Доклад по теме самообразования
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 компенсирующего вида» г. Печора
Доклад по теме самообразования
«Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Мелихова Ирина Владимировна
Печора, 2021
Содержание
I. Вводная часть. | 3 |
II. Основная часть. | 3-5 |
2.1. Современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста | 6 |
2.2. Цель, задачи, принципы, физического воспитания детей дошкольного возраста при современных подходах | 7 |
2.3.Современный подход к организованной образовательной деятельности | 8 - 13 |
III. Заключительная часть | 14 |
Список использованной литературы | 15-16 |
Приложение | 17-18 |
.
- Вводная часть
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности. Мы все понимаем, что живём в мире, который кардинально поменялся. Мы даже не можем представить, какие изменения могут ждать нас впереди. И сейчас мало оставаться просто профессионалом своего дела, работать только в своей стезе и не развиваться. Какими качествами должен обладать сейчас человек, чтобы быть успешным : быть профессионалом, целеустремленным, гибким, обучающимся, уметь работать в команде.
Современный мир очень изменчив, какие знания нужны будут нашим детям в будущем, мы не знаем, нет понимания того, какие профессии будут актуальны. Но мы знаем, какие будут востребованы компетенции, знаем, что нашим детям нужно уметь быстро работать с информацией, быть креативным, работать в команде.
Усиливается роль оздоровительной роли в ДОУ, так как решать вопросы творческого развития дошкольника можно только тогда, когда воспитанники не болеют, когда они здоровы.
Наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей имеют низкие возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости, мышечной силы. Треть детей дошкольного возраста имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
Актуальность моего исследования базируется на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательной области «Физическое развитие». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что мы должны создать условия, для того, чтобы развивать у детей: инициативность, любознательность, самостоятельность и другие навыки в разных видах детской деятельности, в том числе и физической.
Проблема состоит в том, чтобы с максимальной пользой использовать наиболее эффективные пути и средства повышения уровня физического развития детей через современные подходы к физическому воспитанию дошкольников.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования «Современные подходы в работе дошкольниками в области «Физическое развитие».
Целью исследования стало: изучение и проверка эффективности современных подходов к физическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза: современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста эффективны.
В процессе самообразования я решала следующие задачи :
- изучить теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста;
- изучить и проанализировать литературу по теме «Современные подходы в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»;
- повысить квалификацию по теме на курсах, вебинарах, семинарах, используя интернет ресурсы;
- применить на практике современные подходы в работе с дошкольниками в образовательной области «Физическое развитие».
Объект исследования: процесс физического воспитания детей в дошкольной организации.
Предмет исследования: современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, диагностика.
Теоретические основания исследования. В комплексе научных знаний центральное место принадлежит учению И.М. Сеченова и И.П.Павлова, о высшей нервной деятельности. В центре внимания учения находятся проблемы, позволяющие понять закономерности формирования двигательных навыков и особенности построения движений. Это помогает правильно анализировать используемую в практике физического воспитания систему мероприятий, её влияние на возникающие сложные процессы в организме, перестройку его функций и методически правильно построить процесс воспитания, развития и обучения. Основываясь на учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова, в программе чётко прописана дозировка, количество их повторений для каждой возрастной группы, с учётом возраста подбираются упражнения. Эти учёные безусловно правы, что психическое и физическое развитие неразрывны и дополняют друг друга. ( Пример с ходьбой - нет согласованности в движении рук и ног).
Работы психологов Н.А. Бернштейна , А.В.Запорожца. Л.С Выготского свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики—воля, память, мышление и др., не даны ребёнку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения. Нельзя не согласиться с доказательством авторов, что предоставленный самому себе ребёнок никогда не встанет на ноги и не пойдёт. Даже этому его необходимо учить.
Учение П.Ф.Лесгафта, исследования современных психологов Н.Д.Гордеевой, О.И.Кокаревой говорят о важности принципа осознанности при обучении основным движениям. Авторы безусловно правы, что этот принцип является необходимым условием для гармонического развития личности, осмысленность своих физических действий помогает ребёнку рационально использовать свои силы.
Именно сейчас этот принцип актуален, именно здесь говорим об осознанности ребёнка, что нам взрослым не нужно заставлять детей заниматься физической культурой, нужно его мотивировать.
Разделяя эту точку зрения авторов, я в своей работе с детьми подготовительной к школе группы (где проводилось исследование) устанавливала значимость тех или иных элементов, входящих в структуру двигательного действия, для достижения конечного результата («Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дальше бросить предмет? (нужен замах); «Как вы думаете, почему надо сильнее оттолкнуться, взмахнуть руками при прыжке? (чтобы дальше прыгнуть).
