Проектирование здоровьесберегающей среды средней группы ДОО
статья (средняя группа)

Фаткуллина Татьяна Александровна

         В дошкольных учреждениях дети проводят большую часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе. Медико - педагогические требования, предъявляемые к условиям пребывания детей в коллективе сверстников, базируются на результатах физиолого – гигиенических исследований о взаимодействии организма и среды в возрастном аспекте. Принципы, на которых основываются эти требования, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствуют их разнообразным потребностям. Как известно, высокая реактивность детского организма обусловливает его особую чувствительность к внешним воздействиям. На состояние работоспособности, активности, на самочувствие и здоровье детей в группе существенное влияние оказывают воздушно – тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещённости, характер предметно – игровой среды. Считается, что нормально развивающая среда – одно из главных условий для саморазвития и активности ребёнка.

         Ткань головного мозга ребёнка особенно чувствительна к недостатку кислорода в воздухе. Пониженное содержание кислорода оказывает негативное воздействие в первую очередь на нервную систему, работоспособность ребёнка. Он становится вялым, инертным, не активным, у него могут появиться неадекватные реакции, немотивированное поведение, повышенная утомляемость. Для того чтобы избежать ухудшения качественного состава воздуха в групповой комнате, необходимо регулярное проветривание. Проветривается группа в отсутствие детей до 4-5 раз в день, при благоприятной погоде и отсутствие ветра групповые комнаты можно проветривать и в присутствии детей (форточки и фрамуги открывают каждый час на 5-6 минут). Сквозное проветривание проводят только в отсутствие детей 1-2 раза в день. В холодное время года длительность проветривания 8-10 минут. Температура воздуха при этом может снижаться до +16, +18С. Сквозное проветривание прекращается за 30минут до прихода детей. Обычно температура воздуха в помещении групповой комнаты поддерживается в пределах +20, +21С.

            Контроль за температурой воздуха в групповых, спальных комнатах ведётся с помощью бытового термометра, прикреплённого на теневой стороне стены на уровне 0,8 – 1,2м от пола. Полноценное освещение групповой комнаты дневным светом является одним из существенных условий охраны зрения детей, поддержания их работоспособности. Доступ дневного света в помещение не должен ничем ограничиваться, поэтому окна не следует занавешивать не раздвигающимися занавесями, даже из лёгкой тюлевой ткани; на подоконнике не рекомендуется ставить комнатные растения с разветвлённой листвой и высотой более 15см вместе с подставкой. Поверхность подоконников должна быть свободна от посторонних предметов: книг, коробок, игрушек. Гигиеническим требованиям должно соответствовать и искусственное освещение, которое, как правило, используется в утренние часы в осеннее – зимний период года. Искусственное освещение (лампы накаливания или лампы «дневного» света) должно быть достаточным по уровню освещённости, соответствовать всем параметрам, существующим нормативам.
Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать большим количеством мягкой мебели, крупногабаритными игрушками. Все предметы – оборудование, пособия, игрушки – должны соответствовать нормативным медико – педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и при необходимости дезобработке.

           Проведение цикла тематических бесед с детьми: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Режим дня и его роль в жизни детей», «Роль утренней гимнастики», «Что такое микробы», «Здоровые зубы здоровью любы», «Витамины для здоровья», «Страна волшебная - здоровье», «Для чего нужна зарядка», «Полезные и вредные продукты», «Почему мы моем руки», «Средства личной гигиены», «Наши верные помощники. Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ».

Организация просветительной работы с родителями: «Хорошее зрение бережём с рождения», «Режим дня детей дошкольного возраста», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», «ЗОЖ и его элементы», «Движение – это жизнь!», «Средства личной гигиены», «Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей», «Профилактика простудных заболеваний», «Требования к обуви ребёнка». «Если ребенок часто болеет», «Культурно -гигиенические навыки, и их значение в развитии ребёнка».

Различные виды трудовой деятельности (труд на территории участка).

Загадывание загадок о ЗОЖ (с использованием ИКТ).

Чтение пословиц о ЗОЖ, объяснение их смыслового значения.

