Закаливание в зимний период
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_v_zimniy_period.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание в зимний период
Нередко родители жалуются, что их дети склонны к заболеваниям: стоит поиграть ребенку в прохладной комнате, погулять без теплого шарфика, у него появляется кашель, насморк.
Перед воспитателями и родителями стоит серьезная задача — приучить ребенка без вреда для здоровья переносить резкие колебания температуры и движения воздуха (ветер), т. е. закалить его организм. Закаливание надо начинать с раннего возраста, используя с этой целью воздух, воду и солнце.
Зимой в комнате можно держать форточки открытыми, если нет сильного ветра и дети от них находятся в отдалении. Но делать это следует постепенно, вначале оставлять форточку открытой на 2—3 минуты несколько раз в день, а затем и дольше. При этом надо следить, чтобы температура в комнате не была ниже +16°C.
С наступлением теплых дней форточки, а затем и окна при отсутствии сильного ветра и дождя должны быть открыты целыми днями.
Немаловажное значение для закаливания имеет одежда детей. Привыкнув к постоянному теплу, ребенок при малейшем ветре, охлаждении зябнет. Слишком тепло одетые дети быстро потеют, охлаждаются и могут заболеть.
Зимой во время прогулки детей обязательна шапка, закрывающая уши и лоб, на руках должны быть варежки, на ногах — теплые зимние сапожки. Большие теплые платки, шарфы, в которые закутывают детей заботливые мамы, затрудняют дыхание и движения ребенка, перегревают его.
Из-за боязни простуды некоторым детям завязывают нос и рот платками. Ребенку становится тяжело дышать, платок при этом делается влажным, быстро охлаждается и может принести вред здоровью ребенка.
Большую пользу детям приносят прогулки на свежем воздухе. Гулять с детьми надо ежедневно перед обедом и после полдника зимой не менее 1 час. 30 мин. каждый раз. Только сильный мороз, буря и дождь могут быть препятствием для выхода детей на воздух. Веселые игры, катание на санках и лыжах даже в морозную погоду делают прогулку интересной, и дети не замечают холода.
С наступлением теплых дней гулять с детьми надо как можно дольше, а летом они должны быть на воздухе целыми днями. Если позволяют условия, то игры, занятия, еда и дневной сон детей из помещения переносятся на участок.
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?
Обычно детей закаливают “от простуды”, хотя простудные – острые респираторные
заболевания (ОРЗ) – вызываются вирусами. В чем же смысл?
В нашем сознании простуда прочно связана с холодной, мокрой погодой, когда дети
мало гуляют, проводят много времени в помещении, где легко заражаются
вирусами. Кроме того, в самом начале ОРЗ (еще до появления насморка и
кашля) больного знобит, он не может согреться. Поэтому возникает
ассоциация “чувство холода – простуда (из-за незакаленности) – ОРЗ”.
Охлаждение незакаленного ребенка действительно может способствовать развитию
вирусной инфекции. Кроме того, терморегуляция у малышей еще не
совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.
На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано прежде всего с расширением
контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным
вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются
антитела к разным вирусам. Именно поэтому детям так необходимо закаливание.
Нос и простуда
Почему именно нос? Дело в том, что противовирусная защита чаще всего
снижается при нарушении кровообращения в слизистой оболочке носа под
влиянием переохлаждения.
Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя
тепло (при очень сильном охлаждении на морозе кожные сосуды расширяются,
согревая охлаждаемый участок). Так же реагируют и сосуды носа: при
прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на
2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного. При
этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими
антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень
часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая,
чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается,
вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы
дыхательных путей.
Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами. При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться. И это не фантазия – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Вы ошибаетесь, если думаете, что закаливание обязательно требует
применения очень низких температур. Некоторые отчаянные родители силой
заставляют своих детей ходить босиком по снегу и купаться в проруби! На
самом деле важна контрастность воздействия. Если холод ведет к сужению
сосудов, то тепло, наоборот, вызывает их расширение – а мы тренируем как
раз способность сосудов изменять свой просвет в зависимости от внешнего
холода или тепла. Воздействие умеренно прохладного воздуха на
предварительно согретую кожу будет равноценно воздействию очень
холодного раздражителя на не согретую кожу.
