Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья (старшая группа)
Гаврилова Е.В
Воспитатель ст.группа «Винни –пух»
Г.Санкт-Петербург
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Детство - неповторимый и уникальный по интенсивности развития период в жизни каждого человека. В детстве закладываются основные привычки, происходит становление личности, формируется жизненный опыт, оказывающий огромное влияние на всю дальнейшую жизнь взрослого человека. На первом этапе всю ответственность за жизнь и здоровье малыша и основную роль в формировании здоровых привычек несут на себе родители. Далее дети поступают в дошкольное учреждение и вот уже ответственность за сохранение и укрепление здоровья ребенка становится заботой не только родителей, но и специалистов детского сада. Задача педагогов состоит в создании условий, подходящих для воспитания физически и психически здоровых детей, обеспечивающих их гармоничное развитие не только в дошкольном периоде, но и в дальнейшей жизни.
В соответствии с приоритетами национальной государственной политики России охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций, как основы российского общества, сохранение традиций, сбережение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития является одной из важнейших задач дошкольного учреждения.
В своем арсенале дошкольное учреждение имеет обширный выбор разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в части укрепления и сохранения здоровья детей. Задача сбережения здоровья воспитанников особенно актуальна в дошкольных учреждениях в связи с тем, что основа здоровья и здорового образа жизни закладывается в возрасте до 7 лет. На этот же возрастной период (от рождения до поступления в школу) приходится самый интенсивный период физического и интеллектуального развития, формируются функциональные системы организма, происходит становление личности, формируются основные привычки и характер. Поэтому крайне важно именно в дошкольном возрасте сформировать фундамент здорового образа жизни, заложить базу теоретических знаний и практических навыков здравого отношения к себе, практические навыки здорового образа жизни, потребность в правильном, рациональном питании, и систематических занятиях физкультурой.
Дошкольники проводят в детском саду большую часть дня, однако пример родителей и сверстников вне стен учреждения остаются важным фактором. В связи с этим построение гармоничной и грамотной системы работы с родителями и семьей является важной частью работы педагогов и методистов.
Система взаимодействия детского сада и семьи охватывает три основных направления:
- оздоровление детей и профилактика заболеваний
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- формирование здорового образа жизни
Каждое из этих направлений включает работу как внутри детского коллектива в стенах дошкольного учреждения, так и работу с семьями воспитанников. Кроме того, не следует забывать о гармоничном развитии, без перегрузок в том или ином направлении.
Оздоровление и профилактика заболеваний особенно актуальна в настоящее время, в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции. Работа в данном направлении традиционно строится с привязкой к сезонности тех или иных заболеваний, графику вакцинации, и фактическим запросам от родителей.
Весьма важным аспектом работы является индивидуализация подхода к детям по показаниям здоровья. В случае наличия детей с особыми потребностями, тяжело переживающих период адаптации (особенно в группах раннего возраста), часто болеющих детей, стоит уделить отдельное время подготовке информационно материала. Отличным ресурсом для этого являются профессиональные блоги опытных педиатров и врачей специалистов. В них можно получить грамотную и актуальную информацию (в том числе и наглядную, в виде инфографики, информационных плакатов и т.п.), изложенную доступным языком и не перегруженную специализированной терминологией.
Прекрасные результаты дают групповые тематические мероприятия, проводимые в форме дискуссионного клуба, «Школы молодых родителей», педагогической гостиной. В рамках таких мероприятий (которые в новых условиях могут проводиться дистанционно в режиме видеоконференции) можно подробно обсудить конкретные темы, с привлечением профильных специалистов.
Один из эффективных и продуктивных методов является привлечение родителей к составлению планов на летний оздоровительный период, с последующим максимально активным участием в запланированных мероприятиях.
Психологическое здоровье и комфортный психологически микроклимат, как в группе детского сада, так и внутри семьи, невероятно важен для развития интеллекта дошкольника. Для создания комфортных условия важно тесное сотрудничество родителей, педагогов и специалистов ДОУ. Особенно важно это сотрудничество в период адаптации. Для облегчения и максимально комфортной адаптации полезно подготовить информационные памятки и снабдить ими родителей уже на этапе подготовки пакета документов для поступления в ДОУ. Красочные информационные стенды, аккуратный и ненавязчивый патронаж детей на дому (как индивидуальное мероприятие), индивидуальные личные (очные или дистанционные) консультации помогут сформировать практику разностороннего и эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих соматическое здоровье ребенка. Своевременное информирование со стороны родителей об имеющихся у ребенка особенностях и потребностях необходимо, для составления меню и предупреждения нарушений в работе желудочно-кишечного тракта. Для более разностороннего информирования родителей о здоровом питании и формировании здоровых привычек полезны памятки по диетическому питанию, балансированию рациона, полезным перекусам, пользе витаминов и важности соблюдения режима питания.
Просветительская работа не должна ограничиваться стенами детского сада. Работа внутри семьи, привлечение родителей, братьев, сестер и других родственников возможна путем проведения тематических досуговых мероприятий, организации совместных спортивных праздников и развлечений.
За стенами ДОУ поможет провести время всей семье с пользой доступное и своевременное информирование (через социальные сети, родительские чаты) о спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в городе, интересных маршрутах для семейных путешествий, походов, пикников. Ссылки на грамотные ресурсы по питанию, физическому развитию, закаливанию. Информацию следует подбирать в соответствии с сезоном года и мероприятиями, проводимыми в детском саду. Подборка сайтов спортивных секций соответствующих возрасту воспитанников также расширят кругозор родителей и помогут детям вырасти здоровыми, крепкими и гармонично развитыми.
Привычка к здоровому образу жизни и правильному питанию не формируется однократным усилием. Это длительная кропотливая работа, требующая вовлечения разнообразных ресурсов на протяжении длительного периода времени. Будучи начатой в дошкольном учреждении она будет продолжена в школе и поможет сформировать правильные привычки на всю оставшуюся жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovya.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилова Е.В
Воспитатель ст.группа «Винни –пух»
Г.Санкт-Петербург
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Детство - неповторимый и уникальный по интенсивности развития период в жизни каждого человека. В детстве закладываются основные привычки, происходит становление личности, формируется жизненный опыт, оказывающий огромное влияние на всю дальнейшую жизнь взрослого человека. На первом этапе всю ответственность за жизнь и здоровье малыша и основную роль в формировании здоровых привычек несут на себе родители. Далее дети поступают в дошкольное учреждение и вот уже ответственность за сохранение и укрепление здоровья ребенка становится заботой не только родителей, но и специалистов детского сада. Задача педагогов состоит в создании условий, подходящих для воспитания физически и психически здоровых детей, обеспечивающих их гармоничное развитие не только в дошкольном периоде, но и в дальнейшей жизни.
В соответствии с приоритетами национальной государственной политики России охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций, как основы российского общества, сохранение традиций, сбережение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития является одной из важнейших задач дошкольного учреждения.
В своем арсенале дошкольное учреждение имеет обширный выбор разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в части укрепления и сохранения здоровья детей. Задача сбережения здоровья воспитанников особенно актуальна в дошкольных учреждениях в связи с тем, что основа здоровья и здорового образа жизни закладывается в возрасте до 7 лет. На этот же возрастной период (от рождения до поступления в школу) приходится самый интенсивный период физического и интеллектуального развития, формируются функциональные системы организма, происходит становление личности, формируются основные привычки и характер. Поэтому крайне важно именно в дошкольном возрасте сформировать фундамент здорового образа жизни, заложить базу теоретических знаний и практических навыков здравого отношения к себе, практические навыки здорового образа жизни, потребность в правильном, рациональном питании, и систематических занятиях физкультурой.
Дошкольники проводят в детском саду большую часть дня, однако пример родителей и сверстников вне стен учреждения остаются важным фактором. В связи с этим построение гармоничной и грамотной системы работы с родителями и семьей является важной частью работы педагогов и методистов.
Система взаимодействия детского сада и семьи охватывает три основных направления:
- оздоровление детей и профилактика заболеваний
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- формирование здорового образа жизни
Каждое из этих направлений включает работу как внутри детского коллектива в стенах дошкольного учреждения, так и работу с семьями воспитанников. Кроме того, не следует забывать о гармоничном развитии, без перегрузок в том или ином направлении.
Оздоровление и профилактика заболеваний особенно актуальна в настоящее время, в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции. Работа в данном направлении традиционно строится с привязкой к сезонности тех или иных заболеваний, графику вакцинации, и фактическим запросам от родителей.
Весьма важным аспектом работы является индивидуализация подхода к детям по показаниям здоровья. В случае наличия детей с особыми потребностями, тяжело переживающих период адаптации (особенно в группах раннего возраста), часто болеющих детей, стоит уделить отдельное время подготовке информационно материала. Отличным ресурсом для этого являются профессиональные блоги опытных педиатров и врачей специалистов. В них можно получить грамотную и актуальную информацию (в том числе и наглядную, в виде инфографики, информационных плакатов и т.п.), изложенную доступным языком и не перегруженную специализированной терминологией.
Прекрасные результаты дают групповые тематические мероприятия, проводимые в форме дискуссионного клуба, «Школы молодых родителей», педагогической гостиной. В рамках таких мероприятий (которые в новых условиях могут проводиться дистанционно в режиме видеоконференции) можно подробно обсудить конкретные темы, с привлечением профильных специалистов.
Один из эффективных и продуктивных методов является привлечение родителей к составлению планов на летний оздоровительный период, с последующим максимально активным участием в запланированных мероприятиях.
Психологическое здоровье и комфортный психологически микроклимат, как в группе детского сада, так и внутри семьи, невероятно важен для развития интеллекта дошкольника. Для создания комфортных условия важно тесное сотрудничество родителей, педагогов и специалистов ДОУ. Особенно важно это сотрудничество в период адаптации. Для облегчения и максимально комфортной адаптации полезно подготовить информационные памятки и снабдить ими родителей уже на этапе подготовки пакета документов для поступления в ДОУ. Красочные информационные стенды, аккуратный и ненавязчивый патронаж детей на дому (как индивидуальное мероприятие), индивидуальные личные (очные или дистанционные) консультации помогут сформировать практику разностороннего и эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих соматическое здоровье ребенка. Своевременное информирование со стороны родителей об имеющихся у ребенка особенностях и потребностях необходимо, для составления меню и предупреждения нарушений в работе желудочно-кишечного тракта. Для более разностороннего информирования родителей о здоровом питании и формировании здоровых привычек полезны памятки по диетическому питанию, балансированию рациона, полезным перекусам, пользе витаминов и важности соблюдения режима питания.
Просветительская работа не должна ограничиваться стенами детского сада. Работа внутри семьи, привлечение родителей, братьев, сестер и других родственников возможна путем проведения тематических досуговых мероприятий, организации совместных спортивных праздников и развлечений.
За стенами ДОУ поможет провести время всей семье с пользой доступное и своевременное информирование (через социальные сети, родительские чаты) о спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в городе, интересных маршрутах для семейных путешествий, походов, пикников. Ссылки на грамотные ресурсы по питанию, физическому развитию, закаливанию. Информацию следует подбирать в соответствии с сезоном года и мероприятиями, проводимыми в детском саду. Подборка сайтов спортивных секций соответствующих возрасту воспитанников также расширят кругозор родителей и помогут детям вырасти здоровыми, крепкими и гармонично развитыми.
Привычка к здоровому образу жизни и правильному питанию не формируется однократным усилием. Это длительная кропотливая работа, требующая вовлечения разнообразных ресурсов на протяжении длительного периода времени. Будучи начатой в дошкольном учреждении она будет продолжена в школе и поможет сформировать правильные привычки на всю оставшуюся жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
laquo;Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое по...
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников....
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Материал о продуктивных способах, методах и формах взаимодествия детского сада и семьи дошкольника по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материал может быть полезен начинающим вопитателям для ...
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Материал для педагогов и родителей...
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь....
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников....
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Статья по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...