Исследовательский проект «Наши помощники — органы чувств» для детей средней группы
проект (средняя группа)
Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_zdorove.docx | 138.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 120»
Исследовательский проект
«Наши помощники — органы чувств»
для детей средней группы
Ярославль, 2020
Актуальность темы:
Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.
С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.
Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.
Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.
Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.
Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.
Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.
Продолжительность проекта: 1 неделя (16 ноября – 20ноября)
Тип проекта: исследовательско - познавательный.
Авторы проекта: Москалева М.А.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Цель проекта:
При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формирование у детей элементарных представлений о роли органов чувств в жизни человека.
Задачи проекта:
- для детей:
Образовательные:
- Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.
- Привить детям элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- формировать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление.
- развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.
- Развивать речь, кругозор, память, внимание.
- Развивать зрительное, тактильное, вкусовое и слуховое восприятие в играх.
- Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.
- Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.
- для педагогов:
- Формировать проектную культуру.
- для родителей:
- Вовлекать родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Ожидаемые результаты по проекту
- приобретение необходимых знаний и представлений об органах чувств;
- стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;
- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
- для педагогов
- формирование проектной культуры.
- для родителей
- установление эмоционального контакта с детьми.
Словарная работа: органы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус, язык, нос, уши, глаза, руки, кожа.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по охране жизнедеятельности детей в средней группе по теме: «Наши помощники – органы чувств»
Этапы реализации проекта
«Наши помощники — органы чувств»
I этап - подготовительный | ||
Участники проекта | Задачи этапа | Средства решения, мероприятия |
Дети | Выявить уровень представлений детей об органах чувств. | Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация: Что мы знаем об органах чувств? Носом - мы дышим. Глазами – смотрим. Ушами – слышим. Кожей мы чувствуем. Что мы хотим узнать? Как беречь органы чувств? Зачем человеку язык? Для чего человеку нужна кожа? Легко ли жить человеку без органов чувств?
Что для этого необходимо сделать? Обратиться за информацией к разным источникам. Разработать проект. |
Родители | Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | Беседа с родителями (обсуждение выбора темы проекта, его актуальности для конкретной группы детей). |
II этап – основной | ||
Понедельник | ||
Дети | Беседа-рассуждение «Зачем человеку глаза? Забота о глазах». Рассматривание себя в зеркало. Игры- эксперементирование по теме «Глаза- орган зрения» - глаза умеют различать цвет, форму, размер, расстояние до предмета - глаза выражают настроение - глаза умеют читать и считать - глаза умеют принимать сигналы Составление мнемотаблицы «Как беречь свои глаза». Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит», Игра «Мигалочки». Пальчиковая игра «Органы чувств» Беседа с детьми о слепых людях. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у офтальмолога». Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Доктор, доктор…», Н. Кнушевицкая «Глаза» Н. Орлова «Телевизор» | |
Родители | Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. | Предложить дома составить рассказ на тему: «Как мы дома заботимся о глазах»? |
Вторник | ||
Дети | Беседа-рассуждение «Зачем нам уши?». Игры- эксперементирование по теме: - рассматривание уха товарища; - острота слуха и ее изменение при разных ситуациях; - влияние шума на остроту слуха. Дидактические игры: «Угадай мелодию», «Скажи тихо, громко», «Когда лучше слышно и почему?» Составление мнемотаблицы «Как беречь свои уши». Самомассаж «Ушки», «Зарядка для ушей, «Наши ушки» Рисование по замыслу «Такие разные уши» (у животных). Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Уши», С. Волков «Шелестит листвой берёзка» Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета офтальмолога». | |
Родители | Выставка рисунков гигиенических принадлежностей. | Чтение детям в домашних условиях К.И.Чуковского «Доктор Айболит». |
Среда | ||
Дети | Беседа-рассуждение «Для чего нужен язык», «Для чего нужна кожа?» Игры- эксперементирование по теме: - внешний вид языка; - язык воспринимает вкус пищи; - язык участвует в образовании речи; - язык участвует в пережёвыванию пищи; - как передаются микробы от человека к человеку; - микробы боятся мыла; Дидактическая игры: «Как органы чувств человека помогают друг другу», «Узнай на вкус», «Ласковые лапки», «Найди пару». Гимнастика для языка. Самомассаж для спины «Свинка» Самомассаж для рук «Строим дом» Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета дерматолога». Трудовые поручения «Позаботимся об окружающих – дежурство по уголку природы – стереть пыль с игровых полочек». Лепка «Овощи для салата». Чтение художественной литературы Стихотворение Н.Кнушевицкая «Кожа». | |