Какие же участки тела лучше всего закаливать? Очевидно, что воздействие на лицо и кисти рук, постоянно находящиеся открытыми, большого эффекта не даст. Конечно,
если ребенку закрывают зимой половину лица платком и никогда не снимают
варежки, начинать закаливание надо именно с лица и рук, но это – скорее
исключение, чем правило.Очень чувствительны к теплу и холоду
подошвы ног – там находится много рецепторов. Хороший эффект дает и
холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы, однако все же лучше
закаливать (водой, воздухом) кожу всего туловища и конечностей. При
охлаждении какого-либо одного участка тела может возникнуть эффект
сквозняка – охлажденные сосуды останутся расширенными из-за отсутствия
рефлекса с других участков, а это приведет к сильному переохлаждению.
Продолжительность закаливающих процедур не должна быть слишком
большой – не более 10–20 минут. Гораздо важнее повторность воздействий,
при этом очень полезна смена факторов, например: воздушная ванна – сауна
– прохладный душ – сауна – воздушная ванна.
Проводя закаливание, соблюдайте постепенность усиления воздействий. Однако не будьте и излишне осторожными: если вы занимаетесь обливанием, начните с воды
температурой 30–32° и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3° (а не на 0,5° в
неделю, как это делают многие). Уже через 10–15 дней вы дойдете до
комнатной температуры или даже чуть ниже – до16–18°. Это обеспечит
прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды.
Но закаливание не дает положительного результата без создания
повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. В нашем
климате именно повседневные температурные воздействия играют решающую
роль. А начинать надо с ответа на вопрос...
...КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА?
Одежда должна не просто соответствовать сезону, но и меняться в
зависимости от температуры на улице. Самое главное – одевать детей с
учетом их большой подвижности. Хорошее правило – надевать на ребенка
столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на
один слой меньше. Одежда должна быть такой, чтобы во время физической
активности ребенок сильно не потел, а в минуты отдыха его кожа
охлаждалась как от воздействия воздуха, так и от испарения пота.
К сожалению, наших детей часто кутают без меры. За исключением двух-трех
самых теплых месяцев года большинство малышей раннего и дошкольного
возраста (а часто и школьники) носят не менее 4-х слоев одежды (кроме
верхней) и одеты, как минимум, в 2–3 пары длинных штанов – брюки,
рейтузы с поддетыми колготками! Есть дети, которые практически никогда
не гуляют в трусиках и майке – они всегда в свитере и шапочке.
Закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не
превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке не
должны быть надеты теплые вещи, он не должен спать в пижаме под ватным
одеялом (или то, или другое). К сожалению, многие россияне считают
нормальной температурой помещения 24–26°.
Ничего страшного, если легко одетый ребенок выйдет в холодную погоду на балкон или в сени, если внезапный порыв ветра распахнет окно или ночью малыш раскроется – такие кратковременные воздействия хорошо закаляют.
Согласитесь, закаливать закутанного, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха
ребенка – занятие бесперспективное. Постоянное пребывание в тепличных
условиях детренирует сосуды кожи и слизистых оболочек, так что
кратковременные закаливающие воздействия на таком фоне большого эффекта
не дадут.
КОГДА НАЧАТЬ?
Закаливать ребенка никогда не поздно и в то же время никогда не
рано. Больше того, доктор Татьяна Кривоногова из Томска, проведя
специальное исследование, доказала, что закаливание беременных женщин и
новорожденных детей по особой методике дает прекрасный эффект. Конечно,
речь не идет о моржевании новорожденного или о сауне с первых дней
жизни, но и самым маленьким вполне можно создать условия, которые бы
тренировали их сосуды.
Очень полезны воздушные ванны – достаточно лишь не торопиться перепеленать ребенка, а дать ему несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед ванной. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне.
Безусловно, закаливание во время острого заболевания бессмысленно и вредно. Когда же можно снова приступать к процедурам? Это зависит от длительности лихорадочного периода. При нетяжелом ОРЗ нормальная терморегуляция восстанавливается уже через 7–10 дней, при 3–10-дневной температуре – через 2 недели, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели. В эти сроки можно продолжить начатое до болезни закаливание.
Закаливание день за днем
Уже с первого года жизни приучайте ребенка к прогулкам на свежем
воздухе, желательно не менее 4 часов в сутки. Сперва это сон в коляске
на балконе или на улице, затем прогулки, лучше не в коляске, а с
активными движениями. В яслях, где дети каждый день гуляют в течение 3–4
часов, респираторная заболеваемость снижается в 3–4 раза.
Воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты.
Для этого в одной из комнат снижают температуру (открывая форточку или
окно) до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно
устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в
другое. Контрастное закаливание несложно организовать и в детском саду –
для этого можно нагреть участок пола до 50–60° (???!!! - прим.
автора сайта), чтобы дети, проснувшись после дневного сна, могли
попеременно побегать босиком по теплому и непрогретому полу.
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ – чередуйте
теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной, удлиняя длительность ее воздействия от 15–20 до 30 секунд. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия. Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть меньше 14–15°, для школьников можно опускать ее и ниже, конечно, с согласия ребенка.
Вообще, надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных или тем более болезненных абсолютно недопустимо, поэтому всякие перегибы в этом деле (например, в соответствии с поговоркой “тяжело в учении, легко в бою”) неразумны.
Летом обязательно давайте ребенку возможность побегать босиком по
лужам. Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной
водой, холодный душ после ванны или бани. Очень полезно купание. Многие
дети купаются “до посинения” – это не опасно, но не нужно. После купания
в прохладной воде хорошо разотрите кожу жестким полотенцем до появления
красноты (это указывает на расширение сосудов). Если поблизости нет
водоема, можно обливать ребенка водой наружной температуры или ставить
его под душ, да и просто дайте малышу поплескаться в воде.
Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе,
сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
Температура воды выше 25–26° закаливающим эффектом не обладает, однако
при более прохладной воде положительный результат очевиден, особенно
если ребенка не стараются укутать сразу после плавания. Занятия в
бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное
контрастное воздействие: воздуха, самого бассейна, душа до и после
бассейна, ходьбы босиком.
В России да и в других северных странах посещение горячей бани – сауны или русской – считается чуть ли не самым мощным и полезным лечением. Это действительно так: по силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться.
Распаренный человек охотно принимает холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь, валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.
Баня (лучше сухая – сауна) используется для закаливания детей раннего
возраста. Температура в ней должна быть около 90°, дети проводят в
помещении 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. После этого надо принять душ
комнатной температуры. О пользе всевозможных контрастных воздействий вы
уже знаете. Ну а что касается более экзотичных “подвигов” – выбегания из
бани в снег на мороз, окунания в прорубь и т.д. – это делопостепенной тренировки,
которая ни в коем случае не должна переходить грань, за которой
возникают неприятные ощущения и отрицательные эмоции. Мои внуки посещали
сауну с первого года жизни, охотно выходили на несколько минут на мороз
босиком и принимали прохладный душ, но валяться в снегу не любили – и я
их к этому не принуждал.
Если вы начнете закалять своего малыша с грудного возраста и будете следовать приведенным выше советам, можете с гарантией считать его достаточно закаленным! Родители, которые не боятся оставить ребенка на несколько минут раздетым при комнатной температуре, обливают его после ванны прохладной водой, делают несколько раз в день воздушные ванны, могут быть спокойны за его сосудистые
рефлексы.
“ГЕРОИЧЕСКИЕ” МЕТОДЫ
При обсуждении проблем закаливания у родителей часто возникают вопросы, связанные с публикациями о детях, которые плавают в проруби и бегают голышом по снегу. Хорошо это или плохо?
Публикации эти – безусловно, из разряда сенсационных. Но в какой-то
мере они полезны: подобные сюжеты привлекают внимание родителей,
особенно тех, чьи дети круглогодично носят свитер, и заставляют
задуматься над тем, как закалить своего ребенка.
Но все же – полезно ли моржевание и, если да, то как его проводить? Прежде чем “сигануть” в прорубь, дети вместе с родителями должны пройти длительный период закаливания. Само погружение в ледяную воду никак нельзя считать обязательным элементом закалки – скорее, это демонстрация закаленности организма, кстати, не вполне безопасным способом. Дети воспринимают холод как боль: они в состоянии превозмочь его под одобрительными взглядами родителей, но излишнее усердие в этом деле может оттолкнуть ребенка от закаливания. Если вы
все-таки решили заняться моржеванием, делать это надо постепенно и
не удлинять пребывание в ледяной воде свыше 40–60 секунд, поскольку
ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Моржующим детям
необходимо постоянное пристальное медицинское наблюдение (или хотя бы
почаще делайте анализ мочи).
Хождение босиком по снегу тоже оказывает довольно сильное закаливающее воздействие, хотя и не такое мощное, как моржевание. Конечно, и здесь нужна постепенность. В большинстве же ситуаций я советую закалять ребенка обычными методами, и если после бани или просто так он побегает пару минут босиком по снегу,
это никак не отразится на его здоровье. А вообще-то, по снегу лучше
бегать в обуви или на лыжах!
