"Подвижные игры на воде для дошкольников"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Грамотная профилактика и оптимизация социально-оздоровительных технологий в детском саду помогают создать оптимальные условия для психофизического развития, снизить влияние негативных факторов и вирусную нагрузку, риск заболеваемости ОРВИ и COVID-19.
Ухудшение здоровья детей — глобальная проблема. Растет количество случаев хронических патологий и нарушений развития, снижаются двигательная активность, выносливость, познавательные способности, увеличивается частота респираторных заболеваний. Причины кроются в плохой экологии, некачественном питании, падении уровня жизни, социальном окружении.
Задачи оздоровительной работы в ДОУ:
Охрана детского здоровья — одна из приоритетных целей государства и дошкольных образовательных организаций. ФГОС ДО направлен на обучение, воспитание и всестороннее гармоничное физическое, психоэмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка.
Результат эффективной физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста — сохранение, восстановление и укрепление здоровья. Решение этих задач требует комплексного подхода.
Необходимо:
- создавать в детском саду здоровьесберегающую среду и благоприятные условия для психофизического развития всех детей с учетом состояния здоровья, развития и функциональных возможностей;
- соблюдать требования СанПиН и внедрять профилактические программы для снижения заболеваемости сезонными респираторными заболеваниями, частоты ЛОР-патологий, рецидивов хронической аллергии;
- использовать современные технологии укрепления детского здоровья, основанные на актуальных исследованиях и педиатрической практике, и нетрадиционные методы профилактики и оздоровления с доказанной эффективностью;
- показывать значение здорового образа жизни, физической активности, правильного питания и режима дня, гигиены детям и родителям, поскольку ребенок копирует привычки в семье.
Формы, новые технологии и методы оздоровления дошкольников в ДОО
Для правильного развития детей, повышения функциональных резервов и устойчивости организма к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и негативным внешним факторам можно применять разные методы и формы оздоровительной работы в ДОУ.
1. Соблюдение требований СанПиН к вентиляции помещений
Микроклимат, кратность воздухообмена и качество воздуха оказывают большое влияние на здоровье: частоту случаев аллергии и астмы, общее самочувствие, активность и утомляемость. Все помещения должны регулярно проветриваться — каждые 1,5 часа в любое время года.
Поддерживать чистоту и влажность воздуха помогают современные средства, например, «Дезар» -бактерицидный излучатель рециркуляторного типа , снижающий концентрацию вредных микроорганизмов в воздухе в пределах одного помещения.
2. Выполнение рекомендаций СанПиН к режиму дня, процессам обучения и воспитания
Режим дня в группах: количество и длительность прогулок, бодрствования, дневного сна, обучения и игр должен соответствовать возрасту детей. Для гармоничного развития ребенку необходима двигательная активность, которая должна занимать не меньше 50% от времени бодрствования. Гипокинезия или недостаток движения, характерный для современных детей, отрицательно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
В структуру оздоровительного режима вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:
физминутки;
динамические паузы;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
дыхательная гимнастика;
мимические разминки;
точечный массаж;
игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Все составные оздоровительного режима органически включены в режимы дня всех возрастных групп.
Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп, специалисты по своему усмотрению могут останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических оздоровительных мероприятиях.
Очень легко осваивают взрослые и дети приемы точечного массажа “9 волшебных точек” по методике А.А.Уманской, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, педагогами создается соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, предложив детям игры “Заводим машину”, “Буратино”, “Солнечные зайчики” и т.д. Приемы точечного массажа включаются в комплексы утренних и вечерних гимнастик, двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста.
Неотъемлемой частью оздоровительного режима ДОУ являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна (не менее двух раз в день). Дети учатся технике дыхания – дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме “Упрямый ослик”, “Плакса”, “Веселая пчелка”, “Часики”… Детям, имеющим заболевания органов дыхания, воспитатели предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно.
Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Все упражнения сначала осваиваются воспитателями, а уж потом разучиваются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Это могут быть: “Лошадки”, “Спать хочется”, “Вкусное варенье”, “Слоники”, “Облака” и др. Основная область их применения - занятия музыкально-театрального цикла, по ознакомлению с художественной литературой, свободная деятельность.
Особое место в режиме дня детей младшего и старшего дошкольного возраста занимает гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.
Эффективность реализации задач и содержания оздоровительной работы обеспечивается наличием в детском саду современных комплектов физкультурного оборудования и инвентаря, спортивно-игровых комплексов:
- традиционные пособия: гимнастическая стенка, канаты, веревочные лестницы, мячи, гимнастические палки, обручи, велосипеды, самокаты и т.д.;
- тренажерно-информационный комплекс «ТИСА» - комплект оборудования для развития равновесия, мышц спины, рук и ног, формирования осанки, профилактики плоскостопия; диски “Здоровье”, детские эспандеры, детские гантели;
- спортивно-игровое оборудование: “Детские игровые комплексы”, мягкие модули, гимнастические маты;
- физкультурно-оздоровительное оборудование: сухие бассейны с цветными шариками, мячи – прыгуны, массажные мячи, гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;
- инвентарь и оборудование по обучению детей плаванию: доски плавательные, игрушки надувные, спасательные круги, разделительная дорожка;
- нестандартное физкультурное и спортивно-игровое оборудование: синтетические трубы разных диаметров, ребристые доски, массажные дорожки (со следами, пуговицами) и т.д.
В детском саду созданы все условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей:
физкультурный зал – функциональное помещение для проведения физкультурных занятий, спортивных секций и кружков, развлечений;
помещение бассейна – для обучения детей плаванию, проведения закаливающих процедур, спортивных праздников и развлечений на воде;
прогулочные веранды – для организации прогулок в неблагоприятные дни, динамических часов, двигательной активности;
спортивные площадки на участке детского сада.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям техники безопасности, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Вопросы охраны здоровья и реализации здоровьесохраняющих технологий постоянно находятся в поле зрения администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала детского сада (врача-педиатра и медицинской сестры).
Используется в детских садах и практика, в которой применяются современные методы сенсорной, игровой и арттерапии.
Реализовать их помогает сенсорная комната, в которой используются методики аудиального, тактильного и визуального воздействия, показанные при стрессовых расстройствах.
3. Взаимодействие с родителями для приобщения семей к ЗОЖ, физкультуре и спорту
Формирование правильных привычек и образа жизни начинается с семьи. Оздоровительная работа, проводимая в саду, должна поддерживаться дома действиями родителей.
- Одна из форм взаимодействия ДОО и семьи - информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе: работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
-Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Применение в работе ДОУ социально-оздоровительных технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в воде
Подвижные игры в водеОни бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллек...
Подвижные игры в воде
Игры на воде,проводимые на занятиях по плаванию в бассейне детского сада.Их описание, задачи и методические указания....
Подвижные игры на воде
Подвижные игры на воде для всех возрастных групп....
Подвижные игры на воде для детей
Консультация для родителей...
Подвижные игры на воде
Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самосто...
Практическое пособие "Подвижные игры в воде или в гостях у Нептуна"
В пособии собраны командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные игры для дошкольников....
Подвижные игры на воде для дошкольников
Подвижные игры на воде для детей старшего дошкольного возраста...