Чтение рассказов, стихов: С. Афонькина «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»,  «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?». Чтение рассказов, стихов: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А.Анпилов «Зубки заболели»,В.Бианки «Чей нос лучше»,Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», С Белявская «Юля- чистюля».Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий по теме.

Использование в целях обучения различных видов игр:

• настольно-печатные («Угадай, что загадаю», «Собери картинку»);

• словесные («Доскажи словечко», «Кто больше скажет о ЗОЖ»);

• сюжетно-ролевые («Мы - спортсмены», «Путешествие на корабле», «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка», «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка; «Оденем куклу Машу на прогулку» и др.

• дидактические игры («Исправь ошибку», «Да - нет» «Подбери картинки», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Угадай по запаху», «Разложи картинки по порядку», «Источники опасности», «Овощи - фрукты», «Узнай на ощупь», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию», «Что полезно и что вредно для зубов? », «Что одеваем сначала, а что потом».);

• игры малой подвижности («Назови скорей», «Вредное - полезное»);

• подвижные игры («Кот и мыши», «Самолёты», «У кого мяч?», «Будь внимательней» ,«Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.);

• игры на формирование ЗОЖ («Подбери картинки», «Кто я такой?», «Запомни движение», «Будь здоров»).

Ежедневная утренняя гимнастика.

Пальчиковые игры: «Замок», «Фрукты», «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться», «Мы во двор пошли гулять».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фаткуллина Т. А., воспитатель 

 ГБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида Приморского района

Санкт – Петербурга.

Проектирование здоровьесберегающей среды средней группы ДОО

         В дошкольных учреждениях дети проводят большую часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе. Медико - педагогические требования, предъявляемые к условиям пребывания детей в коллективе сверстников, базируются на результатах физиолого – гигиенических исследований о взаимодействии организма и среды в возрастном аспекте. Принципы, на которых основываются эти требования, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствуют их разнообразным потребностям. Как известно, высокая реактивность детского организма обусловливает его особую чувствительность к внешним воздействиям. На состояние работоспособности, активности, на самочувствие и здоровье детей в группе существенное влияние оказывают воздушно – тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещённости, характер предметно – игровой среды. Считается, что нормально развивающая среда – одно из главных условий для саморазвития и активности ребёнка.

         Ткань головного мозга ребёнка особенно чувствительна к недостатку кислорода в воздухе. Пониженное содержание кислорода оказывает негативное воздействие в первую очередь на нервную систему, работоспособность ребёнка. Он становится вялым, инертным, не активным, у него могут появиться неадекватные реакции, немотивированное поведение, повышенная утомляемость. Для того чтобы избежать ухудшения качественного состава воздуха в групповой комнате, необходимо регулярное проветривание. Проветривается группа в отсутствие детей до 4-5 раз в день, при благоприятной погоде и отсутствие ветра групповые комнаты можно проветривать и в присутствии детей (форточки и фрамуги открывают каждый час на 5-6 минут). Сквозное проветривание проводят только в отсутствие детей 1-2 раза в день. В холодное время года длительность проветривания 8-10 минут. Температура воздуха при этом может снижаться до +16, +18С. Сквозное проветривание прекращается за 30минут до прихода детей. Обычно температура воздуха в помещении групповой комнаты поддерживается в пределах +20, +21С.

            Контроль за температурой воздуха в групповых, спальных комнатах ведётся с помощью бытового термометра, прикреплённого на теневой стороне стены на уровне 0,8 – 1,2м от пола. Полноценное освещение групповой комнаты дневным светом является одним из существенных условий охраны зрения детей, поддержания их работоспособности. Доступ дневного света в помещение не должен ничем ограничиваться, поэтому окна не следует занавешивать не раздвигающимися занавесями, даже из лёгкой тюлевой ткани; на подоконнике не рекомендуется ставить комнатные растения с разветвлённой листвой и высотой более 15см вместе с подставкой. Поверхность подоконников должна быть свободна от посторонних предметов: книг, коробок, игрушек. Гигиеническим требованиям должно соответствовать и искусственное освещение, которое, как правило, используется в утренние часы в осеннее – зимний период года. Искусственное освещение (лампы накаливания или лампы «дневного» света) должно быть достаточным по уровню освещённости, соответствовать всем параметрам, существующим нормативам.
Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать большим количеством мягкой мебели, крупногабаритными игрушками. Все предметы – оборудование, пособия, игрушки – должны соответствовать нормативным медико – педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и при необходимости дезобработке.