Другой частый вопрос – об обливании холодной водой,
в том числе и во время заболевания. Родители обычно называют это
методикой Иванова. Думаю, что постепенно можно снизить температуру воды
для обливания здорового ребенка до 8–10°, то есть до температуры
водопроводной воды в зимнее время, хотя вполне достаточно остановиться
на 12–14°. Обливать такой водой незакаленного ребенка – не просто
жестоко, но и опасно. Что же касается холодного обливания как
лечебной меры – это, попросту говоря, преступление, опасное для жизни.
“Лечебный эффект” от такой процедуры может быть только отрицательным.
Родители, придерживающиеся подобных “естественных лечебных факторов”,
просто задерживают таким образом начало эффективного лечения.
Ну а есть ли данные о том, что закаленные дети полностью защищены от
простуды? К сожалению, нет. Они тоже иногда болеют ОРЗ. Однако защита от
заражения у прошедших закалку детей гораздо эффективнее, поэтому и
число респираторных заболеваний, особенно тяжелых, намного меньше.
Небольшие катаральные явления без температуры, длительностью 1–2 дня –
вот как протекают ОРЗ у закаленного ребенка. Так что – закаляйтесь, если
хотите быть здоровыми!
Консультация «7 родительских заблуждений о морозной погоде»
1. Многие считают, что ребенка нужно одевать теплее.
Дети, которых сильно кутают, чаще болеют. Движение само по себе согревает организм и помощь «сто одежек» излишня. В организме нарушается теплообмен и в результате ребенок перегревается. Тогда довольно даже легкого сквозняка, чтобы заболеть.
2.Многие считают: чтобы удержать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу.
Самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защититься от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, которая хорошо впитывает пот, потом полувер или шерстяной свитер, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
3.Многие считают: если малышу холодно, он даст знать об этом.
Ребенок до 2-3 лет еще не может сказать «мне холодно», не умеет стучать зубами и дрожать. Единственной реакцией сильно замерзшего малыша станут бледность и желание спать. Имейте в виду: момент, когда тело ребенка расслабляется – сигнал опасности! Не радует и зимняя картина – спящий в санках ребенок. Ведь он не движется – он отдан в неласковые руки мороза.
4.Многие считают: достаточно погулять часок.
На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой. Поэтому лучше погулять сразу после еды.
5. Многие считают – беда, если у ребенка замерзнут уши.
В мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок – ушанок. Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из – за этого возникают отиты, а не из – за того, что застудил уши. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. А уши надо закалять с самого рождения – не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные шапочки.
6.Многие считают: раз ребенок замерз, нужно его быстрее согреть.
Чтобы согреть ребенка, прежде всего, переоденьте его в теплое, сухое белье, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры вполне достаточно, чтоб ребенок согрелся. Так же можно легко массажировать замерзшие конечности ребенка - растирая, но без нажима.
7. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять.
Если температура не повышена, прогулки нужны обязательно. Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход.
Консультация «Как организовать зимние игры и забавы?»
Известно, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима – не исключение из этого правила. А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получать удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом.
Прежде всего выберите для зимних игр и забав утрамбованную площадку; следите за тем, чтобы во время детских игр более интенсивные движения сменялись более спокойными.
По возможности используйте для игр снежные постройки и специальный инвентарь для игр со снегом.
Не предлагайте ребенку игр, в которых нужно долго и интенсивно бегать, чтобы он не вспотел (для бега нужно ограничить пространство). Исключите из игр трудновыполнимые движения.
Старайтесь проводить игры со снегом в теплую погоду, когда он мягкий; обеспечьте ребенка непромокаемыми варежками. После снегопада снег постарайтесь сгрести и порыхлить, чтобы детям было легко его копать.
Игры со снегом для 3-4 летних детей достаточно просты: малыши раскапывают снег, накладывают его в крупные формы, вместе со взрослым сооружают несложную постройку – домик для кукол или животных.
Обязательно поддерживайте «трудовой» энтузиазм детей, пусть они лепят мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного взрослым.
Детям 5-7 лет покажите новые способы обработки снега: на слежавшемся снегу начертите разные фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.); предложите ребенку по линиям надрезать снег и снизу осторожно вынуть получившуюся фигуру. Если фигуры слегка смочить водой, то получиться хороший строительный материал, из которого можно соорудить любые постройки.
Предложите детям самостоятельно слепить мелкие фигуры, построить снежный городок , а затем в нем организовать зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках.