Родители | Чтение К. Чуковский «Мойдодыр». Вечер в семье – проведение опытов в домашних условиях. | |
Четверг | ||
Дети | Игра-беседа «Орган обоняния. Для чего нам нужен нос?» - внешний вид носа. - рассматривание носа друг у друга. -познакомить со строением носа. Дидактическая игра «Узнай по запаху». Составление мнемотаблицы «Как сохранить обоняние» Дыхательные упражнения «Воздух» «Волшебный напиток» «Ветерок» Самомассаж «Веселые носики». Трудовые поручения: Организация условий для дежурства детей по столовой. Сюжетно-ролевая игра: сюжет «На приеме у отоларинголога ». Чтение художественной литературы Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?» В. Берестов «Как найти дорожку» (отрывок) | |
Родители | В. Бианки «Чей нос лучше?» Консультация «Научите ребёнка правильно дышать» | |
Пятница | ||
Дети | Составление описательных рассказов о внешности своих друзей Дидактическая игра «Покажи, какой орган, что помогает почувствовать», «Если сделаю так». Игра-ситуация «Учимся содержать в чистоте свои органы чувств». Оздоровительное мероприятие «Путешествие в страну «что я могу?» Загадывание загадок об органах чувств. | |
Родители | ||
III этап – заключительный | ||
Дети | Формировать навыки здорового образа жизни. Закрепить представления детей об органах чувств. | Открытое занятие «Необычное путешествие к самому себе» Выставка детских работ «Мой автопортрет» |
Родители | Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс. | Изготовление атрибутов для игры «Больница» Оснащение физкультурного уголка |
Приложение 1.
Беседа с детьми (понедельник)
Зачем нам глаза?
Глаз – это орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки.
Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Посмотри на свои глаза в зеркало, ты увидишь посредине круглое цветное пятнышко. У всех оно разного цвета: коричневое, серое, зеленое, голубое. Это радужная оболочка. Посредине видна чёрная точка (отверстие). Оно называется «зрачок». Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на сетчатке уменьшенное изображение. А ещё внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твёрдой оболочкой (склерой), как яйцо скорлупой.
Природа заботливо оберегает глаза.
Пот течёт со лба – его остановит густая изгородь бровей.
Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат ресницы.
А если несколько пылинок и попадут в глаз, их тотчас слизнёт мигающее веко.
С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» - стеклоочистители на стекле автомобиля.
Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем ты об этом подумаешь.
Есть люди, которые не видят. Это слепые люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий мир, новую игрушку, маму и т.д. Без глаз нет радости в жизни. Не зря говорят: «Глаза – это зеркало души».
Правила по охране зрения:
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
- Нельзя долго играть в компьютерные игры
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Как называют человека, потерявшего зрение?
Как вы представляете жизнь таких людей?
Предложить с завязанными глазами выполнить простые задания: принести игрушку, завязать шнурки, нарисовать картинку, поиграть в мяч.
Помогли бы вы слепым людям, если им потребовалась бы помощь?
Как бы вы помоги, если бы были изобретателями?
Беседа с детьми (вторник)
Зачем нам уши?
Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.
Сколько у вас ушей?
На самом деле у нас с вами по 6 ушей: по два наружных (две ушные раковины), по два средних уха, по два внутренних уха.
Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представьте такую ситуацию: вы сидите в сквере на скамейке и рассматриваете картинки в книге. А на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. А мозг «разбудит» вас и прикажет бежать от этой опасности.
Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может.
Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, летучие мыши, ежи, собаки, совы и другие животные.
Правила гигиены и безопасности
- Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами (карандашом, палкой, спичкой и др.).
- Нельзя слушать слишком громкую музыку.
- Надо защищать уши от сильного холодного ветра.
- Надо каждое утро мыть уши водой с мылом или чистить специальной палочкой.
- После купания надо тщательно вытирать уши.
Беседа с детьми (среда)
Зачем нужен язык?
Отгадайте загадку:
- Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
-Правильно. Как вы думаете для чего нам нужен язык?
Познавательный рассказ воспитателя.
Язык помогает нам издавать разные звуки, а главное – разговаривать. А еще язык выполняет роль «сторожа», охраняющего вход в рот и проверяющего пищу на ее пригодность к употреблению. Язык помогает зубам жевать, он переворачивает кусочки пищи, которую мы пробуем. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (Горький, сладкий, кислый, солёный). Каждый участок языка чувствует лишь один вкус: кончик – сладкое, задняя часть – горькое, боковые части – соленое и кислое.
-Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
-Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу вы пробуйте? (Дети определяют продукты и их вкус).
Как ты уже понял, язык помогает различать вкус пищи (кислая, сладкая, горькая, солёная), а также состояние пищи (горячая, холодная, мягкая, твёрдая).
А ещё наш язычок сообщает о состоянии твоего организма. Если ты заболел, язык закутывается в плотное белое покрывало. Он, как говорит мама, «обложен». Всё кажется ему теперь невкусным, а у тебя пропадает аппетит. Приходит доктор, прописывает лекарства, и тебе приходится исправно глотать горькие порошки и таблетки.
