Проект "Каша - матушка наша!" для средней группы детского сада
проект (средняя группа)

Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад общеразвивающего вида 7 «Солнышко»

Проект «Каша – матушка наша» для средней группы детского сада

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

        Климович Д.И.

Г.о. Балашиха,

 2020

Тип проекта: групповой, исследовательско - творческий,

интегративный.

Продолжительность: 8 -22 февраля

Участники проекта: дети старшей группы «Тюльпан», воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Важно побудить ребенка выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста, сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни. ЗОЖ - это в первую очередь умение пользоваться целебной силой даров земли. Но в наше время стали забывать традиции русского народа, меньше ценить значение каши для здоровья.

Планируемый результат:

Осознанное отношение к своему здоровью, понимание значимости употребления каш.

Цель проекта:

Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей о каше, как традиционном русском блюде.

2. Познакомить детей с тем, откуда каша к нам на стол пришла, целебной пользой злаков.

  1. Формировать потребности в здоровом образе жизни.
  2. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

5. Развивать познавательные способности детей, творческое воображение и мышление.

6. Привлечь родителей к проектной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Мультимедиа, презентации: «Откуда каша на стол пришла», «Секреты приготовления каш»; произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки о каше и злаках); тарелочки, мешочек, крупы, лупы; вязаный горшочек; тематические картинки и иллюстрации; костюм Сороки; бумага белая и цветная, восковые мелки, цветные карандаши, пластилин; музыкальное сопровождение.

Алгоритм разработки проекта:

  • Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Составление плана работы.

4. Подбор методической и художественной литературы по

выбранной теме проекта.

5. Сотрудничество и обсуждение темы проекта с родителями.

6. Вызвать интерес у детей и родителей к теме проекта.

7.Создание развивающей среды: подобрать материалы, дидактические игры, иллюстрированный материал, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности.

  •  Основной этап:

Формы организации работы с детьми:

1. НОД по теме: «Знакомьтесь - каша!».

2. Цикл познавательных бесед «Сегодня в меню - каша».

3. Организация выставки в книжном уголке по соответствующей тематике.

4. Знакомство с произведениями художественной литературы «О каше»: загадки, пословицы, поговорки, сказки, стихи, рассказы.

5. Слайдовая презентация «Откуда каша на стол пришла».

6. Экскурсия на кухню детского сада «Как нам варят кашу».

7. Просмотр мультфильмов: «Горшочек каши», «Богатырская каша», «Каша из топора».

8. Продуктивная деятельность.

9. Игровая деятельность: - дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Разбери крупу», «Растение - крупа - каша», «Подбери продукты для каши», «Угадай кашу, назови крупу»; - игра «Расскажи стихи руками» - «Каша»; - пальчиковая игра «Варись, каша!»;

  • хороводная игра «Раз - два - три! Ты, горшочек наш, вари!»;
  • сюжетно - ролевые игры: «Поварята», «Магазин», «Семья»;

- театрализованная деятельность «Про Машу и кашу».

Формы организации работы с родителями:

1. Анкетирование «Каша в семье».

2. Рекомендации для семейного чтения и бесед с детьми: «Кашу кушайте, про нее сказку слушайте».

 3. Сочинить сказку о пользе каши.

4. Копилка рецептов от родителей: «Попробуйте нашу кашу».

5. Делимся секретами приготовления каши - слайдовая

презентация родителей.

6. Консультации: «Значение каши в жизни человека», «Ай, да каша

- пища наша!»

7. Буклеты для родителей: «Все о каше и ее пользе».

8. Совместные работы с детьми по изобразительной деятельности в различных техниках: «Расскажи про кашу».

  • Итоговый этап:

Копилка рецептов каши.

 Выставка совместных работ «Крупы и каша».

 Досуг с участием родителей «Каша - пища наша».

Презентация проекта.

Выводы:

У детей повысился уровень знаний о традиционном русском блюде - каше.

 Сформированы знания основ правильного питания. Употребление каш, содержащих необходимые для нашего организма вещества и витамины, полезно для взрослых и особенно детей, помогает нормализовать пищеварение, лечит многие болезни и способствует их профилактике.

 Кашу любят малыши, едят ее от души.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад общеразвивающего вида 7 «Солнышко»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомьтесь - каша!»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

        Климович Д.И.