           Проведение цикла тематических бесед с детьми: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Режим дня и его роль в жизни детей», «Роль утренней гимнастики», «Что такое микробы», «Здоровые зубы здоровью любы», «Витамины для здоровья», «Страна волшебная - здоровье», «Для чего нужна зарядка», «Полезные и вредные продукты», «Почему мы моем руки», «Средства личной гигиены», «Наши верные помощники. Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ».

Организация просветительной работы с родителями: «Хорошее зрение бережём с рождения», «Режим дня детей дошкольного возраста», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», «ЗОЖ и его элементы», «Движение – это жизнь!», «Средства личной гигиены», «Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей», «Профилактика простудных заболеваний», «Требования к обуви ребёнка». «Если ребенок часто болеет», «Культурно -гигиенические навыки, и их значение в развитии ребёнка».

Различные виды трудовой деятельности (труд на территории участка).

Загадывание загадок о ЗОЖ (с использованием ИКТ).

Чтение пословиц о ЗОЖ, объяснение их смыслового значения.

Чтение рассказов, стихов: С. Афонькина «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»,  «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?». Чтение рассказов, стихов: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А.Анпилов «Зубки заболели»,В.Бианки «Чей нос лучше»,Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», С Белявская «Юля- чистюля».Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий по теме.

Использование в целях обучения различных видов игр:

• настольно-печатные («Угадай, что загадаю», «Собери картинку»);

• словесные («Доскажи словечко», «Кто больше скажет о ЗОЖ»);

• сюжетно-ролевые («Мы - спортсмены», «Путешествие на корабле», «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка», «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка; «Оденем куклу Машу на прогулку» и др.

• дидактические игры («Исправь ошибку», «Да - нет» «Подбери картинки», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Угадай по запаху», «Разложи картинки по порядку», «Источники опасности», «Овощи - фрукты», «Узнай на ощупь», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию», «Что полезно и что вредно для зубов? », «Что одеваем сначала, а что потом».);

• игры малой подвижности («Назови скорей», «Вредное - полезное»);

• подвижные игры («Кот и мыши», «Самолёты», «У кого мяч?», «Будь внимательней» ,«Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.);

• игры на формирование ЗОЖ («Подбери картинки», «Кто я такой?», «Запомни движение», «Будь здоров»).

Ежедневная утренняя гимнастика.

Пальчиковые игры: «Замок», «Фрукты», «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться», «Мы во двор пошли гулять».

Физкультминутки: «Веселая зарядка», «Если ты замерз» , «Делай как я», «Чистая водица»

Дыхательные гимнастики: «Кто дальше», «Ветерок и листья», «Мельница», «Буря в стакане».

Гимнастики после сна: «Мы проснулись», «Бабочка», «Лесные приключения».

Игровое упражнение «Исправь ошибку», «Что не так?».

Просмотр мультфильмов «Маша и медведь. Песенка о чистоте», «Смешарики. Чистые руки», «Королева Зубная щетка», «Птичка Тари» и др.

Двигательная активность на прогулках.

Дорожка «здоровья» для профилактики плоскостопья. Использование нетрадиционного оборудования, изготовленного своими руками

        Заключение

     Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей и их родителей появится правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформируется потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме :"Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО с учётом ФГОС ДО".

В методическом материале представлен опыт работы по созданию модели здоровьесберегающей среды с учётом требований ФГОС ДО....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом....

Проектирование здоровьесберегающей среды подготовительной группы ДОО

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практ...

Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО (из опыта работы старшего воспитателя).

Целью дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребенка, содействие его социализации, сохранение и укрепление здоровья посредством различных видов детской деятельности. Создание з...

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Статья Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО...

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практ...