Исследовательско-творческий проект «Здоровые зубы-здоровая улыбка»
проект (средняя группа)
Цель формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
2. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
4. Формировать знания о полезных продуктах для зубов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
averyaskina.docx | 871.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ладушки»
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку социокультурной направленности «Твори.Выдумывай.Пробуй»
Номинация «Лучший педагогический проект»
Исследовательско-творческий проект
«Здоровые зубы-здоровая улыбка»
Средняя группа "Клубничка"
Краткосрочный -3 дня
Автор: Аверяскина Лидия Алексеевна
воспитатель,
первой квалификационной категории
2021г.
Актуальность
Зубы с нами на протяжении всей жизни и если мы не будем, о них заботится, то можем, распрощаемся с ними в раннем возрасте. Каждый знает, без зубов полноценная жизнь не возможна.
Вопрос сбережения здоровья зубов у подрастающего поколения не может обойтись без своевременного формирования привычки поддержания здоровья полости рта. Главный показатель заботы человека об организме- здоровые зубы. Учить детей правилам ухода за полостью рта ни кода не поздно. Главное научить делать это правильно.
Развитие кариеса в детском возрасте очень велико. Так как детский организм неспособен противостоять болезнетворным бактериям.
Проведя анкетирование родителей в группе, можно сделать вывод, что гигиена полости рта проходит не в системе, ребенок чистит зубы утром или вечером, бывает такое, что не чистит совсем ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т. д.).
Постановка проблемы: у детей низкий уровень познаний в уходе за полостью рта
Цель формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
2. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
4. Формировать знания о полезных продуктах для зубов.
Методы и формы работы
1.беседы
2. изучение литературы, поиск информации в сети интернет
3.социологическое исследование (анкетирование родителей)
5. экскурсия на кухню
6. экспериментально- исследовательская деятельность с яйцом и уксусом, коко-колой
7.дидактические игры
8.просмотр мультфильмов
Ожидаемые результаты:
- Повысится интерес к уходу за зубами.
- Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
- Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
План-график мероприятий
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход документа |
I этап | ||||
Анкетирование родителей «Как ухаживает за своими зубами ваш ребенок?» | выявить, ухаживают ли дети дома за зубами, болели ли когда-нибудь у детей зубы, посещали ли родители с детьми врача стоматолога | 1день | Воспитатель | Приложение 1 |
Поиск и изучение материал по теме. | 1день | |||
II этап | ||||
ООД «Познакомимся с нашими зубами» | Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены). Формирование потребности в самостоятельной гигиене зубов. | 1день | Воспитатель | Приложение 2 |
Беседа «Поговорим о правильном питании». | Продолжать закреплять знания детей о значении ухода за зубами и соблюдения правил гигиены за полостью рта. | 1 день | Воспитатель | Приложение 3 |
Практическое упражнение«Так много щеточек хороших, но зубная только одна» | учить правильно и последовательно чистить зубы | 1 день | Воспитатель | Приложение 4 |
Дидактические игры «Полезное - вредное» | закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов. | 1 день | Воспитатель | Приложение 5 |
Размещение папки передвижки "Как ухаживать за молочными зубами" | 2 день | Воспитатель | Приложение 6 | |
Просмотр мультфильму: « Птичка Тари». | 2 день | Воспитатель | Приложение 7 | |
Опыт «Защитные функции зубной пасты» | дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца). | 2 день | Воспитатель | Приложение 8 |
Опыт с яйцом и коко-колой" | дать детям возможность, понять, что от воздействия газированного напитка "Кока-кола" цвет скорлупы меняется, из-за красителей. | 2 день | Воспитатель | Приложение 9 |
ООД по рисованию в нетрадиционной технике (манной крупой) «Фрукты» | познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. | 2 день | Воспитатель | Приложение 10 |
III этап | ||||
Оформление презентации " Как мы чистим зубы дома" | 3 день | Воспитатель | ||
Изготовление книжки-малышки | 3 день | Воспитатель |
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
«Как ухаживает за своими зубами ваш ребенок?»