Г.о. Балашиха,

2020

Задачи и цели: 

Продолжать закреплять знания о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питании;

Дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.

Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;

Дать знания о том, как и из чего варят кашу.

Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено;

Предоставить возможность проявить творчество;

Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

 Материал: Разные виды круп; Картинки с продуктами для приготовления каши; Цветная бумага, ножницы, клей; Изображение ягод, орехов для украшения каши.

Предварительная работа: Экскурсия на кухню детского сада; Знакомство с пословицами и стихами о каше; Рассматривание разных видов круп; Разучивание игры — хоровода «варим кашу» Разучивание пальчиковой игры «Машина каша»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что чаще всего вы кушаете на завтрак?

Дети: Кашу.

Воспитатель: Правильно, кашу. Сегодня мы поговорим о каше. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети: Значит слабый.

Воспитатель: Да, вы правы, так говорят о слабых, хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Вы тоже вот сейчас пришли в садик, занимаетесь, потом пойдёте гулять, играть. Многие из вас любят бегать. На всё это нужно много сил и энергии, а в каше очень много витаминов и полезных веществ. Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними. Вспомните их.

Дети: 

1. Русская каша — матушка наша;

2.Кашу маслом не испортишь;

З. Что за обед, коли каши нет;

4. Щи да каша — пища наша;

5.Хороша кашка, да мала чашка;

6.Каша — кормилица наша;

7.  В родном доме и каша гуще;

8. Без каши семью не накормишь.

Воспитатель: Молодцы! Пословицы вы знаете. А вы знаете, что каша - это кушанье из крупы, сваренное на воде или молоке. А из какой крупы можно сварить кашу?

Дети: Рис, гречка, пшено, манка, овсянка.

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят. Показываю крупу

 Дети: Гречка — каша гречневая. Манка — каша манная. Рис — каша рисовая. Пшено — каша пшённая. Геркулес — каша геркулесовая. А если перловка — каша перловая.

Воспитатель: Как вы думаете, какая каша самая полезная?

Дети: Все каши полезны.

Воспитатель: Каждая каша полезна по- своему. Есть такая легенда. Один мальчик из Греции с детства очень любил геркулесовую кашу. Когда он вырос, он стал очень сильным и могучим. И люди стали его звать Геркулесом. Я обязательно, в следующий раз, расскажу вам о сильном Геркулесе. А про гречку люди говорят: «железная, полезная» В ней очень много железа. Теперь вы верите, мне, что все каши полезны. В них много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие полезные частицы, которые очень нужны вам для здоровья и роста.

Раздаётся шум.

Воспитатель: Что за шум! В группу вбегает озорная девчонка Девчонка: Здравствуйте! А что вы тут делаете?

Воспитатель: Мы о каше говорим. О том, какая она полезная. А ты кто такая, как тебя зовут?

Девчонка: А я девочка Маша. А кашу я не ем, не люблю я эту гадость!

Воспитатель: Ты не права, каша совсем не гадость. Ребята, расскажите Маше о пользе каши.

Дети: Читают стихи.

1. Лучше нет крупы, чем гречка!

Знает каждое сердечко

В доме нашем знает каждый

Гречка лучшая из каш!

2. Ну а мой приятель Вовка

Любит поедать перловку,

 И поэтому наш Вовка

Самый сильный из ребят.

3. Знаю точно-лучше риса

Нету каши для Бориса.

Геркулес Настасья любит,

Баба Фрося ест пшено.

4. На столе дымится каша

Где большая ложка наша?

Будем с кашей мы дружить,

 Лет до ста мы будем жить!

 Маша: Всё равно, не люблю!Она не вкусная. Конфета вкуснее! Воспитатель: Нет Маша ,мы тебе сейчас докажем, что каша полезнее конфет. Посмотри на наших ребят. Какие они здоровые, весёлые, щёчки у всех розовые. Потому что каждый день кашу едят. Наши ребята сильные и редко болеют. Давайте ребята покажем Маше нашу силу.

Дети выполняют спортивные движения под музыку «Богатырская сила»

Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу?

Дети: Называют продукты.

Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем. И ты, Маша поиграй с нами. Вставайте все в круг. Это горшок. Молоком будет Саша, солью — Настя, сахаром — Дима, крупой — Юля . Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее. Дети ходят по кругу взявшись за руки , воспитатель говорит слова:

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Наливаем молоко...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем соль...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем сахар...

Мы внимательными будем,ничего не позабудем!

Насыпаем крупу...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем нашу вместе сваренную кашу!

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

 Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных. Воспитатель : Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки показали, как надо кашу варить.

Маша: Мне понравилось у вас. Можно я ещё с вами побуду? Воспитатель: Конечно, оставайся.

Маша: Хоть я кашу и не люблю, но игру про неё тоже знаю. Хотите, научу?

Проводится пальчиковая игра «Машина каша»

Воспитатель: А знаете ли вы как кашу сделать еще вкуснее? Дети : Предлагают Добавить масло, варенье, изюм, орехи, ягоды и т.д. Воспитатель : Я предлагаю вам стать поварами. Да не просто поварами, а художниками своего дела. У меня для вас есть самые настоящие поварские колпаки, надевайте ! Вам нужно будет вырезать тарелку и кашу из бумаги нужного цвета. Потом украсить эту кашу различными добавками. Что можно добавить в кашу? ( дети перечисляют добавки) Для пшенной каши бумага нужна какого цвета? Для рисовой ? ( белая ) Для гречневой ? ( коричневую ) Для манной ? ( белая ) Для пшенной ? ( желтая )

Проводится аппликация : «Каша с различными добавками» Дети работают, звучит тихая музыка. « Маша» ходит хвалит детей, помогает им. По окончании работы дети рассказывают о своей каше, о том из чего она и чем украшена.

Воспитатель : Молодцы! Какая у всех красивая и полезная каша получилась. Я думаю, что теперь вы все полюбите кашу и расскажите всем своим друзьям о ее пользе. А теперь давайте послушаем ещё стихи о кашах, (заранее подготовленные дети читают стихи)

  1. Кушай кашу Геркулес – это чудо из чудес!
        Кушай, станешь силачом, любая гиря нипочём!
  2. Каша из гречки, где варилась? В печке.
       Кашу хвалили, на всех разделили.
  3. Каша белая из риса

     Полезней всякого ириса.

     Зерна белые тверды,

     Но налей в чугун воды,

     Да поставь на огонек,

    Да посыпь-ка сахарок,

    Подсоли немножко-

     И берись за ложку.

4. Кашу манную люблю,

К ней добавлю

Сочетание интересно-

 Очень вкусно и полезно!

Воспитатель : Я тоже знаю стихотворение :

Побывала в домах многих:

 И богатых, и убогих.

Много разного видала,

Кашу всякую едала.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои,

Варят кашу из любви.

Маша: Мне тоже ваша каша понравилась. Теперь я начну её есть каждый день на завтрак.

Воспитатель: Я предлагаю показать наши каши детям из соседней группы. Пусть и они узнают о пользе каши.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад общеразвивающего вида 7 «Солнышко»

Беседа на тему "Каша - матушка наша"

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

        Климович Д.И.

Г.о. Балашиха, 2020

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о кашах. Что же вам известно о кашах.

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Каша - одно из самых древнейших блюд в России. Наравне со щами каша стала, чуть ли не нашим национальным символом: "Щи да каша - пища наша". Так говорили в старину. Рестораны русской кухни можно встретить сегодня во всех странах мира. Наше кулинарное искусство занимает не менее почётное место, чем французское или, скажем, китайское. Несмотря на влияние восточных и западных соседей, наша кухня остаётся яркой и самобытной. И одно из любимых российских блюд - каша. Она наравне со щами стала, чуть ли не нашим национальным символом: "Щи да каша - пища наша!". Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово "каша" означало тоже, что и "пир". Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.

На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

Воспитатель: А из чего варятся каши?  (ответы детей). Из крупы. Из каких растений получают крупы?

Отгадайте загадки.

1. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

 На столбе золотом (колос)

2. Ты не клюй меня, дружок,

 Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

 В нём тогда таких как я,

Будет целая семья, (зёрнышко)

3. В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом, (пшеница)

4. Мала малышка - золотая кубышка, (просо)

5. Сидит мышка в золотой кубышке, (просо)

6. Как во поле на кургане

Стоят девушки с серьгами, (овёс)

7. В поле серёжки на тоненьких ножках, (овёс)

8. Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят,

Кто съест - похвалит. Что это? (гречка)

- Да, действительно, на Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Но каши варили не только в России. Англичане не могут представить себе завтрак без овсяной каши, которая называется поридж, в Африке любят каши из сорго. Жители Азии едят рис, а молдаване, румыны и болгары варят кашу из кукурузной муки - мамалыгу.

Каши у разных народов играли в питании особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной пищей, но и ритуальными, обрядовыми блюдами. Их приносили в жертву богам, кутью варили и сейчас варят на поминках и тризнах, невесту обсыпали зерном.

Иногда говорят: "С ним каши не сваришь!". Поговорка эта пришла к нам из седой древности. Арабский путешественник Ибн Фатланд, посетивший в 921- 922 гг. в качестве секретаря калифа Муктабара царство Волжских Булгар, был удивлён одним странным обычаем руссов. Когда два враждовавших племени заключили мирный договор, то вожди их сварили кашу и ели её вместе на глазах дружины. Без этого ритуала договор считался недействительным.

Позднее на Руси стали называть кашею брачный пир, так как жених и невеста должны были сварить вместе кашу и съесть её на глазах сватов и родни. Без этого свадебный контракт не считался законным. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "С ним каши не сваришь", т.е. не договоришься.

- Вот сколько интересного можно узнать о таком простом на первый взгляд блюде, как каша.

Каша - матушка наша

Щи да каша - пища наша

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

С ним каши не сваришь

Кашу маслом не испортишь

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

Щи да каша - еда наша

Разговорами каши не сваришь

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась

Кашу свари, да ещё в рот положи

Где щи да каша - там место наше

- Молодцы! А сегодня речь пойдёт о ... Отгадайте загадку.

Черна, мала крошка, А пользы в ней много.

В воде поварят, Кто съест - похвалит.

Что это?

- Конечно же, это гречка. Именно о ней говорили в русском народе: "Гречневая каша - матушка наша",

"Гречневая каша сама себя хвалит".

Эти русские народные пословицы восхваляют гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского русского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи. Гречиху любят не только люди, но и пчёлы. Пчёлы собирают с гречихи сладкий нектар. Гречневая крупа для нас символ повседневности. Во всём же мире её считают, чуть ли не элитарным продуктом. Её очень сложно выращивать и обрабатывать - она относится к продуктам здорового питания, которые традиционно стоят дороже, чем обычные.

Гречиха - это экологически чистое растение: Неприхотлива к почвам, её выращивают без химических удобрений. Не боится сорняков, самостоятельно вытесняет их с поля, поэтому для её выращивания не применяют пестицидов.

Гречиха содержит больше всего полезных для поддержания красоты и

здоровья веществ.

Гречиха издревле была излюбленной культурой у славян. Есть русская народная сказка "Крупеничка", в которой описано сказочное происхождение этой культуры. В старину, во время посева гречихи, пели песенку:

Крупеничка, красная девица, Кормилка ты наша, радость сердца. Цвети, выцветай, молодейся. Мудрее, курчавей завивайся. Будь всем добрым людям на угоду.

Во время посева, 13 июня, в день Гречишницы, всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба да без каши ни во что и труды наши!

Витаминами полна, Гречневая каша - матушка наша, Если скушаешь её, То захочется ещё. Витаминов в ней навалом. Я их перечислю. Фосфор, калий и железо и особенно белки Все полезны и важны, Для здоровья нам нужны.

- Ребята, про кашу есть немало скороговорок, которые нужно произносить правильно и быстро.

Разучивание скороговорок:

Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу с простоквашей.

Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.

Щи да каша - пища наша.

Поля в поле просо полет.

- Что нового узнали о гречневой каше? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"

Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....

Интегрированное НОД в средней группе детского сада "Наше настроение"

На занятии волспитанники закрепляют знания об эмоциональных состояниях человека....

Проект в средней группе детского сада "Наши добрые сказки"

Рассказывание сказок детям способствует более глубокому пониманию и укреплению отношений между ребенком и родителем....

Конспект занятия в средней группе детского сада. Наша страна - Россия

Конспект занятия в средней группе детского сада. Наша страна - Россия...

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....