А теперь проведем упражнение для языка
Ротик шире открывай,
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так,
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем,
Язык вправо направляем.
Еще шире открываем,
Язык влево направляем.
Влево – вправо, влево – вправо,
Язычок и так и сяк -
Это часики висят
Для чего человеку нужна кожа?
Ребята, у вас есть такая живая одежда, которая бы дышала, питалась, чувствовала, росла? (Ответы детей).
Кожа, которая покрывает всё тело человека, и есть наша естественная, данная природой одежда. Вы замечали, что ваше платье или брюки через некоторое время становятся вам малы, износились? Когда одежда приходит в негодность, её выбрасывают. А вы видели, чтобы человек выбрасывал свою кожу? Да, это невозможно. Наша кожа растёт вместе с нами. Она сама «ремонтируется», т.е. заживляет маленькие ранки и ссадины. Но, если рана глубокая, то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же, как мама зашивает порванную одежду.
Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам жарко, мы покрываемся потом, а когда холодно – мы дрожим и покрываемся «гусиной кожей», т.е. мелкими пупырышками. Это бережёт тело и не даёт нам превратиться в сосульку.
Наша кожа мягкая и легко растягивается. Наша кожа чувствительна к боли. Как вы думаете, боль важна для нас или нет? (Ответы детей). Боль нам очень важна, так как она информирует нас об опасности, которая нам грозит. Попала в палец заноза, поранили ногу – об этом нам сразу же сообщит боль.
Кожа нам дана на всю жизнь, мы не можем её снять и сбросить. Чтобы сохранить её здоровой, надо соблюдать правила ухода за ней.
Правила здоровой кожи.
- Содержи свою кожу в чистоте.
- Аккуратно обращайся с острыми предметами.
- Аккуратно обращайся с огнём, кипящей водой.
- Не находись долго под прямыми лучами солнца
- В сильные морозы защищай открытые участки тела
- Одевайся по погоде (не мёрзнуть и не перегреваться).
Беседа с детьми (четверг)
Зачем нам нос?
- И зачем он нам только нужен? Одни страдания с ним. То с горки упадёшь, да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да и не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.
Попали в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Показать рисунок - нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.
Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов.
Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается.
А ещё нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе.
Мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов, потому что у нас замечательный нос!
Правила гигиены и безопасности
- Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.
- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
- При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
- Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.
Приложение № 2
Экспериментирование
Строение глаза
«Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят». (Глаза)
Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Опишите, что вы чувствуете. Это глазное яблоко. Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. В глазном яблоке есть белая оболочка (дети смотрят). А середина уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка? (Спросить нескольких детей). Внимательно приглядитесь к глазу. В середине окрашенного кружка есть небольшая точка? (Ответы.) Какого она цвета? (Ответы.) Это не точка, а отверстие. Называется «зрачок». Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит.
Глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета
Проверим, могут ли ваши глаза определить форму. Как называется эта фигура? (Круг). А эта? (Квадрат.) Ну как, могут? (Ответы.) Какого цвета круг? (Ответы.) Квадрат? (Ответы.)
Так что еще могут определять глаза? (Ответ: цвет.)
Скажите, какая палочка находится дальше от вас: та, что у меня руке, или та, что прикреплена к доске? (Ответы.) Значит, глаза умеют определять расстояние до предмета? (Ответы.) Какая из этих палочек длиннее? Кто вам об этом сказал? (Ответы.) Так что еще могут определять глаза? (Размер.) Подведем итог: что могут определять глаза? (Ответ: цвет, размер, форму, расстояние до предметов.)
Глаза выражают настроение
Возьмите зеркала, смотрите на свои глаза и покажите, что вам очень весело. (Дети выполняют. Педагог не жалеет времени на этот этап занятий, ждет, пока все дети поймут суть задания и выполнят его.)
- А теперь вам грустно. Посмотрите, как изменились ваши глазки. (Дети стараются. Подождать, пока с заданием справятся все.)
- Теперь вы рассердились. (Дети выполняют.) Удивились. Испугались.
Итог. Что же еще могут делать наши глаза? (Ответ: показывать, в каком мы настроении.)
Глаза умеют читать и считать
- А теперь я покажу вам слово. (Педагог показывает лист бумаги, на котором написано слово «мама». Дети его быстро читают.) Что еще умеют делать глаза? (Ответ: читать.)
- И читать они умеют? Ну вот считать они точно не умеют. Вы же не сможете подсчитать, сколько тут точек? (Педагог показывает лист с нарисованными токами. Дети быстро называют их количество.) И считать умеют? Ну сколько же всего умеют делать наши глазки!
