Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий с детьми"
консультация

Скуряева Надежда Юрьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatele1.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей

« Изготовление нетрадиционного оборудования»

Сегодня мы поговорим о повышении двигательной активности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного физкультурного оборудования.

        Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. К этой активности следует отнести такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного эмоционального состояния.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Конечно, физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Возникает вопрос: почему важно и необходимо развивать интерес к занятиям физической культурой?

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

         Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия материально-технической базы.

         Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, чтобы ребенок испытывал на занятиях физической культурой эмоциональный комфорт.

         Без интереса ребенок ничего не сделает, не добьется никаких положительных результатов. Успешна данная цепочка: Интерес – Желание – Осознание – Навык – Самостоятельная деятельность – Применение во всех сферах жизнедеятельности.

         Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий – являются основными условиями при обучении детей движениям. Рождаются эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

         Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

В настоящее время особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.

        Как же заинтересовать детей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для дошкольного возраста? Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

         Важен алгоритм: от игры – к привычке, от привычки – к потребности.

        Большое количество детей в группах, отсутствие возможности регулярно пополнять и обновлять физкультурное оборудование и желание сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными побудили меня к поиску новых форм работы.

Что такое физкультурное оборудование? Это оборудование, предназначенное для занятий спортом, для развития движения, для развития физических качеств.

         А что такое нетрадиционное физкультурное оборудование? Понятие «нестандартный» – не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный .

         Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.

Цели и задачи нетрадиционного физического оборудования:

Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой; повысить двигательную активность детей.

Задачи:

  • повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участию в играх;
  • способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  • чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
  • повысить моторную плотность физкультурных занятий;
  • уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
  • развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать требованиям:

- Безопасность (легкое, прочное, безопасное, экологичные материалы)

- Соответствие возрастным нормам

- Эстетичность (должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, должно быть ярким, красочным, привлекательным)

- Возможность применения в разных видах деятельности

- Мобильность

- Вариативность

- Гигиеничность

Какие же преимущества использования нестандартного оборудования при подготовке детей дошкольного возраста?

         Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий).

         Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально (полифункционально), что дает возможность применять его в различных видах движений. Мобильно.

         Использование нестандартного оборудования в играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.

         Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

         Нетрадиционное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям. Создает радостный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.

         Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без больших затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Нетрадиционные физкультурные пособия могут использоваться в любых формах занятий, имеют широкое применение (зал, группа, улица), хорошо интегрируются (счет, цвет, материал и т.д.). Пособия являются полифункциональными и отвечают основным педагогическим требованиям:

- доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);

- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;

- учитывают особенности психологического развития и образного восприятия дошкольника.

Кроме того, обогащают знания о мире предметов и их многофункциональности; приучают ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем.

         Таким образом, использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к выполнению физических упражнений, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение дня.

Невозможно обойтись без взаимодействия с родителями. Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Необходимо воспитателям стараться вызывать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей и через призму использования нестандартного физкультурного оборудования.

       

        Важно понять, чтобы заняться развитием общей координации, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется специального и дорогостоящего оборудования.

Для оценки эффективности использования нетрадиционного физкультурного оборудования рассматриваются следующие вопросы:

  1. Повышение интереса детей к занятиям физической культурой и физическим упражнениям: мотивированность, устойчивость, избирательность.
  2. Предоставление воспитанникам возможности выразить свою субъектную позицию (т.е. проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество).
  3. Улучшение показателей физической подготовленности (уровень двигательных качеств и навыков).
  4. Положительное эмоциональное отношение воспитанников к занятиям по физической культуре.

Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий позволяет:

- уделять особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях,

- значительно увеличить двигательную активность детей,

- увеличить интерес детей к занятиям физической культурой,

- улучшить технику выполнения движений.

         Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение действовать в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности.

Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

         Более точное представление о двигательной деятельности у детей дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении.

         Педагог, поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом ему помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное – каждому ребенку можно дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по изготовлению нетрадиционного оборудования "Мы гантели мастерим, сильными мы быть хотим!"

Мастер - класс по изготовлению нетрадиционного оборудования "Мы гантели мастерим - сильными имы быть хотим!"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые д...

Мастер-класс: «Изготовление нетрадиционного оборудования для формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников».

С целью развития и поддержания интереса детей к ЗОЖ и занятиям физкультурой  важно позаботиться о подборе  физкультурного оборудования и пособий. Создание любого нестандартного оборудов...

Конспект мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для занятий по физической культуре

Занятие  проводится во II полугодии. Для родителей старших и подготовительных групп...

Конспект проведения мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурных занятий

Нестандартное физкультурное  оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств, бросовых материалов. Оно является дополнительным стимулом физкультурно - оздорови...

Мастер – класс для педагогов Тема: «Изготовление нетрадиционного оборудования для проведения дыхательной гимнастики»

Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики.Задачи:-рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;-учит...

Конспект мастер - класса по теме: «Изготовление нетрадиционного оборудования для физического развития детей»

Познакомить педагогов с нестандартным оборудованием и возможностью егоиспользования на физкультуре и в группах....