Разнообразьте детское катание с горки с помощью игр-упражнений, которые можно выполнять в двух вариантах.
I вариант: Вдоль ската горки через равное расстояние установите предметы (флажок, конус и т.д.) и дайте ребенку задание: съезжая с горки на санках, запомни как можно больше предметов.
II вариант: Предложите детям бежать по определенному маршруту. На протяжении всего расстояния (30м) установите различные предметы, которые ребята должны запомнить. Упражнение выполняется по аналогии с первым вариантом.
Проведите игру «Угадай чьи следы?»:
Заранее с помощью трафарета нанесите следы (человека, кошки, птицы и т.д.), рассмотрите их с детьми и предложите им определить, кому они принадлежат.
Предложите детям оставить свои следы на снегу, сравнить их с другими следами.
Организуйте зимние игры с элементами соревнования.
Старайтесь разнообразить виды детских игр в снежки. Это могут быть: метание в неподвижную вертикальную или горизонтальную цель (круг, обруч, корзина, стенд и т.д.) или метание в движущуюся цель.
В таких играх не только совершенствуются двигательные навыки детей, но и оцениваются индивидуальные и командные результаты игры.
Детские зимние игры на свежем воздухе способствуют физическому развитию ребенка, закаливанию его организма, укреплению детского организма.
Рекомендуемые игры зимнего периода для детей дошкольного возраста.
«Кто быстрее до снеговика!»
Играющие становятся вокруг снеговика на расстоянии 3м от него и по команде прыгают на двух ногах, продвигаясь к снеговику. Обратно на исходную позицию возвращаются шагом.
«Белые медведи»
В круг-льдину становятся двое водящих, они- белые медведи. Остальные дети- медвежата, разбегаются по всей площадке вне льдины. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Ловля продолжается, пока не будут пойманы 2-3 медвежонка. После смены медведей игра повторяется. Победителями считаются те играющие, которых ни разу не поймали.
«Хоккей»
Играющие становятся в одну шеренгу на исходную линию, у каждого по одной клюшке и шайбе. Нужно провести шайбу с одной стороны площадки на другую, стараясь не отрывать от нее клюшку, а затем забить в ворота (несколько ворот из снега строятся заранее).
«Гонки санок»
Дети ставят санки на исходную линию в одну шеренгу и садятся верхом, ноги на земле, руки произвольно. по сигналу «Марш!» играющие передвигаются на санках до линии финиша, отталкиваясь двумя ногами от снега. Тот кто достигнет финиша первым, объявляется победителем.
«Кто дальше проскользит!»
Дети на лыжах стоят в шеренгу, по сигналу выполняют 5-6 шагов, с силой отталкиваются и скользят на лыжах до полной остановки.
Пословицы и поговорки о зиме.
- Два друга — мороз да вьюга.
- Зима лето пугает, да все равно тает.
- Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- Зима без снега — лето без хлеба.
- Год кончается, а зима начинается.
- Снегирь прилетит — о зиме известит.
- Зимой морозы, а летом грозы.
- Зима — не лето, в шубу одета.
- Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Снег глубок — год хорош.
- Живет и такой год, что на день семь погод.
- Зима спросит, что твое лето приносит.
- Осень богата хлебом, а зима снегом.
- Зимний денек — воробьиный скок.
- На Новый год день прибавился на заячий скок.
- Готовь зимой телегу, а летом сани.
- Береги нос в большой мороз.
- Мороз невелик, да стоять не велит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Комплексное закаливание в осенне-зимний период".
Формы применения закаливания в осенне-зимний период несколько меняются в связи с сезонными явлениями, а также с изменением режима жизни при переезде в город, если дети выезжали на дачу....
Закаливание детей в осенне-зимний период
В холодное время особенно важно следить за здоровьем малыша, укрепляя его сопротивляемость промозгло-дождливой или морозной погоде. Одним из самых действенных и простых способов считается закаливание....
Консультация для родителей Польза закаливания в осенне-зимний период
Консультация для родителей Польза закаливания в осенне-зимний период...
Консультация для родителей: Закаливание в зимний период.
Консультация для родителей:Закаливание в зимний период....
закаливание в зимний период
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание....
Закаливание в зимний период
Закаливание детей заключается в простых и естественных процедурах. Главный принцип закаливание - постепенность во всём....
Информация для родителей "Закаливание в зимний период"
Закаливание надо начинать с раннего возраста, используя с этой целью воздух, воду и солнце....