Глаза умеют принимать сигналы
Педагог молча показывает жестом всем детям: встать, сесть. (Дети выполняют.) Затем так же, молча, манит к себе пальцем (кистью) одного из детей. Тот встает и подходит. Педагог указывает на дверь, шкаф, любой предмет. Ребенок выполняет действие, подходит к предмету. Снова подзывает его к себе. Ребенок подходит.
- Кто тебе помог различить сигналы, которые я подавала? (Ответ ребенка: глаза.) Значит, глаза умеют различать сигналы? (Да.)
Рассматривание уха товарища
- Давайте рассмотрим ухо друг друга. Что видно снаружи? (Ответы.) То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой ответ.)
- Что еще видите? (Ответы. Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.)
- Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. (Ответы.) Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Ответы.)
- Что бы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось много грязи. А чем это вредно, кто догадался? (Ответы.)
- Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода? (Ответ: нет.) Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.
Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях
- Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом все тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внимание, является прислушивание ребят к очень тихо произнесенным словам.)
- Когда лучше слышно: когда слова произносят тихо или громко? (Ответы.) Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (Ответы.)
- Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их. Все делаем по моему показу. (Педагог включат магнитофон. Вначале закрывает и открывает уши с небольшим интервалом, затем все быстрее и быстрее. Дети, повторяя эти движения слышат вибрирующий звук.) Опишите, что вы слышали? (Ответы.) А почему? Когда лучше слышно, при открытых ушах или при закрытых? (Ответы.) Почему?
- Проделаем знакомый опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (Ответы детей: вода до него не доходит.) Звук тоже не доходит до перепонки, если уши закрыты.
Влияние шума на остроту слуха
- Последний опыт будет шумным. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Когда я махну рукой, вы громко закричите, когда махну рукой второй раз – вы сразу же перестанете кричать. Начали. Елка. (Дети повторяют. Далее действуют по описанной методике. Шум продолжается не более 3-5 сек. Во время шума воспитатель произносит обычным голосом другое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выясняется, что ее никто не слышал. Это служит поводом для обсуждения вредного влияния шума на наши уши.
Замечание: этот опыт можно проводить только в том случае, если педагог полностью владеет коллективом и если крик никому не мешает. В противном случае от него лучше отказаться.
Внешний вид языка
Высуньте язык и рассмотрите его. Найдите то место, где язык кончается; там он острый и тонкий. Оно называется «кончик». Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? (Дети увидят цвет, шершавую поверхность, белый налет и другие детали).
Какого цвета язык? Почему?
Сравните кожу, покрывающую язык в разных местах. Где она толще, а где тоньше? Почему так происходит?
Обследуйте его пальчиками, есть ли в нем кости? Может ли он двигаться?
Язык воспринимает вкус пищи
Проверим, может ли язык определять вкус пищи? Сядьте лицом друг к другу. Те, кто сидят слева, будут учеными, кто справа – испытуемыми.
Испытуемый ничего не делает; он просто высовывает язык. Он проводит опыт. Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает один конец в раствор и прикладывает его к кончику языка испытуемого. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. Потом палочку кладете на тарелочку и берете новую палочку для следующего раствора. Надо проверить все три раствора. Не забудьте: одну и ту же палочку нельзя использовать два раза.
Поменяйтесь ролями.
Какая часть языка лучше ощущает вкус?
Язык участвует в образовании речи
Высуньте языки и попробуйте сказать слово «каша». Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? Значит, зачем нам нужен язык?
Язык участвует в пережевывании пищи
Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык. Он помогает жеванию.
Как передаются микробы от человека к человеку
Взрослый наносит на ладонь гель для тела с блеском или тени с блёстками. Потом он предлагает детям поздороваться с ним за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребёнка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток. Вывод: точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.
Микробы боятся мыла
Предложить детям вымыть тщательно руки с мылом. После этого проверьте, остались ли блёстки-«микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех ребят, у кого микробы остались, просят ещё раз вымыть руки. Вывод: очень важно соблюдать простые правила гиены.
А как дышать без носа?
Предложить детям закрыть нос большим и указательным пальцами. Удобно так дышать? Почему неудобно? (Придётся всегда ходить с открытым ртом).
Рассмотри и расскажи.
Предложить детям при помощи зеркала рассмотреть свой нос. Определить, какой он формы. На нос кого из родственников похож твой собственный? Показать крылья носа, ноздри. Постараться рассмотреть внутри ноздрей маленькие волоски. (Для чего они нужны?). Они помогают задерживать пыль и микробов.
Опыт№ 1: «Определение вкусовых зон языка».
Цель: Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни.