1.Ухаживает ли Ваш ребенок за полостью рта?
- чистит зубы утром и вечером
- чистит зубы только утром или только вечером
- полощет рот после еды
2.Систематически ли Ваш ребенок ухаживает за зубами?
- регулярно
- не регулярно
3.Чистит зубы Ваш ребенок?
- самостоятельно
- нужна помощь родителя
4.После приема пищи Ваш ребенок полощет рот?
- без напоминания
- по напоминанию
- не делает
5.Болели ли когда-нибудь у Вашего ребенка зубы?
- да
- нет
6.Вы лечили у Вашего ребенка зубы в стоматологическом кабинете?
- да
- нет
7.Знает ли Ваш ребенок о том, как можно уберечь зубы от различных болезней?
- да
- нет
- ваш вариант ответа
8.Покупаете ребенку вредные для зубов продукты? (чипсы, сухарики, колу, чупа-чупс и др.)
- редко покупаю
- часто покупаю
- не покупаю
9.Вам известно о вреде для детских зубов вредных продуктов?
- да
- нет
10.Вы подаете пример своему ребенку?
- да
- нет
Приложение 2
«Познакомимся с нашими зубами»
Цель: Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены Формирование потребности в самостоятельной гигиене зубов.
Задачи:
- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
- Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену.
Ход занятия:
Воспитатель: - Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
Солнце, привет! (Машут солнцу.)
Воспитатель:- Здравствуйте Ребята! Сегодня к вам в гости пришла я-Зубная фея! Но пришла я не просто так, а вот для чего отгадайте загадку.
Загадка:
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят.
Дети: (Зубы)
Зубная фея:- Правильно – это зубы. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать.
- Где находятся зубы, ребятки?
Дети: (во рту).
Зубная фея:- А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться?
Дети: (чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть).
Зубная фея: Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.
-Зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.
- Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие?
Дети: Твердые
Зубная фея :Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.
- Ребята, давайте рассмотрим с вами зуб.
-Какого цвета зуб?
Дети: (белого)
Зубная фея: -Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода, от тепла, от ударов.
-А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это?
Дети: (корень).
-Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются.
- У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.
-А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Наши деточки устали,
И со стульчиков все стали,
Потянулись, потянулись,
Солнышку мы улыбнулись,
Вправо, влево наклонились
Быстро к речке мы спустились,
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Зубную пасту мы берем
Зубной щеткой зубы трем
Моем шею, моем уши
Сами вытремся посуше.
Зубная фея: - Есть еще один секрет,ребятки: очень важно правильно чистить зубы.
-Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора?
Дети: (нет).
Зубная фея: -У нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.
-Попробуем почистить наши зубки.
Зубная фея:- Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.
-Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать?
Дети: (фрукты, овощи. Молочные продукты. И обязательно рыбу).
Зубная фея: -Для укрепления зубов необходимо есть молочные продукты.
-Овощи и фрукты – всем полезные продукты!
-Конфеты, сухарики, орехи и разные сладости полезная пища для зубов?
- Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно?
(Проводится игра «Что полезно для зубов»).
Будут здоровыми зубы всегда,
Если полезная в доме еда.
Мясо, кефир и фрукты –
Очень нужные продукты.
Сахар зубы разрушает,
А яблоко укрепляет.
А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
3. Есть овощи и фрукты.
4. Чистить зубы надо детским кремом.
5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
6. Можно открывать зубами крышки бутылок.
7. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
8. Есть молочные продукты.
9. Раскалывать зубами орехи.
- Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.
Зубная фея - Ребята, вы сегодня большие молодцы! Я предлагаю вам сегодня завершить наше занятием экскурсией на кухню детского сада, где готовят полезную еду!
Приложение 3
Конспект занятия по теме: «Поговорим о правильном питании».
Цель: Формирование представлений детей о полезных продуктах, правильном питании.
Задачи:
Мотивировать детей на здоровый образ жизни посредством питания.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Ход:
Воспитатель: Ребята! У меня в руках волшебная коробочка. В ней лежит самое дорогое, что есть у каждого человека. Как вы думаете, что в ней? (зеркало)
Дети ответы
Вы увидели свое отражение, себя. Для каждого человека он сам - самое дорогое, его здоровье.
Мы с вами много раз говорили о том, как сберечь здоровье. Как это сделать, напомните, пожалуйста.
Дети ответы
А что значит правильно питаться?
- Любому живому организму нужно питание, чтобы расти и не болеть. Без правильного питания человек слабеет, болеет. А какие продукты самые полезные? Как вы думаете?
Дети ответы
- Да, в них очень много витаминов, полезных веществ.
Вы помните, мы играли с вами в игру “Полезное – не полезное». Хотите снова поиграть?
-У меня на столе лежат продукты и вы должны выбрать полезные.
- Ребята посмотрите, а что у меня в корзине? (овощи).
Я знаю загадки про овощи, хотите я вам их загадаю. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать какой овощ в корзине:
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
А как Осень подошла,
Все одежки отдала.
Сотню одежек сложили мы в бочонок.
- Вы догадались, что у меня в корзине?
Дети ответы
Это капуста белокочанная. Посмотрите, какая она? А как вы думаете, какая она на вкус?
Дети ответы
- В ней очень много витамина “с”, даже больше, чем в лимоне. Этот овощ чаще других едят в России. Капусту называют Царицей огорода. Витамины в ней сохраняются даже зимой и весной. Капусту с огорода убирают самой последней. В старину даже был праздник “Капустник”. Люди радовались большому урожаю, рубили капусту в бочки, солили, квасили ее на зиму, пели песни, водили хороводы.
Капуста помогает от кашля, улучшает аппетит, капустный лист прикладывают при ожогах, при головных болях.
- А что у меня в руках, посмотрите? Кто знает? Это тоже капуста.
Она называется пекинская, из нее часто делают салаты.
- А это цветная капуста. Ее жарят, запекают. А какие блюда из капусты вы знаете?
- А мы можем “нарубить” капусты? Конечно сможем, целую бочку.
Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
- Ребята, что запомнилось вам из нашей беседы?
Какие виды капусты вы запомнили?
Чем полезна капуста? Что вам понравилось?
Приложение 4
Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна».
Цель: дать представление детям о разных видах щеток.
На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить предназначение остальных щеток на столе
Приложение 5
Дидактическая игра «Полезное - вредное»
Цель: научить различать полезные продукты питания для сохранения здоровья зубов; формировать валеологических представлений, в самостоятельной деятельности детей.
Играть в игру может как один ребёнок, так и подгруппа детей, раскладывать карточки удобно на столе или на полу.
Правила игры - необходимо рассортировать картинки на полезные и вредные для зубов.
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Опыт «Защитные функции зубной пасты».
На одну часть яичной скорлупы нанес зубную пасту, другую часть оставил без пасты и вновь поместил их в раствор уксусной кислоты (9%). Через сутки проверили содержимое в банке.
Яичная скорлупа без зубной пасты через сутки покрылась пузырями, стала мягкой, местами скорлупа раскрошилась. Яичная скорлупа покрытая слоем зубной пасты через сутки стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.
Вывод: Зубная паста укрепляет зубную эмаль
Приложение 11
Опыт" Влияние кока-колы на яичную скорлупу"
Для эксперимента взяли 2 куриных яйца. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда «Кока-колу» и опустили яйцо, а второе яйцо опустили стаканчик с чистой водой. На второй день яйцо, которое находилось в «Кока- коле», почернело, из чего дети сделали вывод, что в напитке содержится много красителей, которые проникают даже твёрдую скорлупу яйца. Ещё через 2 дня скорлупа на яйце стала мягкой. С яйцом, которое находилось в чистой воде, не произошло никаких изменений.
Вывод: Эксперимент с яйцом подтвердил о способности «кока-колы» растворять кальций и имеет много вредных красителей.
Приложение 13
Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике (манной крупой)
Тема « Фрукты»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
Задачи:
- продолжать учить детей работать с красками,
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
Ход
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает»:
Здравствуй, небо (руки вверх).
Здравствуй, земля (приседают).
Здравствуйте, мои друзья (руки вперед).
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты)
Воспитатель: Дети, кто из вас когда-либо видел фруктовый сад? Расскажите, что вы там видели? (Дети рассказывают о своих наблюдениях.) Представьте себя фруктовым деревом со спелыми плодами, наливающимся на солнышке, покажите это. (Ответы детей.) Вот какой у нас разнообразный фруктовый сад.
Воспитатель: Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок
. Воспитатель: Дети, скажите мне, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? Правильно, деревьям необходимы солнце, вода, хорошая земля.
Кто ухаживает за деревьями в саду? (Ответы детей: люди, садовник, человек.)
Что делает садовник? (Ответы детей.)
Воспитатель дополняет ответы: Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает фруктовые деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы у деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.
Воспитатель: Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.... (яблочки)
Сегодня я предлагаю вам нарисовать яблоки и груши, но не просто нарисовать, а использовать манную крупу.
Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.
«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.
- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!
Воспитатель:
Яблоко.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим поделю.
Груша
Груши — словно лампочки,
На дереве висят,
Привлекают запахом
И взрослых, и ребят:
Желтые, душистые,
Нежно-золотистые.
Повисели и упали…
Пчёлы груши доедали.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Воспитатель: Нанесем на картон кистью слой клея. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине.
Воспитатель:
Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске. Красим гуашью. Довольная осталась Манная крупа, заулыбалась! Поняла она свою важность и нужность, обещала больше никогда не ворчать и не жаловаться! Вот на такой доброй ноте хотелось бы закончить свою удивительную историю.
Рефлексия.
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что ещё хотите узнать о фруктах? Понравилось ли рисовать с помощью манной крупы? (Ответы и вопросы детей.)
Презентация результатов
Заключительная часть проекта.
Как можно проследить из опроса на начало и конец проекта родители более осознано стали относится к здоровью зубов детей.
1.Ухаживает ли Ваш ребенок за полостью рта?
2.Систематически ли Ваш ребенок ухаживает за зубами?
3.Чистит зубы Ваш ребенок?
4.После приема пищи Ваш ребенок полощет рот?
5.Знает ли Ваш ребенок о том, как можно уберечь зубы от различных болезней?
6.Покупаете ребенку вредные для зубов продукты? (чипсы, сухарики, колу, чупа-чупс и др.)
7.Вам известно о вреде для детских зубов вредных продуктов?
8.Вы подаете пример своему ребенку?
Список используемой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско - взрослый проект "Здоровые зубы - здоровью любы"
Исследовательский проект старшей группы...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Здоровые зубки для нас не шутки! ».
Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может бытьрешена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки в поддержании здорового состояния зубов и десен....
Проект "Здоровые зубы - здоровый организм"
Как известно, проблема кариеса зубов остается одним из распространенных заболеваний детей дошкольного возраста. Основанием для внедрения данного проекта стало: - необходимость воспитания бережного от...
Фотоотчет "Здоровые зубы- здоровая улыбка"
В рамках проведения в ДОУ недели «Нескучного здоровья» 2017-2018 учебного года в средней группе «Ягодки» и старшей группе «Стрекозки» состоялась встреча с врачом ...
Проект "Здоровые зубы-здоровью любы"
Проект с детьми страшей группы...
Проект "Здоровые зубы- здоровый организм"
Воспитание здорового ребенка - приоритетная наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Одним из путей при решении этой задачи является организация работы по воспитан...
Проект "Здоровые зубы - здоровью любы!"
Самое драгоценное у человека - здоровье. Одним из главных показателей заботы человека о своем организме - это не только здоровое тело, но и здоровые зубы. Неправильные представления об ухо...