Закаливание
статья

Положкова Маргарита Владимировна

закаливание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть

оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно

всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей

условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и

закалился. Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько

своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения. Очень

важно при подготовке к лету выяснить, кто из воспитанников проведет все

лето или часть его вместе со своими родителями и не будет временно

посещать детский сад.

«Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми

высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная

мудрость.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом и,

конечно же, закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в

возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему

чрезвычайно актуальной.

Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления

иммунитета и профилактики заболеваний.

Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с

дошкольного, так как это период, когда закладываются основы здорового

образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с

обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения

здоровья, приведут к положительным результатам.

Так что же такое закаливание?

Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным

образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость

организма ребенка.

Принципы закаливания:

1.Систематичнось использования закаливающих процедур

2.Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур

4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья

5.Комплексность воздействия природных факторов

6.Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим

процедурам

Правила и противопоказания

Закаливание в детском саду может проводиться при определенных

условиях:

 1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании

уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

 2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к

более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды,

например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении.

3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и

здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также

положительный настрой ребенка.

4) на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.

 Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд

противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно:

- если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической

прививки;

- если еще не прошло двух недель после обострения хронического

заболевания;

- карантин в детском саду;

- повышенная температура у ребенка вечером;

- страх у ребенка перед закаливанием.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует

на окружающее.

2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно

участвует во всех играх и занятиях.

3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не

отвлекается.

5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин.), во время

сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и

света.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия

физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом

(воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные

процедуры).

Летняя оздоровительная работа в условиях ДОУ

Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе

2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее

время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит

придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.

Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с

воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к

применению всех видов и методов закаливания следует подходить

дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого

ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы

закаливания и тому подобное.

Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным

для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех

режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его

хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима

необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов

питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.

Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей.

Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода

эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают

работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные

средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость

организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему

способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям.

Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде

усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они

вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные

возможности отдельных органов и систем.

Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей

являются прогулки, которые организуют на игровых площадках,

оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на

прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения,

наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей,

развивает их движения, формирует физические качества, повышает

жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний

период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного

пребывания детей на свежем воздухе.

Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где

солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных

уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением

медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к

солнцу, особенностей состояния их здоровья.

Во время двигательной активности в организме человека повышается

теплообразование. Если же температура воздуха превышает рекомендуемые

пределы, то процесс теплоотдачи организмом затрудняется, что приводит к

перегреву, нарушению теплового равновесия.

Все это может способствовать ухудшению функционирования

физиологических систем, которое не только снижает эффективность

деятельности, но и негативно влияет на здоровье ребенка, способствует

простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жары при температуре + 30

°С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на

более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать

на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.

На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие

дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура

воздуха способствуют обезвоживанию организма.

Природные факторы (солнце, вода, воздух) надо задействовать умеренно, не

забывая об основных требованиях к закаливающим процедурам: системность,

последовательность, регулярность, учет состояния здоровья и

эмоционального отношения ребенка к оздоровительным процедурам.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом

— воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в

теплую погоду при открытых окнах);

— воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые организовывают

каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую погоду. При

закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону и

погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый

тепловой комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности,

чтобы дети не перегревались);

Закаливание водой

— обтирания (начинать закаливание водой можно с влажного обтирания (1-2

минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса, потом ноги.

Температура воды от +32 С, +28 С до +22 С, +20 С.

— обливание (закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная

процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и

горячему песку. После прогулки также можно обливать ноги детей нагретой

на солнце водой из полиэтиленовых бутылок);

— купания ( в резиновых бассейнах, установленных на площадках, в

открытых водоемах вместе с родителями);

— ходьба по влажному коврику, смоченному в солевом растворе.

Закаливание солнцем

Детям рекомендуется кратковременное пребывание на солнечном участке.

Крайне осторожно солнечные ванны назначаются детям от 1 до 3 лет.

Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже

+18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее

прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).

Загорать часто, но непродолжительно.

Лучшее время для загорания: в средней полосе – 9-11 и 16-18 часов; на юге –

8-11 и 17-19 часов.

Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист

и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к

закату.

Не рекомендуется загорать непосредственно перед едой и сразу после нее.

Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а

заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Абсолютным

противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура

воздуха от +30 С.

Система мероприятий по закаливанию и укреплению здоровья детей на

летний оздоровительный период

Закаливание детей – это система воздействия, которая повышает

выносливость детского организма к воздействию внешней среды,

способность быстро приспосабливаться к неблагоприятным климатическим

условиям с помощью различных средств самозащиты организма.

Систематическое и разумное использование естественных факторов природы

способствует повышению физической и умственной работоспособности,

снижению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

При закаливании следует руководствоваться следующими принципами:

последовательность, систематичность, учет индивидуальных особенностей,

отсутствие страха, негативных чувств. В закаливании детского организма

используются следующие факторы: воздух, вода, солнечное тепло.

Виды и особенности организации закаливающих мероприятий для

дошкольников:

1. Воздушные ванны — не требуют специальных мер и затрат времени:

Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма!

- Прием детей на улице (все группы, кроме группы раннего возраста в

период адаптации)

- Утренняя гимнастика на воздухе (июнь – август) - от 3 – 7 лет

- Физкультурные занятия на воздухе - в течение года (10 – 30 мин., в

зависимости от возраста) – от 3 до 7 лет

— Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок), вне

зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) - все

группы. Не перегревать детей в жару, надевать панамки, использовать одежду

из натуральных тканей, продолжительность до 30 минут.

- Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин., в

зависимости от возраста), а также в течение дня – все группы.

- Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, (в течение года) – все

группы

- Выполнение режима проветривания помещения (по графику), ежедневно, в

течение года (t воздуха + 20) – все группы

- Дневной сон с открытой фрамугой (t воздуха +15 +16), ежедневно (июнь –

сентябрь);

- Сон без маек (от 3 – 7 лет)

- Контрастные воздушные ванны – после сна, на физкультурных занятиях

 (12 –мин., не менее 6 перебежек по 1–1,5 мин., t воздуха +13 +16;

t воздуха +21 +24) - от 3 – 7 лет

-Дыхательная гимнастика - во время утренней зарядки, на физкультурном

занятии, на прогулке, после сна, ежедневно, в течение года.

- Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно, в

течение года.

- Хождение босиком по травяному покрытию – на прогулке (июнь – август)

2. Солнечные ванны — ультрафиолетовые лучи, бактерицидный эффект,

противорахитное влияние.

Строго дозируются, проводятся с разрешения медиков, организуются с 9 до

12 часов утра и после 16 часов. Вечером, начинать с 3-4 мин, доводя до 15

мин единовременно, 40 минут в течение дня, заканчиваются водными

процедурами.

3. Водные процедуры — самое действенное средство закаливания:

— ежедневно прохладное обширное умывание, мытье рук до локтя, шеи,

области декольте t начальная 32°С, каждые 3 дня снижается на 1°С до t 22°с;

(все группы)

- Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки, после сна

(t воды + 28 +20) , ежедневно ( все группы )

Игры для закаливания рук

Водопад – ребенок набирает воду в емкость и, сливая ее, создает водопад,

другой ребенок подставляет под него ладони.

Игры с мылом – маленькие куски мыла опускаются на дно таза. Ребенок

ловит их ладошками.

Выжми мочалку – взрослый предлагает ребенку наполнить миску водой с

помощью губки, набирая в нее воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито – ребенок льет воду из стакана в сито. Спросите у него, почему

вода утекает?

- Полоскание рта – после каждого приема пищи (50 – 70 мл. воды t воды +

20) , ежедневно - 3 раза в день (от 3 – 7 лет) .

- Полоскание горла – после сна (нач. t воды + 36 до + 20), ежедневно (от 4

– 7 лет)

- Гигиеническое мытьё ног на воздухе после прогулки (июнь – август) (от 3

– 7 лет)

— обливание ног на прогулке, t начальная 36°С до t 24°С, растирание

полотенцем, одновременно массаж кожи;

— при соответствующих условиях хождение по воде t 22°С, купание в

плавательном бассейне, t воздуха выше 26°С, t воды 24°С – 26°С.

- «Обширное умывание» – от 3 – 7 лет

4. Ходьба босиком: предложить детям разуться, походить по траве, мягкой

земле, песку, гладким камням.

Оздоровительный эффект: профилактика плоскостопия, развитие

тактильных ощущений.

5. Ходьба по «Дорожке здоровья»: ходьба босиком ежедневно для

профилактики плоскостопия, развитие тактильных ощущений с

использованием природных наполнителей (соль, песок, каштаны, фасоль,

горох, гречка).

6. Санация воздуха солевой лампой, ионизация: ежедневно, по графику

санация и ионизация воздуха в помещении ДОУ

Профилактика плоскостопия, искривлений позвоночника: включение

упражнений в двигательные паузы, комплексы утренней гимнастики и

гимнастики пробуждения, ежедневно в хорошо проветренном помещении, с

использованием дополнительного оборудования

Пальчиковая гимнастика: ежедневно, в течение дня, как физкультминутка на

занятиях, в свободное время, как специальное занятие с использованием

стихов, песен, потешек, звукоподражание.

7. Дыхательная гимнастика: в течение дня на свежем воздухе, в хорошо

проветренном помещении, игры-звукоподражания для вентиляции легких,

развития грудного дыхания, активизации головного мозга.

8. Психогимнастика: для снижения возбуждения, снятия напряжения, в

свободное время как специальное занятие.

9. Психологическая разгрузка: для снижения возбуждения, снятия

напряжения, действует успокаивающе на нервную систему, снятие усталости,

оптимизации психических процессов.

10. Цветотерапия: влияние на самочувствие, физиологию – успокаивающе,

активизирует деятельность органов, систем в зависимости от цвета спектра.

11. Музыкотерапия: для успокоения нервной системы, как сопровождение

режимных моментов, в творческой деятельности, создание «Картин

настроения».

12. Оздоровительный бег: ежедневно во время утренней гимнастики с

детьми старшего дошкольного возраста, 3 – 4 мин.

Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья»

летом

 Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям

(песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные

дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3

минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием

элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее

элементов:

травяной покров,

песок,

влажный песок,

гравий,

галька,

круглые бревна мостиком,

камни, травяной покров.

Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

Общая воздушная ванна

 В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице,

раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3

минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя

пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

 Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается

контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 –

+15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках

занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью,

перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым

контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница

температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал

хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат

устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из

комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию

сильного воздушного потока.

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков:

1) резиновый с шипами;

2) циновка;

3) коврик с шипами;

4) ребристая доска;

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:

1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней

полотенце;

2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание

на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет

- по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С

пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и

майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся

дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на

«дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной

мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется

хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по

влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре

воздуха не ниже +20°С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...