Перед каждым ребёнком зеркало, блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, лимоном. Дети придвигают 1-е блюдце, смачивают водой ватную палочку и обмакивают её в сахар. Далее ребёнок смотрит в зеркало и прикладывает палочку к разным частям языка. Дети называют в какой части языка живут «Сладкие рецепторы». И так определяются все рецепторы языка.
Опыт№ 2 «Зачем человеку глаза?»
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)
– А что я делаю? (Взрослый делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
–Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Опыт№3 «Для чего нам руки?»
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (Руки)
В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?
Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.
Вопрос: - Какой орган чувств помог вам найти отличия?
- Руки. Для чего нам нужны руки?
- Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая. Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.
Вопрос: С помощью какого органа чувств ты угадал?
- А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…. (Ответы детей)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Опыт №4 «Зачем человеку язык?»
Отгадайте загадку, чтобы узнать название органы чувств:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Что это? (Язык)
- Зачем человеку язык? (Ответы детей)
- Язык - орган вкуса у человека.
- Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).
- Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?
Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?
- Рот. Язык. - Для чего нам нужен рот, язык? - Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.
Опыт №5 «Орган слуха»
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо рукой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт с другим ухом.
Опыт №10 «Обоняние»
Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Приложение № 3
Дидактические игры
Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал Мишка»
Цель: Упражнение детей с помощью магнитофонных записей в восприятии различных звуков.
Содержание. Детям предлагается прослушать записи шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом и автомобилем, шум морского прибоя и т. п. Ребята должны угадывать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.
«Скажи тихо, громко. Когда лучше слышно и почему?»
Цель: Развитие слуха детей, активизация их внимания на силу голоса, формирование культуры речи.
Содержание. Водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно. Ребята приходят к выводу, что команды нужно говорить громко и четко. А помогали им расслышать команды уши.
«Узнай, кто позвал»
Цель: Развитие слухового внимания, умения узнавать друг друга по голосу; создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать по голосу, кто его позвал.
«Узнай по голосу»
Цель: Развитие слухового внимания, закрепление умения определять птиц по голосу.
Оборудование:
Магнитофон, аудиозапись голосов птиц (вороны, сороки, голубя, воробья, синицы.
Карточки с изображением этих птиц.
Включается запись голосов птиц. Дети угадывают и находят соответствующие карточки.
«Какой музыкальный инструмент звучит?»
Цель: Закрепление умения определять музыкальный инструмент по звуку.
Оборудование:
Ширма, металлофон, колокольчик, барабан, погремушка, трещётка, свистулька.
Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.
«Что каким бывает?»
Цель. Развитие вкусового восприятия детей.
Оборудование:
Стаканчики со сладкой, кислой, соленой водой; карточки с изображением продуктов, имеющих сладкий, кислый, соленый вкус.
Ребенок берет один из стаканчиков, определяет вкус воды. Затем находит карточки с продуктами, имеющими такой же вкус, и кладет рядом с этим стаканчиком.
«Умный поваренок»
Цель: Развитие вкусового восприятия, связной речи.
Оборудование:
Кусочки овощей и фруктов.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус, что это за продукт: что напоминает этот вкус? Сочинить сказку об этом вкусе.
«Узнай, что это»
Цель: Развитие вкусового восприятия, обоняния, связной речи.
Оборудование:
Различные фрукты и овощи.
Ребенку завязывают глаза, затем предлагают взять поочередно несколько фруктов и овощей. Определить по запаху, что это и рассказать какой вкус у данного фрукта (овоща).
« Найди пару».
Цель: подбор пары к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование:
Пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.
«Если сделаю так».
Цель: формирование у детей бережного отношения к себе и другим людям, развитие мышления, сообразительности.
Оборудование:
Набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
Игра «Угадай по запаху».
Цель: развитие органа обоняния.
Предварительно завязав ребёнку глаза, предложить по запаху отгадать, что находится в блюдце. Подбираются предметы с ярким характерным запахом: лук, чеснок, апельсин и т.д. Попросить ребёнка объяснить, как он смог отгадать, не видя предмет.
Дидактическая игра «Отгадайте, какие предметы».
Найдите и назовите приборы, помогающие людям лучше видеть (Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба)
Дидактическая игра «Определи запах».
В баночках лежат пропитанные ватные диски (Запах пихтового масла, чеснока, лимона, йода).Задание: понюхать и определить, что это такое.
Дидактическая игра «Отгадай по запаху».
Цель: формировать умение различать запахи; стабилизировать психическое состояние; активизировать мышление и внимание; формировать навыки саморегуляции.
Игра «Тик-так».
Нужно найти спрятанный будильник. (Дети ищут будильник).
Дидактическая игра «Ласковые лапки».
На столе лежат 5 мелких предметов,различной фактуры: кусочек меха, кисточка, платочек, шпатель. Ребёнку предложить оголить руку по локоть и с закрытыми глазами определить, какой предмет прикасался к руке.
Игра «Кто самый внимательный».
По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо. Можно усложнить, говорить «правое ухо». И так давать разные команды, педагог выполняет вместе с детьми, затем намеренно начинает ошибаться.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Приложение № 4
«Чтение художественной литературы»
Загадки
Два братца глядятся,
А друг друга не видят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора,
Назови их, детвора! (Глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
Всегда во рту,
Да не проглотишь. (Язык)
Слышат всё они вокруг,
Кто есть враг, а кто есть друг.
Люди носят в них серёжки,
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки,
И зовут сестричек (Ушки)
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому, что это (Кожа)
В этой одежде я родился,
В этой одежде в ванной помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется… (Кожа).
Пословицы и поговорки.
Глаза боятся, а руки делают.
Честные глаза вбок не глядят.
Язык до Киева доведёт.
Языком масла не собьёшь.
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.
Нежность определяется не мягкостью кожи, а поведением. К коже ума не пришьёшь.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Стихотворение «Телевизор»
Ребятишки снова рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей.
Выступление артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм документальный,
И хоккейный матч финальный.
Скоро ночь, друзья не спят –
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
«Как это получается?»
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели прекрасно,
Всё видели подробно…
Теперь в глазах мерцанье,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается,
И голова болит!»
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок,
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу!
(Н.Орлова)
Стихотворение «Доктор, доктор…»
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то, как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!
( Э. Мошковская)
Стихотворение «Глаза»
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки, -
Всё замечают зоркие глазки.
Но, чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны.
(Н.Кнушевицкая)
Стихотворение «Уши»
Нам без них нельзя никак.
Слышать ход часов: «Тик-так!»
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!»
(Н.Кнушевицкая)
Стихотворение «Шелестит листвой берёзка…»
Шелестит листвой берёзка.
Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.
Фьють-фьють-фьють! – поёт пичужка.
Жу-жу-жу! – жужжит над ухом мушка.
Чтобы слышать звуки эти
(Знают взрослые и дети).
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают.
(С.Волков)
Стихотворение «Кожа».
Она бывает чёрной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется –
Замёрзнет если сильно –
Тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Наша кожа дышит,
Она нас зщищает,
Но, как у бегемота,
Толстой не бывает.
Её легко поранить,
Возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,
Доставим радость маме!
(Н.Кнушевицкая)
Стихотворение «Зачем носик малышам?»
Есть прямые носики
Есть носики - курносики…
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке – землянику
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос
В доме может так случится
Носик тоже пригодится
Он найдет в шкафу варенье
Где конфеты и печенье
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов
Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон когда придет
Тихо спать, закрывши рот
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Ю. Прокопович
Как найти дорожку
(отрывок)
Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошёл с зайцем.
Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку:
- Зайка, зайка, расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.
- В сторожку? – переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
В. Берестов
- Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?
Приложение № 5
Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
(Изображать, как он достает мед и ест его.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
( Отмахиваться от пчел.)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
(Отвести руки вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!
(Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку»)
Ложиться, засыпает
(Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
Гимнастика для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно,
медленно считая до 5. (Повторить 4-5 раз.)
- Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3,
открыть и посмотреть вдаль, считая до 5. ( Повторить 4-5 раз.)
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,
за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо,
вверх и вниз. (Повторить 4-5 раз.)
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4,
потом перевести взор вдаль на счет 1-6. ( Повторить 4-5 раз.)
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. (Повторить 1-2 раза.)
Гимнастика для глаз «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Гимнастика для глаз «Дождик»
Капля первая упала - кап!
/Сверху пальцами показывают траекторию движения капли/
И вторая побежала - кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки кап-кап запели
/Смотрят вверх/
Намочили лица,
Мы их вытирали
/Вытирают лицо руками/
Туфли - посмотрите,
Мокрыми стали.
/Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз/
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
/Движения плечами/
От дождя убежим
Под кусточком посидим.
/Приседают, поморгать глазами.
Массаж ушей
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко, ты не отвались.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
/Растирают уши/
Раз-два! Раз-два!
Вот и кончилась игра.
Наступила ти-ши-на.
/Все движения выполняются по тексту/
Зарядка для ушей
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разомнем,
Снизу вверх опять пройдем.
Гимнастика для языка (артикуляционная гимнастика)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Подвижная игра «Мигалочки» (Глаза умеют подавать сигналы.)
- Умеют ли глаза подавать сигналы? Давайте поиграем, попросим, что бы наши глаза подавали сигналы другому человеку. Девочки, возьмите стулья и сядьте в круг. Круг должен быть достаточно широким, чтобы вы могли бегать. Мальчики, встаньте за спиной каждой девочки. У меня стул пустой. Я сейчас подмигну какой-нибудь девочке, и она быстро пересядет на мой стул. Задача мальчика – удержать ее за плечи, не пустить. Если удержал – я мигаю другой девочке, если нет и она пересела ко мне – стул освободился; тогда этот мальчик мигает кому-то другому, и девочка перебегает на его стул. (Дети играют столько, сколько позволяет оставшееся время.)
Дыхательное упражнение
Глубоко вдохнем мы воздух,
Ртом мы выдохнем его.
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем.
И еще разок вдохнем.
Самомассаж «Ушки»
Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
Самомассаж «Веселые носики»
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
« Наши ушки »
Массаж ушей.
1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».
2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
5. Растирание ушей ладонями.
« Наши глазки »
Массаж глаз.
- Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник);
- Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы;
- Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасают-ся к глазам;
- Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, погла-живание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах;
- Расслабить глаза.
(Массаж вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению)
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу
(Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу,
(Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх
(Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака
(Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну, а пока я тучи разгоняю
(Круговые движения руками, дыхание произвольное).
Солнышко весеннее встречаю.
(Руки вверх через стороны, вдох, опустить через стороны, выдох).
Массаж для спины «Свинка»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Всё постукивают,
Всё похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение слов поворачиваются на 180* и покачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
Массаж рук «Строим дом»
Тук – тук молотком,
Мы построим быстро дом.
(Постукивают кулачками от кисти к плечу).
Молоточки по гвоздочкам застучали,
(Постукивают пальчиками).
И гвоздочки быстро в доски забивли.
Строим крышу и крыльцо –
Получилось хорошо.
(Растирают кулачком).
Вот идёт маляр с ведром,
Он покрасит новый дом.
(Поглаживают ладонью. При повторении массируют вторую руку).
Пальчиковая игра «Органы чувств»
Очень сложный человек: (указательный палец на лоб, нахмуриться)
Двое глаз и двое век (указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки)
И внимательно смотри (пальцы идут от глаз к ушам)
Уха два и две ноздри. (показываем на уши и ноздри)
А вот пальчиков – по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Приложение № 6
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по охране жизнедеятельности детей в средней группе по теме:
«Наши помощники – органы чувств»
2020 г.
Конспект занятия "Наши помощники — органы чувств"
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Программные задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: -А хотите, я вас научу здороваться необычно.
-Повторяйте вместе со мной.
-скажем – «Здравствуйте» – руками (машем руками из стороны в сторону)
- скажем «Здравствуйте» - глазами- (моргаем глазами)
-скажем «здравствуйте-» мы ртом (улыбаемся)
Станет весело кругом (руки в стороны, ладошками вверх)
Молодцы!
Воспитатель: Проходите и садитесь на стульчики.
Сюрпризный момент
Стук в дверь.
Воспитатель подходит к двери. (Выходит, и заходит с игрушкой клоун).
Клепа чихает:
-У меня печальный вид
-Голова с утра болит
-Я чихаю, я охрип
-Что такое – это грипп?
-День лежу, второй лежу,
-третий в садик не хожу,
-поднялась температура
-пью соленую микстуру
-травкой горло полощу
-говорят, что заражу! (чихает)
Воспитатель: Да это же Клоун Клепа!
-Ты всегда веселый и смешной, что случилось то с тобой?
Воспитатель.- Ребята, а вы как думаете, что произошло с Клепой? (Он заболел.)
- А как вы думаете, почему это с ним произошло? (ответы детей)
- Да, наверное, еще не умывался и руки с мылом не мыл! Ай-Ай-Ай
- Кто зубы не чистит
Не моется мылом
Тот вырасти может
Болезненным, хилым!
Грязнули боятся воды и простуд
А иногда, и совсем не растут.
- Наверно Клепа, ты руки с мылом не мыл, вот микробы и попали к тебе?
- Скажите, ребята Клепе, что же нужно делать, чтобы не заболеть? (Ответы детей)
-Молодцы! Конечно нужно умываться, мыть руки с мылом, чистить уши одеваться по погоде, а также не забывать мыть овощи и фрукты!
Воспитатель: А еще здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. У нас есть органы чувств - это как мы уже знаем глаза, уши, нос, язык и руки (кожа). Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
- Клепа, оставайся с нами! Мы с ребятами будем сегодня говорить о наших помощниках, которые помогают нам видеть и слышать, чувствовать этот прекрасный мир.
2.Основная часть.
На доске органы чувств.
Воспитатель: Клепа, хочешь ребята тебе расскажут о наших помощниках?
- (Да).
- Сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы вместе с Клепой попробуйте отгадать её
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
Воспитатель: Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
- Клепа, мы с ребятами предлагаем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Мы поиграем.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
Воспитатель: Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)
- Давайте подумаем, можно ли не видя, дойти до цели?
-Молодцы, садитесь на свои места.
-Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете, правила по охране зрения? Дети перечисляют правила по мнемотаблице:
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
- Нельзя долго играть в компьютерные игры
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы сделаем специальную гимнастику для глаз.
- И Клепа вместе с нами будет делать зрительную гимнастику
(Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Воспитатель:- А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель: А вы знаете правила по охране слуха? (по мнемотаблице)
- Регулярно мыть уши с мылом.
- Не ковырять в ушах острыми предметами.
- Избегать громкой музыки.
- Избегать попадания воды в уши.
- Не ходить без головного убора в холодную погоду.
А ты, Клепа, выполняешь эти правила?
- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух! Хотите поиграть?
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: Алеша (Саша, Маша и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
-Скажите мне , пожалуйста, что же нам помогает узнать друг друга по голосу?
-Очень хорошо. Присаживайтесь на стульчики. Понравилось тебе , Клепа, наша игра?
Воспитатель: -А сейчас, слушайте внимательно 3-ю загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
Воспитатель: А вы знаете правила по охране носа?
- Содержи нос в чистоте.
- Не ковыряй в носу.
- Не засовывай в нос мелкие предметы.
- Пользуйся носовым платком.
- Не простужайся.
-Клепа, ты запомнил эти правила?
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Воспитатель: Ребята, под этими салфетками кое-что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Дидактическая игра "Узнай по запаху"
Цель: упражнять детей в определении запаха овощей и фруктов.
Ход игры:
Детям предлагается определить по запаху, что находится в контейнерах. (Огурец, , лук, лимон, чеснок, мандарин)
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
- А определить продукты на вкус нам помогает..? (Язык)
Правильно, язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.
Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Клепа, а ты знаешь, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Слон"
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай звонко
Стук копыт услышишь звонкий!
"Часики"
Тик-так, тик-так
Язычок качался так.
Словно маятник часов, ты в часы играть готов?
"Футбол"
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш Генка Спицын
Пропустить не должен мяч
Воспитатель- Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, огурец.
Воспитатель: А вы знаете правила по охране языка?
- Мыть руки перед едой.
- Мыть овощи и фрукты прежде, чем их съесть.
- Регулярно чистить зубы и полоскать рот после еды.
-Клепа, и ты не забывай выполнять эти правила.
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно 4-ю загадку:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Пальчиковая гимнастика «Как живешь….?»
Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
- А теперь я предлагаю проиграть в игру «Жмурки».
– Как вы думаете, какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)
Воспитатель. Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.
Дидактическая игра: «Жмурки»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия. Игра хорошо развивает память и осязание.
Ход игры:
Водящему завязывают глаза. Далее, ведущий по очереди подходят к игрокам, а он должен определить, на ощупь, кто перед ним.
- Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете правила по охране рук?
- Руки надо содержать в чистоте.
- Беречь руки от порезов и травм.
- Итог занятия.
Воспитатель: Клепа, теперь и ты знаешь кто такие наши помощники – органы чувств. Запомнил, как надо их беречь, ухаживать за ними.
-Клепа: Спасибо ребята. Я все запомнил, и буду обязательно ухаживать за своими помощниками.
Приложение № 8
Консультация для родителей «Научите ребёнка правильно дышать».
Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества. Они вводятся в комплексы упражнений уже с 1,5-2-месячных детей.
Когда малыш подрастёт, мать может заниматься развитием дыхательного аппарата ребёнка в форме игры с ним. Например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям- играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюхание цветка и др.
Во время прогулок за городом и в парке надо привлекать внимание ребёнка к чудесному запаху чистого воздуха, предлагать медленно вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его рассказать, чем пахнет(так он быстрее научится различать запахи).
Нужно приучить ребёнка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка, и развивались мышцы живота. Покажите, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребёнка на спину и прижмите руками его живот, чтобы он стал плоским и впалым.
Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Верные помощники – органы чувств» с детьми подготовительной группы
Исследовательский проект «Верные помощники – органы чувств» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель. Срок реализа...
Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).
Данное занятие помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к элеме...
Конспект НОД « Мои помощники – органы чувств» (для детей средней группы)
Цель: формирование элементарных представлений о роли органов чувств: глаза, уши, нос, рот в жизни человека.Задачи: · Совершенствовать навыки...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ « Наши помощники- органы чувств»
Материал для ознакомления с органами чувств человека...
Конспект ООД с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"
Конспект ООЛ в старшей группе с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"...
Конспект игры-экспериментирования "Наши помощники - органы чувств" для детей среднего дошкольного возраста
Конспект игры-экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста - образовательная область - "Познавательное развитие".Направлен на формирование у детей представлений об орган...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа...