Освоение водного пространства детьми дошкольного возраста.
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «Космос»
Выступление на педсовете по теме:
«Освоение водного пространства детьми дошкольного возраста».
Подготовительные упражнения для освоения с водой
С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:
формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению.
Выполнение подготовительных упражнений позволяет ребенку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.
Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.
Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.
Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др.) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.
Умение дышать и открывать глаза в воде, получаемое на первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того, как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки.
Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности — от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Они служат основным учебным материалом на первых уроках плавания, а также для проведения игр и развлечений на воде. Все эти упражнения выполняются на мелком месте (глубина воды – до уровня пояса или груди занимающегося).
Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.
Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды .
Задачи:
быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;
ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;
формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).
Упражнения:
Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.
Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.
Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.
Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.
Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.
То же с помощью одновременных гребковых движений руками.
Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
«Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.
«Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки.
Упражнения для освоения с водой
Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде
Задачи:
устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;
ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;
обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.
Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.
Упражнения:
Набрать в ладони воду и умыть лицо.
Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.
3. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
4. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.
5. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением в воду с головой.
Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.
6. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.
Погружения, подныривания и открывание глаз
Всплывания и лежания на воде (рис. 3).
Задачи:
ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
— освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения:
Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
«Медуза». Выполнив упражнение «Поплавок», расслабить руки и ноги.
«Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
7. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
8. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду; затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
Рис. 3 – Всплывания и лежания
Выдохи в воду
Задачи:
освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
освоение выдохов в воду.
Упражнения:
Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, — выдох.
То же, погрузившись в воду с головой.
Упражнение в парах — «Насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи – выдохи; для вдоха поднимать голову вперед.
Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха
Рис. 4 – Выдохи в воду.
Скольжения
Задачи:
освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
умение вытягиваться вперед в направлении движения;
освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения:
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.
То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
То же, руки вдоль туловища.
Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
То же, руки вытянуты вперед.
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.
Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.
Выдохи в воду
По теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)
Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного приме...
Мониторинг качества освоения образовательной программы дошкольного образования детьми дошкольного возраста
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мо...
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по вопросу безопасности на водных объектах
6 и 7 сентября в детском саду прошли образовательные мероприятия, посвященные безопасности на водных объектах..Беседы:-«Правила безопасности на воде летом»-«Расскажем Зайке-Любо...
Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...
Статья "Деятельностный подход при освоении зеленых аксиом детьми дошкольного возраста в ЭО УР"
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, требующих активности ребенка в разных видах деятельности.Поэтому так востребован деятельностны...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА /консультация для воспитателей/
Деятельностный подход к развитию речи ребенка - залог успешной реализации одной из областей ФГОС....