Конспект "Песочная терапия"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pesochnoy_terapii.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий  к программе «Песочные фантазии»

1 блок «Песочная страна»

Цель блока: знакомство с песочницей и способами игр с песком. 

Тема занятия «Ознакомление с песочницей»

Цели: прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру; развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность

Задачи: познакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней; воспитывать умение играть в песок. 

Ход занятия:

Демонстрация песочницы

Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.

1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.

3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.

Педагог. Посмотрите, наша песочница заполнена только на половину, поэтому видны борта. Как вы думаете, зачем это нужно? А если мы с вами раздвинем песок, то увидим дно. Как вы думаете, а зачем оно нужно? Из песка вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А также можете построить крепость и дом, мост и подземный ход.

Демонстрация коллекции фигурок

Ребята, посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и животные и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

Ритуал входа

Педагог. Ребята, а вы знаете, что у нашей песочницы есть хозяйка? Она не любит показываться. Но мы постараемся с ней познакомиться. Давайте попробуем сначала угадать, кто же она?

Она отлично всем знакома.

Она всегда и всюду дома.

Нет дома для нее родней –

Дом постоянно вместе с ней.

С такой защитой нет и страха.

Кто это? … (черепаха)

Ребята, давайте встанем вокруг песочницы и скажем, как нас зовут(дети называют свои имена). Ребята, а какие хорошие дела вы умеете делать? (дети рассказывают).

Основная часть

Появляется песочная черепашка (игрушка). Ребята, вы мне очень понравились. Я хочу рассказать вам какая у меня страна.

Страну прошу мою любить.

В ней много волшебства.

Здесь и озера, и моря,

Пустыни и леса.

Здесь строят горы, города,

Вулканы и дома.

Фигурки оживают вдруг,

О чем-то говоря.

Твори, лепи и фантазируй.

Построй свой мир и расскажи,

Кто в нем живет, и кто с кем дружит,

И с кем бы ты хотел дружить.

Но вход в страну закрыт для тех,

Кто любит драться,

В глаза песком кидаться.

Кто не строит, а ломает,

Тот в страну не попадает.

Спасибо, вы очень внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, как нельзя вести в моей стране. Ребята, давайте сейчас на ровной поверхности песка оставим отпечатки своих рук.

Педагог  и дети по очереди оставляют отпечатки свои рук, внутренней и внешней стороны кисти. При этом важно дать детям время прислушаться к своим ощущениям и возможность проговорить их.

Педагог. Мне приятно. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?

Можно поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др); оставлять следы на песке, различными предметами и придумывать, на что они похожи; пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем руки, поочередно правой и левой, после одновременно и т.д.

Ребята, давайте сейчас нарисуем дерево.

Педагог рисует ствол, дети прикладывают к стволу дерева сои ладони, создавая его крону.

 

Ритуал выхода

Песочная черепашка. Ребята, вам понравилось в моей стране? Можно, я еще полюбуюсь вашим деревом?

Педагог. Ребята, давайте поблагодарим хозяйку песочницы и песочек. Обязательно вымоем ручки.

Дети прощаются с песочной черепашкой.

2 блок «Здравствуй, песок»

Цель блока: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений. 

Рисование на песке «Дождик для художников»

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, сообразительность, художественные способности

Задачи: закреплять представления об окружающем мире; воспитывать навыки позитивно-коммуникативного поведения; закреплять знания свойств песка (сухой – мокрый, сыпучий); активизировать словарный запас.

Ритуал входа

Песочная черепашка, сидя тод зонтиком встречает детей.

Песочная черепашка. Здравствуйте, ребята! Ох-ох-ох! Как жарко, давно не было дождя. Я так хотела с вами порисовать на песке, но солнце высушило весь песок. Посмотрите каким  он стал.

Дети. Сухим, рассыпчатым.

Основная часть

Песочная черепашка. Попробуем нарисовать. Вот видите ничего не получается. Что же нам делать?

Дети. Нужен дождик. Надо полить песок водой.

Песочная черепашка. Давайте попробуем.

Дети берут маленькие лечки и поливают песок.

Кап да кап, кап да кап… С дождем

Не пойти играть с мячом…

И в песочнице песок

Потемнел и весь промок.

Потрогайте песок, како он стал?

 

Педагог еще раз проговаривает с детьми (сухим, сыпучим, мокрым, холодным…).

Педагог.Теперь мы можем поиграть в игру «Дорисуй». Я начну первой, а вы поочереди будите дорисовывать детали, и мы увидим, какое изображение у нас получится.

Дети берут палочки и дорисовывают.

Посмотрим, что за изображение у нас получится. 

Если дети затрудняются педагог дорисовывает, подсказывает. Дале дети разравнивают песок руками. Педагог предлагает кому-то из детей начать первым. Там могут получаться домик, солнце, цветок, человек и т.д.

Дети проговаривают вместе с педагогом, что у них получается.

Педагог. Ребята, я предлагаю вам вместе нарисовать картину на тему «Мы гуляем в лесу». Каккая у нас картина получится, зависит от старания, фантазии и аккуратности каждого из вас. Я начну первой, а каждый из вас скажет что будет рисоать.

Дети разщравнивают песок, говорят что будут рисовать (маша – елочку, Вася – машинку и т.д.).

Какая замечательная картина у нас получилась. Давайте придумаем маленький рассказ.

Дети вместе с педагогом начинают рассказывать. (был теплый день, и дети вместе с воспитателем пошли погулять в лес…)

Ритуал выхода

Песочная черепашка. Молодцы! Вы очень старались, и за это я подарю вам палочки, вы сможете рисовать ими на песке вместе со своими друзьями. А сейчас нам пора прощаться.

 

Дети прощаются и уходят.

 

 

 

3 блок «Волшебный лес»

Цель блока: Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления, речи, моторики, зрительно-пространственного восприятия.

Тема занятия «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику.

Задачи: развивать умение классифицировать предметы; закреплять зания о природном и рукотворном мире.

Оборудование: пуговицы, камушки, ракушки, колеса от машинок, песочница и картинки.

Ритуал входа

Педагог. Здравствуйте, ребята! Посмотрите какие красивые картинки лежат на столе. Если ы посмотрите внимательно, то увидите, что на кртинках не хватает деталей. Как вы думаете каких?

Дети. На деревьях – листьев, на машинке –колес…

Педагог. Правильно! Но все недостающие детали спрятаны в песке. Чтобы их найти нам нужен помощник.

Дети. Нам поможет песочная черепашка.

Педагог. Молодцы, как вы быстро догадались!

Основная часть.

Плоявляется песочная черепашка.

Песочная черепашка. Ребята, как я рада вас видеть! Вы снова у меня в гостях, и вам попять нужна моя помощь.

Дети рассказывают какая помощь им нужна.

Давайте подойдем к песочнице, положите свои ручки на песок. Вы будите в песке находить предметы, мы вместе подумаем, к каклой картинке он подойдет.

Дети пальчиками медленно начинают раскапывать песок и доставать предметы.

Что вы нашли? Как вы думаете, к какой картинке подойдет этот предмет?

Дети находят и раскладывают предметы по картинкам, проговаривая почему этот предмет должен лежать имеено на этой картинке.

Молодцы!

Дети отвечают нп вопросы педагога о каждом предмете.

Правильно! Вы должны научить беречь природу и вещи. Другими словами, все, что рядом с нами.

Ритуал выхода

Песочная черепашка. Вы справились с заданием! Картинки и предметы еще пригодтся другим детям, давайте аккуратно уберем их в коробочки.

Дети убирают, прощаются и уходят.

4 блок «Моя сказка»

Цель блока: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, воображения, речи, памяти, моторики.

Тема занятия «Живые картинки на песке»

Цель: развивать воображение, любознательность, мелкую моторику; расширять словарный запас; воспитывать гуманное отношение к природе.

Задачи: прививать знания об окружающем мире, природе; умение решать творческие задачи; закреплять знание о том, что такое река, море, лес, дождь, название животных.

Оборудование: песочница, фигурки животных, деревьев, рыбок, предметы – ракушки, камушки, маленькие леечки с водой.

Ритуал входа

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня для вас непростое задание. Хозяйка песочницы опять обратилась к нам за помощью.

Появляется песочная черепашка.

Основная часть

Песоная черепашка. Здравствуйте, ребята! У меня возникли трудности, я не могу отгадать загадки. Вы поможете мне?

Дети соглашаются.

Тогда слушайте внимательно.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (река)

Правильно! А вы покажите мне, какая бывает река и кто в ней живет?

Дети делают на песке реку и фвыбирают фигурки рыбок.

 

Молодцы! А теперь отгадайте такую загадку.

Без конца и края лужа,

Не страшна ей хзлая стужа.

В луже ходят корабли,

Далеко им от земли. (море).

Дети отгадывают.

А какое бывает море и кто в нем живет? Вы и это можете мне показать?

Дети делают море, быбирабт ракушки, рыбок, кораблики, камушки.

Молодцы! Я бы без вас не справилась. Вы готовы еще помочь? Тогда слушайте.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес).

Подсказка. Весной одевается, осенью раздевается (лес).

Дети отгадывают.

Правильно! А какой бывает лдес и кто в нем живет?

Дети показывают.

Ребята! А последнюю загадку можете отгадать?

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг.

Облаков и туч он вождь.

Ты все занаешь, это… (дождь).

Дети отгадывают. Рисуют на песке тучи и дождик.

Ритуал выхода

Песочная черепашка. Какие вы молодцы! Вы помогли мне отгадать все загадки. Теперь я знаю какими бывают река и море, лес, дождь, рыбки и животные. Спасибо вам! А теперь нам пора прощаться. Если мне понадобится ваша помощь, я могу к вам обратиться?

Дети. Да!

Дети прощаются и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 блок «Опыты и эксперименты с песком»

Цель блока: учить развивать умение в процессе экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.

Тема занятия «Песок и его свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок.

Задачи: развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Оборудование: игрушки стаканчики, ситечки, воронки, формочки, ведерки, совочки, лопатки, кукла.

Ход занятия

Ритуал входа

Дети подходят и встаю вокруг  песочницы с песком (полусухим). На бортике размещены игрушки: формочки, стаканчики, сито, лопатки, совочки.

Педагог: Дети, посмотрите, какие красивые игрушки нас здесь ждут. Для чего они нужны? (играть в песок). А к чему мы подошли? (к песочнице). Что в ней находиться? (песок). Сегодня на прогулку к нам пришла кукла Катя.  Кукла  Катя хочет, что бы вы испекли для нее пирожки-куличики.

Основная часть

Педагог раздает стаканчики.

Педагог: Предлагаю взять совочки и насыпать в стаканчики песок. Кто быстрее всех насыпет и покажет мне стаканчик с песком?

Дети насыпают песок.

Педагог: Что вы сделали? (насыпали песок в стакан). А теперь пересыпьте песок из одного стакана в другой, но так, чтобы не просыпать мимо.

Дети выполняют предложенное действие. Воспитатель поощряет детей за правильное выполнение.

Педагог: Что вы сделали? (пересыпали). А сейчас я предлагаю вам высыпать песок из стаканчика в ситечко ( показывает). Встряхнуть ситечко и посмотреть, как песок высыпается на бортик. Песок сухой, рассыпчатый- он сыплется через ситечко, его можно высыпать и через воронку. Давайте попробуем.

Педагог предлагает детям взять в руки воронку и высыпать песок через воронку.

Педагог: Что мы делаем? (высыпаем). Смотрите, я насыпаю из стаканчика в воронку. Где песок? (высыпается в дырочку).

Дети занимаются пересыпанием. «Песок, как водичка»- говорят дети.

Педагог: Давайте сделаем куличик для куклы Кати.

Дети пробуют сделать куличик. Не получается.  Воспитатель спрашивает почему.

Педагог: Песок сухой, его можно набирать в стаканчики, ведерки, пересыпать, сыпать через воронку, ситечко, а вот пирожок не сделаешь-песок рассыпается-он сухой.

Динамическая пауза:

Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)

Укусил его комарик (воспроизводят звук комара)

Лопнул шарик -не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью)

Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)

Повторить 2-3 раза

Педагог берет лейку с водой и, на глазах у детей, поливает и перемешивает песок, затем предлагает детям пересыпать его. Дети пробуют пересыпать песок из стаканчика в формочку, через воронку, но их попытки оканчиваются неудачей.

Педагог: Почему не сыпется песок? (он сырой).Песок стал сырой, тяжелый и я попробую сейчас сделать из него пирог. Смотрите, сначала я наберу в формочку песку, а затем похлопаю, чтобы песок плотно прилегал к формочке. Вот у меня полная формочка песку. Теперь осторожно лопаткой уберу лишний песок, положу лопатку и, придерживая левой рукой формочку, быстро опрокидываю её на бортик песочницы и стучу лопаткой по донышку. Говорю: «Пекись, пирожок, пекись!»  Осторожно  снимаю формочку. Вот и получился пирожок. Смотрите какой он красивый. Попробуйте теперь сами сделать пирожок-куличик для куклы Кати.

Дети делают куличики. Педагог  помогает в игровых действиях.

Педагог: Вот и испекли мы пирожки для нашей куклы. Украсим их.

Дети украшают пирожки заранее заготовленными украшениями. Кукла угощается пирожками и благодарит детей.

Ритуал выхода

Педагог подводит итог занятия. Спрашивает что интересного было на прогулке. В заключении говорит:

«Мы играли интересно

 Жаль нам в группу уходить,

Ведь с друзьями всем известно

Просто некогда грустить!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...