Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья (старшая группа)

Сергеева Галина Николаевна

Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта  является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания.  Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирования у детей умений и навыков ухаживание  за своим телом, культуры еды, бережное отношение к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддерживая порядка в окружающей обстановке.  Из-за особенностей их позновательного и интеллектуального развития культурно- гигиенические навыки самообслуживания формируются с большим трудом. По этому  очень важно вести целенаправленную коррекционно- развивающую работу в  этом направлении.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной  недостаточностью.

Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта  является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания.  Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирования у детей умений и навыков ухаживание  за своим телом, культуры еды, бережное отношение к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддерживая порядка в окружающей обстановке.  Из-за особенностей их позновательного и интеллектуального развития культурно- гигиенические навыки самообслуживания формируются с большим трудом. По этому  очень важно вести целенаправленную коррекционно- развивающую работу в  этом направлении.  

Детям с ОВЗ доступно и пасильное самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда ( уборка игрового уголка, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же как нормально развивающие дети, они способны принимать пасильное участие в общественно полезном труде взрослых. Воспитание таких детей происходит в «бытовой»  деятельности: в следующих процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для ее организации  создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания [1].

  Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта является  предметная и начинается закладываться игровая деятельность, то основным методом формирования культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые навыки.

  Занятия по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания  так же должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым они принципиально отличаются от игры.  Дети играют , не подозревая , что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учаться культуре общения друг с другом.   Нормально развивающие дети к 2 годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это медленно и недостаточно аккуратно, а у детей  с ОВЗ освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения , поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. После определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети уже едят быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие из них еще держат ручку ложки в кулаке ( это им легче).

 С этой целью в работе  с детьми с интеллектуальной недостаточностью широко используются разные дидактические игры и упражнения. В процессе таких игр дети учатся решать позновательные задачи, в начале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактическую игру в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Игра вырабатывает усидчивость, самостоятельность, влияет на развитие таких психических процессов как: внимание, память, мышление, култьурно-гигиенических навыков.

  Наблюдая за детьми, хочется отметить, что в играх с куклами у дошкольников также формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества: заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.

   Чтобы научить малыша мыть руки, нужно предварительно рассмотреть сним сюжетные картинки, предметнын картинки с изображением предметов, необходимые для умывания (мыло, мыльница, полотенце, кран с водой). Важно использовать игры с водой и мыльными пузырями. После формирования положительного отношения к гигиеническим навыкам  в процессе дидактических игр  можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов.  При этом ребенок  должен овладеть рядом последовательских   действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницку, растереть мыло круговыми движениями, подставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытерить руки насухо полотенцем, повесить полотенце.

   При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленнно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса ( снять носки, надеть колготки…) до целостного процесса.

  Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики, для застегивания, шнуровании, завязывания успешно воспринимаются детьми. Также по работе с детьми по привитию КГН  и навыков самообслуживания  широко используются алгоритмы действия (мытья рук, сервировка стола, одевания и. п.).  Сначала дети никак не реагировали на данные схемы, но постепенно они стали сопоставлять свои действия с изображением. Рассматривая и изучая эти алгоритмы, предлагала детям игру «Что сначала, что потом». Аналогические приемы постоянно принимаются в других режимныж моментах. Например: при утреннем умывании, одевания и раздевания. При этом важно поддерживать усилия ребенка, вовремя помогать, подчеркивать осуществленной работы: « Мы ловкие и смелые быстро убираем игрушки на свои места и пойдем гулять» , «Молодец, праильно выполнил задание. У тебя все получилось…».

  В качестве основных средств развития навыков самообслуживания предлагаем использовать следующие игры:

«Готовим обед для куклы» Цель: Совершенствовать умение детей различать продукты питания; определять из чего приготовлены блюда , закреплять навыки дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

«Вымой кукле руки» Цель: Создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

«Мыльные перчатки. Пузырьки» Цель: Совершенствовать умение детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развивать вдох и выдох, целенаправленной воздушной струей.

«Подбери куклам одежду» Цель: Совершенствовать умение называть предметы одежды , дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

«День рождения» Цель: Совершенствовать правила культкрного поведения в гостях, умение поздравлять друг-друга.

«Волшебный шнурок» Цель: Развивать мелкую моторику руки; учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия посюжетной картинке.

«Найди пару» Цель: Учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды- правой.

«Посади цветочки налужок» Цель: Научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.и др.

  Были проведены занятия, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта. Одно из них, «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» в подготовительной к школе группе. Цель занятия : Совершенствовать  умения согласовывать свои  действия с действиями партнера  при выполнении работы в паре. Способствовать развитию умения в игровой задании подбирать предметы,  удовлетворяющие потребности детей в зависиости от их пола;  по набору предметов  делать умозаключения.  Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.  Занятие проводиться в игровой форме. Включает в себя игры  «Найди пару», «Взаимное доверие» , «Знакомство» и двигательный тренинг.

 Так же в работе целесообразно используются стихи и потешки в процессе режимных моментов. Например, потешки:

  1. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

           чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

     2.«Знаем, знаем, да, да, да!

     Где тут прячется вода.

     Выходи, водица,

     Мы пришли умыться!

     Лейся на ладошку,

     по-нем- нож- ку…

     Нет, не понемножку- посмелей

     Будем умываться веселей.

Можно прочитать поизведения К. Чуковского «Федорино- горе», « Мойдодыр», Л. Воронковой « Маша растеряша»,   А. Барто « Девочка чумазая» и др.

   Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление КГН и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Важную роль в процессе формирования данных навыков, играют родители детей. Они должны в домашних условиях закреплять умения приобретенные детьми в условиях дошкольного учреждения. Только такая целенаправленная работа позволит снизить зависимость дошкольников от окружающих людей, содействует укреплению его уверенности в своих силах, создает предпосылки для обучения другим видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....