Исследовательский проект «Верные помощники – органы чувств» с детьми подготовительной группы
проект (подготовительная группа) на тему

Бушуева Лилиана Алексеевна

Исследовательский проект «Верные  помощники – органы чувств»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.        

Срок реализации проекта: 7 месяцев.

Актуальность проекта.  «Здoровье  -  это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость. Результатом освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста, становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни, задачи сохранения и укрепления здоровья. Изучение органов чувства входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств.  Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека единожды и на всю жизнь. Поэтому   важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться. А чтобы рационально ими пользоваться,  необходимо  привить правила  бережного к ним отношения, дать элементарные знания  об их строении, функциях, значении, развивать  их.

    Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире.  Это - одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

     Слух - важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.          

       Развитие чувства обоняния у детей имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ (испорченное, подгнивающее мясо, рыба) и напитков. Развитие обоняния, особенно при систематическом его упражнении, может достигнуть  значительного совершенства. 

     Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т. д.). Всесторонне развитое чувство осязания делает человека способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи.       

    Развитие вкусовых ощущений у маленьких детей следует  начинать как можно раньше и учитывать при назначении и приготовлении им пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи,  распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.  

    Зная значение и функции органов  чувств, можно применять в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия  для их эффективного развития.

Цель проекта.  При помощи специально подобранных  игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания  о строении  и функции органов чувств, их роли в жизни человека и животных.

 

Задачи проекта.

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств  человека и животных.

3. Научить детей элементарным способам сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к  своему организму.

4. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется людям с ограниченными возможностями, воспитывать   толерантное  отношение к инвалидам.

5. Развивать восприятие детей.

6. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

7. Привлечь родителей  к  поиску информации для детей об органах чувств  человека и животных, активизировать их  к  совместной  деятельности.

 

Объект исследования. Органы чувств человека.

 

Предмет исследования. Формирование знаний об органах чувств человека.

 

Гипотеза проекта.  В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма.  Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств,  т.к. через познание себя он может бережно относиться  к своему организму.  Элементарное ознакомление  детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы.   Если сформировать у детей  представления о роли органов чувства  в  жизнедеятельности  человека, научить ребенка бережно  относиться к своему здоровью, научить правилам ухода  за своим организмом, используя при этом специальные игры, упражнения, занятия,  то   у ребенка

- возникнет желание в дальнейшем    самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- воспитается привычка к ведению здорового образа жизни;

- разовьется восприятие.

- повысится познавательный уровень.

Детская гипотеза. Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.

Гипотеза родителей. Возможно, если использовать специальные игры и упражнения  для формирования знаний о своем теле, дети будут стремиться к ведению здорового образа жизни.

 

Методы исследования.

- изучение литературы;

- экскурсии и  наблюдения;

- рассматривание картин и рисунков с изображениями  органов чувств  животных;

- беседы;

- дидактические игры и занятия;

- исследовательские эксперименты;

- зрительная, слуховая, тактильная  гимнастика, игровые упражнения;

- тестирование;

- использование ИКТ;

- анкетирование;

- художественное слово.

 

Основные определения.

Тема «Глаза»

Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие. 

Тема «Нос»

Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.   

Тема «Уши»

Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок,  слуховой нерв,  молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.

Тема «Язык»

Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.

Тема «Кожа»

Орган осязания, эпидермис, дерма,  жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.

 

Практическая и теоретическая значимость проекта.

- разработка перспективного тематического плана.

- создание картотеки игр, панно, альбомов.

- создание  картотеки игр  по развитию зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного  восприятия.

- создание  презентации  по органам чувств.

- создание  картотеки  комплексов  зрительной, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой   гимнастики.

-повышение интереса детей к  изучению своего организма.

 

Этапы реализации проекта. 

1 этап – подготовительный (октябрь).

2 этап – основной (ноябрь- март).

3 этап – заключительный (апрель)..Подведение итогов, оформление презентации.

  План реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Срок

Ожидаемый результат

1.

Проведение диагностики 

Выявить уровень  знаний детей об органах чувств

Октябрь,

апрель

Уточнение знаний детей

2.

Обзор литературы

Изучить литературу по данной проблеме

октябрь

Составление картотеки

3.

Беседы

Раскрыть значение органов чувств  в жизни человека,  показать разнообразие органов чувств в животном мире.

В течение проекта

 Оформление презентаций  «Органы чувств  у человека и  представителей животного мира». 

 

4.

Наблюдения,  экскурсии

Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное восприятие.

В течение проекта

Обогащение эмоционального и познавательного опыта дошкольников, развитие  и расширение исследовательского опыта

5.

Занятия

Развивать и расширять знания детей о своем организме, формировать умения по сохранению здоровья, вызывать эмоциональные впечатления в области ознакомления со своим организмом.

В течение проекта

Обогащение словаря дошкольников посредством новых слов,  понятий. Проведение занятий «Мозг. Главный командир»

«Ах, эти чудные глаза!», «Нос. Для чего он нужен», «Язык мой – друг мой», «Уши всякие важны», «Кожа. Как за ней ухаживать» и другие.

6.

Дидактические игры и игровые упражнения

Развивать  зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную память, восприятие; организовывать игровые ситуации; формировать нравственные качества.

В течение проекта

Подбор игр и игровых упражнений  для развития восприятия и памяти.

7.

Зрительная гимнастика

Помочь детям сохранить и развивать зрение.

В течение проекта

Составление комплексов зрительной гимнастики

8.

Слуховая гимнастика

Помочь детям различать и выделять звуки родной речи, слышать и различать звуки природы.

В течение проекта

Подбор упражнений со словами - метаграммами,

звуками природы.

 

9.

Артикуляционная гимнастика

Развивать артикуляционный аппарат детей, вызвать желание  повторять упражнения самостоятельно, с родителями.

В течение проекта

Создание картотеки упражнений артикуляционной гимнастики

10.

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкие мышцы пальцев рук

В течение проекта

Создание картотеки игр

11.

Выставки детских работ

Учить передавать в рисунках образ человека, животных, форму глаз, носа, положение и форму ушей, губ, через рисунок передавать настроение, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций.

В течение проекта

Проведение выставки  детских рисунков  «Мой автопортрет», «Папин портрет», «Мамин портрет», «Моя семья» и  другие выставки.

12.

Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок

Расширять знания детей об органах чувств через восприятие произведений народного творчества

В течение проекта

Оформление книжки.

12.

Самостоятельная деятельность

Учить  применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх, практической деятельности.

В течение проекта

Самостоятельная организация  дидактических, познавательных игр.

13.

Экспериментальная деятельность

Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни.

В течение проекта

Организация игр по выявлению  значения органов чувств в  жизнедеятельности всего организма.

14.

Работа с родителями

Привлечь родителей  к  поиску информации для детей об органах чувств людей и животных, активизировать их  к  совместной  деятельности, побуждать вести здоровый образ жизни.

В течение проекта

Подбор картинок,  загадок, стихов, поговорок о глазах.

Выпуск газеты «Глаза. Как их сберечь», «Отчего болят уши?»,  «Океан звуков», Проведение  игр, упражнений  гимнастики  дома.

15.

Создание предметно-развивающей среды

Оформить доступную для изучения  предметно-развивающую среду, использовать средства ИКТ.

В течение  проекта

Изготовление панно «Органы чувств», «Правила здоровья», «Офтальмотренажер», «Массажные точки», «Звуки природы и шумы»

 

Предполагаемые продукты  деятельности:

1. Разработка конспектов  занятий «Ах, эти чудные глаза», «Для чего нужен нос», «Язык мой –друг мой», «Уши всякие нужны», «Кожа. Как за ней ухаживать».

2. Проведение открытого  занятия «Верные помощники – органы чувств»

3.  Проведение выставки  детских рисунков «Моя семья», «Автопортрет», «Папин портрет», «Мамин портрет».

4.  Выпуск газеты  для родителей «Глаза. Как их сберечь», «Как ухаживать за ушами», «В океане звуков», «Чтобы нос дышал», «Одежда по сезону», «Пять дел перед сном», «Как вести себя за столом», «Полезная и вредная пища».

5.  Изготовление панно «Органы чувств».

6. Изготовление панно «Правила здоровья».

7. Составление и редактирование совместно с детьми мнемотаблиц по изучению органов чувств.

7. Оформление  презентаций, альбомов  по органам чувств человека и животных.

8.  Подбор упражнений зрительной, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой  гимнастики, упражнений на межполушарное взаимодействие.

9. Подбор стихов, загадок, поговорок, пословиц   об органах чувств.

10. Обогащение предметно-развивающей среды:

«Меткие стрелки» на развитие глазомера, «Офтальмотренажер», «Массажные точки», «Звуки природы», «Тактильный коврик», «Сенсорная поляна», «Ароматные баночки».

Диагностические вопросы по изучению знаний об органах чувств  (направлены на определение уровня знаний детей об органах чувств  до и после изучения темы)

Орган зрения

1.Что такое орган зрения и для чего он нужен?

2.Что такое веки (показать) и для чего они нужны?

3.Что такое ресницы, брови и для чего они нужны?

4.Какие части глаза ты еще знаешь? (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок).

5. Как уберечь зрение?  (делать зрительную гимнастику; проводить массаж; нельзя долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером; правильно сидеть за столом; не тыкать глаза острыми предметами, умываться каждый день; при попадании инородного тела промыть чистой водой, потереть к носу , при необходимости обратиться к врачу).

Орган слуха

1.  Какой орган является  органом слуха и для чего он нужен?

2.  Какие части уха ты знаешь?  (по атласу).

3. Для чего нужна барабанная перепонка?

4.  Как нужно ухаживать за ушами?

5.  Что вредно  и полезно для ушей? (по картинкам).

  - Нужно как можно громче включать музыку

 -  В холодную погоду надевать головной убор

 -  Слушать музыку через наушники

 -  Если музыка звучит громко, нужно уменьшить громкость

  - Зимой нужно ходить без шапки

  - Нужно мыть уши теплой водой с мылом каждый день

  - Ковыряться в ушах любыми предметами

 -   Не допускать попадания воды в уши

 -   Не сморкаться сильно

 -  Если уши заболели, нужно обратиться к врачу

 -  Каждое утро разминать ушную раковину

Орган обоняния

1.  Какой орган является органом обоняния? (нос).

2.  Какую работу выполняет нос?  (различает запахи; задерживает вирусы, микробы, пыль; согревает воздух; увлажняет воздух влагой из носовой слизи, помогает дышать).

3.  Знаешь ли ты, как устроен нос?  (ноздри, носовые лабиринты, ворсинки).

4.  Для чего нужны ворсинки в носу?

5.  Как нужно ухаживать за носом? (промывать каждый день и при необходимости чистой водой; пользоваться носовым платком; не совать  в нос острые и мелкие предметы).

Орган вкуса

1.    Какой орган является органом вкуса? (язык).

2.    Знаешь ли ты, как язык воспринимает вкус?  (вкусовые сосочки).

3.    Какой вкус пищи ты знаешь? (сладкий, кислый, соленый, горький).

4.    Какая пища вредная, а какая полезная?  (по картинкам).

5.    Как нужно ухаживать за языком и  зубами?  (чистить зубы и язык после завтрака и перед сном; полоскать рот после еды; не курить; не принимать горячую пищу; не брать в рот  несъедобные и грязные предметы).

Орган осязания

1.    Какой орган является органом осязания? (кожа).

2.    Знаешь ли ты, как устроена кожа?  (по атласу).

3.    Как ты поступишь, если слегка поранишься?

4.    В каком месте тела наша кожа самая чувствительная? (на кончиках пальцев).

5.    Что надо делать, чтобы кожа была здоровой? (принимать водные процедуры; есть полезную и здоровую пищу; носить чистую одежду; не трогать бездомных кошек и собак).

Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа,  иллюстраций; разыгрывание ситуаций; карточки с изображением здоровой и вредной пищи, мнемотаблицы.

Подсчет баллов:

 - правильный ответ – 2 балла

 - неполный ответ – 1 балл

 - нет знаний – 0 баллов

                  - высокий уровень   -  от 35 до 50 баллов.

                       - средний уровень    -   от  17 до 34 баллов.

                  - низкий уровень      -  от 0 до 16 баллов.

Результаты  диагностики.  В исследовании принимало участие 14  детей.   Максимальное количество баллов, который мог бы набрать ребенок,  составляет 50 баллов.  В начале исследования  у  детей наблюдался низкий уровень конкретных знаний. Только двое детей имело знания высшего уровня. Это дети любознательные, с хорошей памятью, с ними и дома ведется работа по развитию детей.  К концу исследования   все дети успешно прошли низкий уровень. Значительно повысилось количество детей, преодолевших высокий уровень.  Радует то, что дети с интересом относятся к изучению своего организма. Со всеми детьми дальше продолжается работа по  формированию знаний об органах чувств, по  развитию  восприятия и сохранению и укреплению здоровья.

 

Заключение.

В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно «Органы чувств», «Дерево здоровья»,  оформлена презентация, разработаны конспекты занятий, проведено итоговое занятие  «Верные помощники – органы чувств».

Дети  проявляют интерес к изучению своего организма, задают познавательные вопросы,  делятся своими познаниями дома.

Перспектива  проекта.

-   поделиться разработкой проекта с коллегами  детского сада, в интернет сообществах для дальнейшей его апробации и внесения замечаний и дополнений.

- продолжить работу по  формированию здорового образа жизни с детьми раннего возраста.

- адаптировать  собранный и полученный материал  для детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Окошки в мир – органы чувств». Средне - младшая группа ДЦП.

Данный материал поможет педагогам знакомить детей с органами чувств в игровой форме....

НОД "Органы чувств" для старшей группы

Наши помощники - органы чувствЦель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об орган...

Конспект НОД «Органы чувств» в подготовительной группе

Цель: закрепить и обогатить знания детей о частях тела, его органах чувств и их функциональной необходимости. Активизировать лексический запас детей по данной теме, формировать практические навыки сло...

Занятие по валеологии "Тело человека.Органы чувств" в старшей группе

Конспект занятия по валеологии на тему "Тело человека.Органы чувств " в старшей группе ДОУ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Наши умные помощники - органы чувств» в старшей группе

Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус....

Презентация образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Органы чувств» в подготовительной группе

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов,                     сформировать представ...