ПРОГРАММА по здоровьесбережению
методическая разработка (младшая группа)
ПРОГРАММА по здоровьесбережению во 2 младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya_vtoraya_mladshaya.docx | 74.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по здоровьесбережению во 2 младшей группе
Санкт-Петербург,
2021
Содержание
Режим двигательной активности детей в течение года 6
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе 7
Закаливающие мероприятия (2 младшая группа) 14
Воспитание у детей культуры здоровья, 16
Комплексно-тематический план 17
Список используемой литературы 20
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребѐнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и пра- вил…и не свод требований к режиму, питанию, тру- ду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармонич- ной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творче- ства».1
В. А. Сухомлинский
По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчѐтливо наблюдают- ся тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь не- которые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здо- ровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым про- студным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что до- школьный возраст является решающим в формировании фундамента физиче- ского и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится по- нятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через исполь- зование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуаль- ных возможностей и способностей.
Задачи:
- Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необхо- димости заботы о своем здоровье
- Формирование знаний, умений и навыков, которые необхо- димы для сохранения и укрепления здоровья
- Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
- Создание здоровьесберегающей среды в группе
- Организация рационального двигательного режима для раз- вития двигательных навыков детей и увеличения работоспособно- сти организма
- Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз- личным заболеваниям посредством системы закаливания
- Создание оптимальных условий для всестороннего полно- ценного психофизического развития детей и укрепления их здоро- вья
- Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов
Ожидаемые результаты:
- улучшение показателей физического развития, эмоциональ- ного состояния;
- благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольни- ков (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
- оптимальное функционирование организма;
- формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
- сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, уме- ний и навыков, полезных привычек;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельно-
сти:
- улучшение показателей физического развития, эмоционального со-
стояния;
- благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (сни- жение числа случаев заболеваний в течении года) ;
- оптимальное функционирование организма;
- формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
- сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды
Термины и понятия
Здоровье – состояние физического и социального благополу- чия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образо- вании – технологии, направленные на решение приоритетной зада- чи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном об- разовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспита- ние валеологической культуры как совокупности осознанного от- ношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения пе- дагогов дошкольного образования;
- технологии валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;
- обеспечение социально-психологического благополучия ре- бенка;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- медико-профилактические технологии.
Режим двигательной активности детей в течение года
Виды двигательной активности | 2 мл. группа |
1. Организованные хороводные игры, п.и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые про- цессы | 15-30 мин |
2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двига- тельная и т.п. | 1 час |
3. Утренняя гимнастика | 5 мин |
4. Физкультурное занятие | 15 мин |
5. Музыкальное занятие | 2 раз в неделю по 15 мин |
6. Физкультминутки | 1-3 мин 3р в день |
7. Организованная деятельность на прогулке: п.и., мед- ленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, во- дой, спорт. игры и т.д. | 15-30 мин |
8.Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном обо- рудовании, со спортинвентарем, творческие игры | 1 час |
9. Упражнения после дневного сна | 5 мин |
10.Организованная двигательная деятельность детей по- сле полдника: хороводные игры, п.и., упражнения со спортинвентарем и др. | 1 час |
11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, твор- ческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательными и строительыми игрушками и др. | 1 час |
12.Спортивные развлечения | 1р в неделю |
13.Спортивный праздник | 2р в год |
14.Неделя здоровья | 2р в год |
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе
Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функ- ции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппара- та, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию цен- тральной нервной системы.
- Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Еже- дневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно во- влекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимна- стика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из со- стояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятель- ность всех органов и систем.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Я использую различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражне-
ний;
– сюжетная гимнастика;
- гимнастика с применением методов снятия психоэмоционального
напряжения;
- гимнастика с применением элементов ритмической гимнастики, хо- роводов;
- гимнастика с применением элементов корригирующей гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физ-
культурном зале или в группе.
- Дыхательная гимнастика
Я поддерживаю мнение многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребѐнка глу- бокому выдоху для хорошей очистки лѐгких и улучшения их снабжения кис- лородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно че- рез нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребѐнка, профилак- тическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребѐнка сморкаться не
через обе ноздри, а поочерѐдно. Во время прогулок полезно учить ребѐнка медленно вдыхать и ещѐ медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздо- ровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать
основные правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражне- нии, что увеличивает его положительное воздействие;
- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удо- вольствие;
- дышать надо носом;
- все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
- привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
- воздух должен входить и выходить из лѐгких одной непрерывной струѐй.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.
- Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребѐнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
- Пальчиковая гимнастика
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребѐнка находится на кон- чиках его пальцев».2 Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева,
А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Развитие ребѐнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребѐнка. Воздействуя на тонус руки ребѐнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имею- щими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихо- творного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Се- мья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответ- ственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это являет- ся, своего рода, мотивацией детей.
- Игровой массаж и самомассаж
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадици- онных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещѐ в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный то- нус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет акти- визировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лѐгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного ша- рика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Я использую в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки. Массаж и самомассаж я провожу 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у до- школьников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим масса- жам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребѐнка возникал кон- кретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с са- мого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике само- массаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстракт- ного мышления, интеллекта, развитие речи.
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребѐнка на 75%.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его за- ключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Прово- дится 2—3 раза в день.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучше- ния работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболе- ваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
Комплекс упражнений представлен в Приложении № 5.
- Гимнастика после сна
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэто-
му после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позво- ляющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный то- нус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети про- ходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и сте- пень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна сни- жен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными ин- тонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она разви- вает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - со- судистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентра- цию внимания.
- Динамические паузы и физминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомле- ние и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребѐнку сменить позу, расслабить- ся. А короткая, но интенсивная нагрузка приведѐт лишь к обратному эффек- ту. Я провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные «рас- тягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повыша- ют уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению са- мочувствия.
В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотво- рений к конкретному занятию:
- содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его про- граммными задачами;
- стихи должны быть с чѐтким ритмом, так как под них легче выпол- нять разнообразные движения;
- сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.
- Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профи- лактики нарушений осанки и плоскостопия
Осанка – это приобретѐнное человеком в ходе роста привычное, непринуждѐнное положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие боль- шое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребѐнка сохранять пра- вильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужден- ная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессирова- нию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:
- создание оптимальных гигиенических условий
- проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.
Игры, которые я провожу в своей группе, направлены на общее оздо- ровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постанов- ки головы и туловища в положениях « стоя», «сидя» и в движениях.
Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна де- тей (ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам), а игры и упраж- нения по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во вто- рой половине дня, в зависимости от нагрузки .
Система закаливания детей
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организ- ма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро из- менять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным услови- ям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадост- ностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Требования к проведению закаливания:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- положительные реакции ребенка на закаливание;
- непрерывность закаливания;
- наблюдение медперсонала за ответными реакциями , постоянные консультации с педиатром;
- согласие родителей.
Закаливающие мероприятия (2 младшая группа)
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания |
ВОЗДУХ | Прогулка | На свежем воздухе, в одежде по сезону | _ |
ВОЗДУХ | Сон в провет- ренном поме- щении | Учитывать физиче- ское и соматическое состояние детей | Температура воздуха в спальне ниже 14 гра- дусов |
ВОЗДУХ | Воздушные контрастные ванны | Использование разни- цы температур(под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);во время прогулок(в теплое время года-в майках и трусах) | Температура воздуха ниже нормы, наличие противопоказаний |
ВОЗДУХ | Хождение бо- сиком | После «тихого часа», по массажным дорож- кам как профилактика плоскостопия | Температура воздуха ниже нормы, наличие мед.отвода |
ВОДА | Полоскание рта | Перед дневным сном кипяченой водой ком- натной температуры | _ |
ВОДА | Умывание, мы- тье рук | Постепенно снижать температуру воды до 14 градусов, после процедуры обтирание полотенцем до разо- гревания кожи | Наличие мед.отвода |
СОЛНЦЕ | Солнечные ванны | На прогулке -утром и во второй половине дня | Хронические заболе- вания, температура свыше 30 градусов |
В.А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, -значит дать ему всю полноту жизненных радостей»3.
Здоровьесберегающая среда.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное раз- витие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
- скакалки,
- мячи,
- обручи,
- массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),
- пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного мате- риала,
- массажные шарики,
- ленточки,
- лесенка для лазания и перешагивания,
- дуга для подлезания,
- тренажер для формирования равновесия,
- ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,
- мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель,
- кольцеброс,
- кегли для сбивания мячиком,
- тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания),
- пособия для развития глазомера (на стене). Также в группе имеются пособия:
- для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бу-
сы»,
- комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимна-
стике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,
- цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например, нра- вится детям модуль «Гусеница»).
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогу- лок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками
для формирования привычки к здоровому образу жизни
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зави- сит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процес- сом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять
его;
- компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эф-
фективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения пра- вил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, воло- сами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, по- сле любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой во- дой комнатной температуры.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целена- правленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию при- вычек к здоровому образу жизни.
Комплексно-тематический план
по валеологическому воспитанию детей во 2 младшей группе
- Тема: «Это – Я и мои друзья».
Сентябрь
О.Ц.: Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, ру- ки, ноги)
- Тема: « Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».
О.Ц.:Формировать умение называть сверстников по именам; действовать со- гласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброже- лательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; раз- вивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним
- Игротерапия.Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.
Октябрь
- Тема: «Водичка, водичка».
О.Ц.: Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчѐсываться, пользоваться носовым платком
- Умоем куклу Дидактическая игра
О.Ц.:Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддер- живать положительные чувства к процессу умывания
- Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щѐтка только для те- бя… » Чтение художественной литературы О.Ц.:Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
Ноябрь
- Тема:« В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет. О.Ц.: Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач забо- тится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых
- Игра – инсценировка «Оля и Айболит»
О.Ц.: Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соот- носить со словом игровые действия с куклой
- Кукольный театр «Мишка заболел»
О.Ц.: Закрепить полученные знания о работе мед.персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким
Декабрь
- «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра О.Ц.:Познакомить с сезонными видами одежды и еѐ назначением по сезонам; развивать потреб- ность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды
- «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О.Ц.:Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней
одежды на куклу) ; доставить детям радость
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок О.Ц.:Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно оде- ваться на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезон- ной одежды людей
Январь
- «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра.
О.Ц.: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу,
накрыть еѐ одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой
- «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра
О.Ц.:Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последователь- ность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды
- Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение ска- зок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон».
О.Ц.:Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим де- тям. Формировать правила культуры поведения во время режимных процес- сов
Февраль Витамины 1. « О пользе витаминов» Беседа Рассматривание наглядного пособия.
О.Ц.:Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.
- «Где живут витамины» Дидактическая игра
О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах
- «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее
Март
- «Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа.
О.Ц.: Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.)
; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – по- мыть руки, помыть продукты и др.)
- «Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа.
О.Ц.: Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.
- «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О.Ц.:Рассказать детям о пользе молочных продуктов
- «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа.О.Ц.: Обобщить знания детей о полезных продуктах
Апрель
Спорт – наш друг. 1. «Как стать сильным здоровым? » Беседа О.Ц.:Уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным заня- тиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом
3. «Зачем надо заниматься спортом? » Кукольный театр О.Ц.:Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных за- нятий. Воспитывать интерес к спорту
3. «Утренняя гимнастика» Беседа.
О.Ц.: Рассказать детям о пользе зарядки.
Май
- «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » Беседы.
О.Ц.: Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мо- тивация деятельности детей на прогулке
- «Что такое хорошо, что такое плохо… » Кукольный театр
О.Ц.:Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.)
- «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник
О.Ц.:Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному ме- роприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни.
Список используемой литературы
- Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровитель- ной работы с дошкольниками, 2006
- Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007
- Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образова- тельном учреждении (практическое пособие), 2006
- Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005
- Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007
- Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровле- ния дошкольников, 2006
- Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья»,
2009
- Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009
- Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. физическая культура в дошколь-
ном детстве, 2006
- Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009
- Чеменева А. А. . Горбунова Л. В. , Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования до- школьников, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ
современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Картотека методических разработок по здоровьесбережению.
Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...
"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"
Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...