Освоение водного пространства детьми дошкольного возраста.
консультация

Лидия Витальевна Старикова
Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_vodnogo_prostanstva.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «Космос»

Выступление на педсовете по теме:

«Освоение водного пространства детьми дошкольного возраста».

Подготовительные упражнения для освоения с водой

        С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:

формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;

освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;

устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению.

        Выполнение подготовительных упражнений позволяет ребенку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.

        Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.

        Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.

        Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др.) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

        Умение дышать и открывать глаза в воде, получаемое на первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того, как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки.

        Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности — от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Они служат основным учебным материалом на первых уроках плавания, а также для проведения игр и развлечений на воде. Все эти упражнения выполняются на мелком месте (глубина воды – до уровня пояса или груди занимающегося).

        Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.

        Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды .

        Задачи:

быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

        Упражнения:

        Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.

Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.

То же с помощью одновременных гребковых движений руками.

Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

«Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

«Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки.

 Упражнения для освоения с водой

        Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде

        Задачи:

устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;

ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

        Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

        Упражнения:

        Набрать в ладони воду и умыть лицо.

Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

        3. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

        4. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

        5. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением в воду с головой.

Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

        6. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.

 Погружения, подныривания и открывание глаз

Всплывания и лежания на воде (рис. 3).

Задачи:

ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

— освоение возможного изменения положения тела в воде.

Упражнения:

Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.

«Медуза». Выполнив упражнение «Поплавок», расслабить руки и ноги.

«Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

7. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.

8. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду; затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.

Рис. 3 – Всплывания и лежания

        Выдохи в воду

Задачи:

освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;

освоение выдохов в воду.

Упражнения:

Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).

Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, — выдох.

То же, погрузившись в воду с головой.

Упражнение в парах — «Насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи – выдохи; для вдоха поднимать голову вперед.

Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха

Рис. 4 – Выдохи в воду.

        Скольжения

Задачи:

освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

умение вытягиваться вперед в направлении движения;

освоение рабочей позы пловца и дыхания.

Упражнения:

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

То же, руки вдоль туловища.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

То же, руки вытянуты вперед.

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.

То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.

Выдохи в воду

По теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Мониторинг качества освоения образовательной программы дошкольного образования детьми дошкольного возраста

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мо...

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...

Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по вопросу безопасности на водных объектах

6 и 7 сентября в детском саду прошли образовательные мероприятия, посвященные безопасности на водных объектах..Беседы:-«Правила безопасности на воде летом»-«Расскажем Зайке-Любо...

Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...

Статья "Деятельностный подход при освоении зеленых аксиом детьми дошкольного возраста в ЭО УР"

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, требующих активности ребенка в разных видах деятельности.Поэтому так востребован деятельностны...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА /консультация для воспитателей/

Деятельностный подход к развитию речи ребенка - залог успешной реализации одной из областей ФГОС....