На этой базе раскрывала причинно – следственные связи между составными компонентами движения и подчеркиваем особенности их выполнения (дети делают вывод «чтобы дальше прыгнуть, нужно сильнее оттолкнуться и взмахом рук помочь «взлететь», поэтому, когда отталкиваешься ногами, нужно сделать взмах руками вперед») и др.
Теоретическая значимость результатов исследования является средством повышения физической подготовленности детей дошкольного возраста в физкультурной работе ДОУ.
Работа состоит из вводной части, основной части , заключения, списка литературы, состоящего из 9 источников.
2.1.Современные подходы к физическому воспитанию
В работе Э.Я. Степаненковой–одного из современных авторов методики физического воспитания говорится о цели физического воспитания в настоящее время - это воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка
Безусловно, я, как и раньше, обучаю основным видам движениям : ходьбе, бегу, лазанию…техникам выполнения, используя различные приёмы.
Но сейчас это не то, к чему мы стремимся, это не вершина того, к чему мы идём, и я согласна с тем, что нам нужен творческий ребенок, который является не объектом, а субъектом образовательного процесса. ( Пример: во время подвижной игры, ребёнок не только строго выполняет правило данной игры, а вносит свои дополнения, может придумать свой вариант игры, тем самым проявляя творчество).
Э.Я.Степаненкова аргументировано обосновывает, что в настоящее время мы не ставим на первое место образовательные задачи, главное для нас – сохранить и укрепить здоровье детей. То есть, если к нам приходит ребёнок с I, II, III группой здоровья, наша задача не навредить, не ухудшить его состояние , а перевести ребёнка в лучшую группу здоровья.
Задачи физического воспитания:
Оздоровительные :
-укреплять здоровье детей различными способами ( закаливающие процедуры, оптимальный двигательный режим, различные виды самомассажа, профилактика возникновения негативных эмоций) .
Образовательные:
-развивать физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скорость, (здесь, определяя задачи, мы опираемся на возрастные особенности, наследственность);
-формировать двигательные умения и навыки;
- формировать представления о ценностях здорового образа жизни;
- формировать способность самоконтроля за качеством выполнения движений.
Воспитательные:
- воспитывать жизнерадостность, целеустремлённость, волю, настойчивость, чувство коллективизма, красоты, выразительности.
Принципы физического воспитания
Принципы общепедагогические:
- Осознанности и активности;
- Систематичности и последовательности;
- Наглядности;
- Доступности и индивидуальности
Принципы обучения детей движению :
- постепенности и непрерывности;
- цикличности;
- возрастной адекватности;
- оздоровительной направленности.
Необходимо отметить последний пункт, так как именно этот принцип обучения движению позволяет обойти острые углы в работе с детьми дошкольного возраста: учитывая индивидуальные особенности детей, мы можем исключать те упражнения, которые могут дать обратный эффект. ( Например: «Берёзка», «Кошечка»). Давая упражнение детям, мы должны понять, несёт ли оно оздоровительный эффект.
Принцип оздоровительной направленности появился совсем недавно и это очень важно.
Организационно- методическая деятельность :
- выбор образовательной программы;
- постоянное повышение профессионального мастерства;
- создание здововьесберегающей пространственной среды в группе;
- сотрудничество с родителями (законными представителями).
Основные условия для успешного физического развития ребёнка:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости;
- повышение педагогической компетентности воспитателей детского сада;
- привлечение специалистов ( психолог, музыкальный работник) к проблеме здоровье сбережения детей;
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач.
Коррекционно-развивающая деятельность
- логопедическая ритмика;
- фонетическая ритмика;
- музыкально-ритмические упражнения;
- корригирующая гимнастика;
- психогимнастика.
2.3.Современный подход
к организованной образовательной деятельности
Конечно, организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического развития, но в работе по физической культуре необходимо использовать современные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, формировать самостоятельность, инициативу, индивидуализировать подход к каждому ребёнку, учитывая уровень двигательной активности детей и состояние здоровья.
Мою группу посещают дети с разным уровнем физического развития: воспитанники с избыточным весом, дети с низким уровнем физического развития, несоответствующим биологическому возрасту, дети с болезнями костно-мышечной системы, воспитанники с особыми образовательными потребностями, поэтому большое внимание уделяю современным оздоровительным системам, позволяющим добиться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
В научно-методической литературе индивидуализировать физическое воспитание рекомендуют: в зависимости от типологических свойств нервной системы, физического развития, физической подготовленности: Я. И. Ковальчук, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко, в зависимости от состояния здоровья и морфофункциональных особенностей организма (Т. Л. Богина, И. И. Брехман, З. И. Кузнецова, Л. С. Усова. В зависимости от биологического возраста Л. И. Абросимова, С. Б. Тихвинский, А. Г. Щедрина и др., в зависимости от уровня физической подготовленности А. П. Антропова, Т. Ю. Кравчук, Г. А. Пташинская. О. Э. Сердюков.
Оценивая физическую подготовленность детей целесообразно исходить из таких особенностей каждого ребенка, как его индивидуальный уровень физической подготовленности, качество сформированности двигательных умений и навыков, состояние основных физических качеств и связанных с ними способностей, степень гармоничности соответствующих показателей.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста содержит в себе резервы для повышения физической подготовленности и сохранения здоровья . Для того, чтобы раскрыть соответствующие резервы в полной мере необходимо использовать все возможные средства, имеющиеся в распоряжении педагога физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения. При организации и проведении занятий по физической культуре обязательно учитываем распределение воспитанников по группам здоровья.
Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре, изменять темп упражнений, изменять интервал отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные «станции» отдыха, варьировать способы и условия проведения упражнений.
Я считаю, что индивидуализация процесса физического воспитания детей дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если она осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей развития, определение соответствующих средств и методов, ч`тких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Современность предполагает отличие от классической структуры занятия за счёт использования новых способов организации детей, за счёт вариативности развивающей предметно – пространственной среды, за счёт использования нестандартного оборудования, стимулирование работы в парах, группах командах, а также за счёт современных подходов к построению занятия:
1 этап занятия: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности, так как любые действия должны быть осмысленными. В современной психологической литературе нашли отражение исследования, посвященные развитию мотивации у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности, включающей подвижную игру (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. А. Рудик, А. П. Усова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Ребёнок должен понимать, что и зачем он делает. Поэтому необходимо создавать мотивационные ситуации:
Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учёные отмечают: широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения;
- поощрение и признание взрослого;
- игровой мотив;
- соревновательный мотив;
- самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению,
Одной из основных мотиваций – это эмоции родителей. Дети хотят делать то, чему радуются родители. Дети хотят делать то, благодаря чему родители обращают на детей позитивное внимание. Радость родителя вызывает позитивную эмоцию ребёнка. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).
Мотивация – помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам. Сообщаю детям о своей проблеме и интересуюсь, как они мне могут помочь?
Мотивация – «Научи меня» - основана на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.
2 этап: планирование детьми их деятельности; в том числе выбор детьми общеразвивающих упражнений, основных движений, игр; выбор спортивного оборудования, выбор партнёров по выполнению основных движений, по игре и др.
3 этап: реализация детского замысла;
4 этап: проведение детской рефлексии.
В ФГОС ДО п.3.2.1 говорится о том, что нужно уделять особое внимание положительному взаимодействию детей между собой и стимулировать их общение. В нашу группу дети с особыми образовательными потребностями, которые зачисляются в течение года, поэтому для работы с вновь прибывшими детьми на физкультурных занятиях использую игровые упражнения Е.А. Смирновой : «Знакомство», «Общий круг», «Самопрезентация», «Комплимент», которые предполагают создание благоприятной атмосферы, сокращение эмоциональной дистанции для скорейшей адаптации на первом этапе.
На втором этапе, применяю построения и перестроения в паре и тройках, общеразвивающие упражнения в паре и четверках, подгруппах с предметами и без них, основные движения в паре, планирую сближать детей друг с другом, настраивать их на работу через активизацию совместной деятельности. Также провожу игры: малоподвижные игры «Чье звено быстрее соберется», «Найди и промолчи», «Ель, елка, елочка»; подвижные игры большой подвижности, в которых выбираются два водящих: «Белые медведи», «Волк во рву», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Догони свою пару»; игровые упражнения психологической направленности (Е.О. Смирновой): «Переходы», «Передай движение».
На третьем этапе идёт формирование способности детей видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему. Для этого дошкольникам предлагаются игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», направленные на развитие способности увидеть другого, почувствовать одно общее с ним задание. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике, его действиях, внешности, мимике, жестах.
На четвертом этапе формируются умения детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Так, в игре «Сороконожка» дети вставали друг за другом со своими друзьями, следующий вариант игры предполагал расставлять детей не по их желанию, а по принципу — кто с кем меньше общается.
На пятом этапе проводятся подвижные игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке» и др., направленные на переживание общих эмоций, способствующие объединению детей и вызывающие желание поддержать друг друга в затруднительной ситуации.
С помощью игр на занятиях по физической культуре, решаются следующие задачи:
— развивать у вновь поступивших детей чувство уверенности в себе;
— предоставлять возможность самостоятельно проявлять себя в общении с окружающими;
—формировать положительное отношение к окружающим, сбалансировать эмоции, способность к волевому усилию;
— учить умению выслушать, помочь, поддержать другого в решении поставленных задач, проявлять навыки и знание общечеловеческих норм и правил общения;
— создавать возможности для полноценных контактов с окружающим миром.
Для того , чтобы оценить исходный уровень развития каждого ребёнка, чтобы определить оптимальную для него зону «ближайшую» его развития, здоровья, формирования двигательных навыков использую педагогическую диагностику, которую провожу в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в стандарте чётко прописано.
На каждого воспитанника заведена карта развития, где провожу мониторинг, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы и проследить динамику развития:
- у детей в основном развиты такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность;
- наблюдается позитивная динамика в развитии физических качеств, навыков личной гигиены;
- дошкольники имеют элементарные представления о полезности и целесообразности физической активности;
- у детей развит интерес к физкультурным занятиям, подвижным играм, соревнованиям, эстафетам;
- снижение заболеваемости детей.
III. Заключительная часть
Выводы.
Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения о современные подходах к физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, позволил понять современные подходы к построению занятия.
Таким образом, для совершенствования физического развития воспитанников был подобран необходимый материал для работы с вновь прибывшими детьми, с детьми с особыми образовательными потребностями созданы индивидуальные двигательные маршруты.
Изменения, происходящие в образовательной деятельности, коснулись не только детей, но и взаимодействия с родителями. Родители нашей группы - активные участники мероприятий, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
Список используемой литературы
- Виноградова Н.А. Физическое развитие дошкольников. Часть 1.Охрана и укрепление здоровья. 2015г. Издательство: ТЦ СФЕРА
- Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников, при нарушениях опорно-двигательного аппарата». Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. 2003г. Издательство: Просвещение. Серия: Физическое воспитание
- Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2010г. Автор: Новикова И. М. Издательство: Мозаика-Синтез,
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2009г.
- Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования [Текст]: методические материалы. Под науч. ред. Н.А.Палиевой. - Ставрополь: ГБОУДПО СКИРОПК иПРО,2012.-152с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К.Селевко.-М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Теоретические и прикладные аспекты современной науки [Текст]: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Часть 4. /Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – 152 с.
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии . Издательство: Айрис-Пресс, 2001 г.
- Казьмин В.Д. «Дыхательная гимнастика» Издательство: Айрис-Пресс, 2001 г.
- Красикова И.С. « Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение.» Издание 2-е. Серия: Раннее развитие ребенка. СПб. КОРОНА принт. 2004г.
Сайкина Н.Г. Фитбол - аэробика и классификация её упражнений. Теория и практика физической культуры . Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.
- Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет». Издательство: Сфера, 2015 г
- Эмма Степаненкова «Методика физического воспитания» Автор: Степаненкова Эмма Яковлевна Издательство: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Интернет-ресурсы
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15029/2/2020kosianov.pdf
Приложение1.
Детям нравятся сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе. Тематика таких занятий соответствует возрастным возможностям детей: «Репортаж со стадиона», «Цирк», «Поездка на дачу», «Страна спорта и здоровья», сказочные сюжеты – «В гости к Пере Богатырю», «Буратино».
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.
Сюжетные занятия открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.
Следующий вид физкультурного занятия - тренировочное занятие.
На тренировочном занятии закрепляются основные виды движений. Такие занятия обеспечивают возможность многократно повторить движения, потренироваться в технике его выполнения. Увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении оптимальной физической нагрузки.
Физкультурное занятие в форме круговой тренировки
Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможности детям проявить творчество и инициативу. Занятия, построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.
Музыкально-ритмические занятия
Процесс обучения упражнениям в основном построен на реализации дидактических принципов. Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительное значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. Эти занятия нравятся детям. Они обеспечивают тесную взаимосвязь между воспитателем и музыкальным руководителем.
Организованная образовательная деятельность с детьми в детском саду, проводятся не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей. В оздоровительные занятия включаются элементы массажа и самомассажа, специальные упражнения, направленные на улучшение работы функциональных систем организма. Например, упражнение«Домик» – дается на формирование правильной осанки; упражнение «Черепаха» – благотворно влияет на нервную систему, укрепляет позвоночник; «Лодочка» – нормализует давление, благотворно воздействует на нервную систему.
Также на таких занятиях используются приемы релаксации, психомышечной тренировки, которые включают в себя определенные специфические упражнения, тренинги.
Все эти виды занятий, на мой взгляд, дают положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Доклад по теме самообразования: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"
Самообразование...
Доклад по теме самообразования "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игра и упражнений"
Самообразование...
Доклад по теме самообразования "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности"
Самообразование...
Доклад по теме самообразования "Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста"
Доклад подготовлен в рамках подведения итогов работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году....
Доклад по теме самообразования
quot;Финансовая грамотность"...