«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»
В настоящее время возрастает количество детей не просто с речевыми нарушениями, а стали преимущественно сложные дефекты, с различными сопутствующими диагнозами. Поэтому в процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. И для этого возрастает количество применяемых здоровьесберегающих технологий.
Коррекция речевых нарушений невозможна без специальной подготовки, а именно без развития речевого дыхания. Физиологическое дыхание у детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
- оно, как правило поверхностное;
- ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
- объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы;
- а в процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительный забор воздуха при высказывании.
Но хотелось напомнить, что данная информация полезна не только для специалистов, но и для воспитателей, ведь общее влияние дыхательной гимнастики
на организм очень широкое:
- от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность;
- правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней;
- медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью;
- правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения;
- дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Таким образом, в дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание, так как развитие правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией и без нее способствует, нормальному звукопроизношению, создает условия для нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Но нужно помнить и соблюдать необходимые требования при проведении дыхательной гимнастики.
Используя дыхательную гимнастику в своей работе я основываюсь на принципы здоровьесберегающих технологий, таких как:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов коррекционного процесса: Следуя этому принципу я пытаюсь создать атмосферу доброжелательности и веры в свои силы у ребенка, использую индивидуальный подход к каждому ребенку, создаю ситуации успеха для каждого. Таким образом, моя задача - создать все условия для ребенка, чтобы у него получилось выполнить упражнение.
2. Творческий характер коррекционного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Следуя этому принципу я реализую творческий подход в использовании в работе разнообразные методов и форм дыхательных упражнений, изготавливаю новые пособия.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга. Таким образом, моя задача - главное в игровой и интересной форме мотивировать ребенка на выполнение данного упражнения, но и вовремя остановить тренировку, во избежание переутомления детей.
4. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий. Таким образом, формируемый навык я закрепляю на разных игровых приемах и упражнениях, используя разнообразие материала и стараюсь придерживаться тематики изучаемой лексической темы.
5. Рациональная организация применяемой технологии. Следуя этому принципу я работаю в системе: соблюдая режим и регулярность проведения гимнастики, систематически пополняю картотеку игр для дыхания и пособия «дыхательного уголка» логопедического кабинета и конечно тесно взаимодействую с родителями и воспитателями для улучшения коррекционного сопровождения детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии в работе влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому дыхательная гимнастика является необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»
Дыхательная гимнастика в работе логопеда....
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Артикуляционная гимнастика»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержани...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...