелкие или крупу, а в прорезь пробки вставляется трубочка для коктейля. Если дуть в трубочку при неплотно закрытой крышке, в бутылке получается салют. 5-10 выдохов способствуют не только улучшению вентиляции легких, но и повышению кислорода в крови, но и улучшению настроения 

А сейчас предлагаю тренажеры  для профилактики усталости глаз и снятия напряжения глаз.

Нам потребуется палочки (или карандаши можно использовать). Берем диск из- под скотча или делаем круг из полоски картона оклеиваем его сверху клейкой или цветной бумагой. Проделываем отверстие снизу и вставляем палочку, смазанную сверху клеем «Момент», получилась заготовка.

Чтобы сделать лицо для куколки, берем  плотные круги из картона, накладываем по диаметру на круг  и приклеиваем к передней и задней части. Передняя часть- вырезаем детали – части лица куколки. Для этого берем кусочки клейкой или цветной бумаги, вырезаем глазки носик, ротик, можно нарисовать части лица. Задняя часть – обклеиваем ее сверху и по бокам шерстяными нитками, получаются волосы. Можно украсить бантиками и др.

Образ куколки может быть любой, это мальчик или девочка, любой сказочный герой, это может быть солнышко или то, что вам больше нравится.

Гимнастика для глаз.

1 вариант:

Ребенок берет куклу в вытянутую руку, смотрит на нее прямо перед собой. Ведет руку вправо, голова прямо, а глаза следят за движением куколки. Потом влево, вверх – вниз.

2 вариант:

Воспитатель держит на вытянутой руке тренажер-куколку и просит детей следить глазами за движением куколки, узнать, что нарисовано в воздухе.

Воспитатель рисует любые геометрические фигуры, восьмерки. Дети следят и называют, что было нарисовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми...