Статья «Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения»
статья (средняя группа)

В статье представлен материал о значении воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78                            комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Статья

«Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения»

                                                                                                                                Подготовил:

                                                                                                                               Аббасова Л.А.    

Санкт-Петербург

2022г.

План статьи

  1. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
  2. Дидактические игры для формирования культурно-гигиенических навыков.
  3. Литература.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении правил проявляется отношение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры поведения, а младший дошкольный возраст является фундаментом для овладения навыками поведения во время еды и умывания, именно в этом возрасте взрослые должны уделять этой проблеме особое внимание. Проблемой изучения особенностей воспитания культуры поведения, формированием культурно-гигиенических навыков занимались отечественные педагоги и психологи Р.С. Буре, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина,           Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Венгер,  Н.Н. Поддъяков и др.                                    

Согласно исследованиям Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А., культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:

  • Культуру еды - умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды — всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

  • Необходимость опрятности — это содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.

Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего дошкольного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью — это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ноги обулись в сапожки, на руки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у дошкольника формируется потребность в чистоте и опрятности. Действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у ребенка представление о собственном теле.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с развитием воли. Ребенок еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.

С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

Среди педагогических условий, при которых процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего возраста будет более эффективным, назовем следующие:

1. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, которое будет построено с учетом возрастных особенностей детей.

2. Система работы, по формированию культурно-гигиенических навыков будет включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством использования художественного слова, рассматривания иллюстраций, игр и игровых упражнений.

3. Организация предметно-развивающей среды будет стимулировать дошкольников к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка среднего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Дидактические игры

ИГРА "ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ"

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу

соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о

здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой.

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что

ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

ИГРА "КАТЯ ПРОСТУДИЛАСЬ"

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

Материал: носовой платок.

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с

малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

ИГРА "СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ"

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид».

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

ИГРА "ВЫМОЕМ КУКЛУ"

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания,

куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов

выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её.

Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно

последовательно вымоет (умоет) куклу.

ИГРА "ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ"

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при

помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как

они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность

выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и

жестов, что он делает, а дети отгадывают.

ИГРА "ПОДБЕРИ КАРТИНКИ"

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать

навыки здорового образа жизни.

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов,

помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой,

функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка

топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет

отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно

приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в

кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

ИГРА "УГОСТИМ КУКЛУ ЧАЕМ"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-

игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки,

чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо

посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи

ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок

испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый

подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять

предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем

кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду:

шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь,

показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки,

Вот шнурки, я помогу тебе завязать

Вот, ботиночки надели на ножки

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка

представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку

предоставляется возможность действовать самостоятельно.

ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков

самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят

обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? -

Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико,

чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся

роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед

обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый

повторяет потешку "Водичка, водичка!"

ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно

вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит

игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей

воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

ИГРА "СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук,

подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо

соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот

водички не получит!");

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который

обращает внимание ребенка на положение рук.

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет

в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает

ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается

внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки -

белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом

произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В

случае необходимости, используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит

посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д.

Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно

сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит

посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Ах, какой чистый ребенок, посмотри на себя

в зеркало!"

ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями

сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее

прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик.

Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает

перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать

самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку

с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в

зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

ИГРА "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом

обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их

чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой

показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая

чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и

ребенка.

ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает

пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и

показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку

предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

ИГРА "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она

заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой

платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,

демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

ИГРА "НОСИКИ-КУРНОСИКИ"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым

платком.

ИГРА "КОМУ ЧТО НУЖНО"

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением

предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

В середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы

врачу (повару, продавцу).

ИГРА "РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ"

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни,

развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки

распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, сильными и ловкими мы начинаем с зарядки.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и

всем вместе выполнить его.

ИГРА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни,

развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации.

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок

находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает

карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Литература

  1. М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова «От рождения до школы».
  2. В.Г.Амяковская «Беседы о поведении ребенка за столом» М.: ТЦ «Сфера» 2012г.
  3. Т,А.Шорыгина «Беседы о человеке с детьми 5-8 лет» М.: ТЦ «Сфера» 2017г.
  4. Е.В.Баранова «Обучаем дошкольников гигиене» М.: ТЦ «Сфера» 2013г.
  5. С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1986г.
  6. Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» М.: ТЦ «Сфера» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения - важная составляющая часть гармонического развития детей

По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Вви...

статья "Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста"

воспитание культурно - гигиенических навыков...

Статья " Культурно-гигиенические навыки в первой младшей группе"

Статья " Культурно-гигиенические навыки в первой младшей группе"...

Статья «Культурно-гигиенические навыки» в первой младшей группе.

Освоение культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе....

Культурно-гигиенические навыки - как важная составная часть культуры поведения.

Консультация для воспитателейКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована...

Статья "Культурно - гигиенические навыки у дошкольников"

Привитие культурно - гигиенических навыков дошкольникам - одна из важнейших воспитательных задач. Культура речи, культура поведения за столом, на занятиях, в общении определяет место человека в социум...