Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология
статья

Садикова Ольга Александровна

Профилактика простудных заболеваний,  сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика  как здоровьесберегающая технология, применяемая в ДОУ»

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой.

Цель:   

— профилактика простудных заболеваний,  сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой

Задачи:

-научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой

-овладеть дыхательной гимнастикой А. Стрельниковой навыками согласовывания дыхания с выполнением упражнений, активизировать иммунные силы организма

— развивать интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям

-побуждать в детях желание выполнять дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья

Преимущества данного метода: По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  • сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
  • восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
  • является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
  • для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
  • после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
  • обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов

на клеточном уровне;

  • дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и

грудной клетки;

  • активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы

организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания;

  • жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-

30%;

  • снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови

кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;

  • гимнастика показана и взрослым и детям.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

 - хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

 - сахарный диабет;

 - болезни сердца;

 - язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

 - заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Возраст детей, можно начинать выполнять упражнения с детьми с 3-4 лет. 

                                          Содержание программы:

1.Принципы дыхания.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнения необходимо соблюдать простые правила:

1.Вдох - «громкий», короткий, активный (шумно шмыгать носом, как бы нюхая запах гари).

2.Выдох - пассивный, уходит через нос или рот. Лучше, если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено.

2.Последовательность и количество упражнений:

Гимнастика начинается с простых упражнений: «Ладошки» и «Погонщики».

Схема занятий:

1.Ладошки – 4*8.

2.Погонщики -4*8.

3.Насос-4-*8.

После освоения основного комплекса, используются упражнениями дополнительного комплекса. Когда элементы гимнастики освоены, она делается легко, без напряжения и доставляет удовольствие.

В дыхательной гимнастике Стрельниковой используются 11 видов приемов, выполняющиеся в любом порядке:

  1. «Большой маятник» - во время наклона проводится вдох, затем подъем в обратное положение и обхват руками плеч. Выходы проходят между наклонами.
  2. «Кошка» - вместе с правым поворотом туловища проводится полуприседание на вдохе и хватательное движение руками. На выходе тело возвращается в первоначальное положение.
  3. «Ладошки» - пациент должен стать прямо, согнув руки в локтях и выставив ладони вперед. На шумном входе кулаки сжать, на выдохе – разжать.
  4. «Маятник головой» - после наклона головы вниз проводится вдох, затем ее подъем и запрокидывание назад, вместе с еще одним вдохом. Выход делается в середине упражнения.
  5. «Насос» - тело немного наклоняется вперед, руки находятся в расслабленном состоянии. При резком входе выполняется наклон, при выходе – тело возвращается обратно.
  6. «Обними плечи» - руки, поднятые на уровень груди, согнуты. При входе пациент должен резко обнять самого себя ладонями.
  7. «Перекаты» - левая нога ставится спереди, правая – сзади. При приседании опора идет на левую конечность, одновременно с выдохом. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  8. «Повороты головы» - повернув голову вправо, пациент делает резкий вздох, аналогичное движение проводится при повороте влево. Упражнение проходит как в горизонтальном, так и вертикальном положении.
  9. «Погончики» - прямая постановка со сжатыми кулаками, расположенными в области пояса. При входе руки опускаются вниз, при выходе – возвращаются в обратную позицию.
  10. «Ушки» - при максимальном наклоне вбок нужно коснуться плеча, при движении проходит вдох через нос и выдох. После медленного возвращения головы в первоначальное положение движение начинается к противоположному плечу.
  11. «Шаг» - левая согнутая конечность подтягивается на уровень груди с резким вдохом. Следом упражнение проходит с правой ногой.

3.Темп, ритм, счет вдохов движений.

Дыхательные упражнения делаются в счет строевого шага. Это примерно одно движение в секунду. С таким же интервалом происходит вдох. Темп и ритм для детей можно задавать хлопками с одновременным счетом, который ведется по восьмеркам или с проговариванием вспомогательных слов.

4.Особенности выполнения упражнений.

Проводя дыхательную гимнастику с группой детей  учитываются самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости делаются паузы, меняется темп выполнения на более медленный. Или разрешаю ослабленному или новенькому ребенку не делать упражнения вместе со всеми, а занимаюсь с ним индивидуально.

5. Особенности использования методики.

С помощью гимнастики можно избавить малыша от ОРЗ и ОРВИ, от аденоидных разрастаний в носу и от астматических приступов удушья по ночам. Да и не только от этого. Активизируя обменные процессы во всех внутренних органах и системах, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой способствует правильному формированию детского организма. Отстающим в физическом развитии она помогает находиться в одном ряду со своими сверстниками, а в некоторых случаях опережать их. гимнастике есть целый ряд упражнений, не только укрепляющих позвоночник, но и исправляющий различные его деформации (сколиозы, кифозы, лордозы). Стрельниковская гимнастика способствует более быстрому росту костной и мышечной ткани.

Она нормализует гормональный фон всего организма через активизацию гормонопродуцирующих органов: гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников, яичников у (девочек) и семенников у (мальчиков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология.»

Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология....

" Консультация для родителей: дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология ДОУ"

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средствами выработать у...

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология

В этой разработке рассказывается о дыхательной гимнастике....

Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средствами вырабо...

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология!

В данной презентации представлены некоторые из игр по дыхательной гимнастике и их цели, которые нами были использованны в работе с детьми средней группы....