«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании»
статья

Васильева Ольга Викторовна

Здоровьесберегающиие технологии в детском саду - это комплекс методов, мероприятий и организованных условий в образовательной среде детского сада, реализуемых с целью сохранения, укрепления здоровья субъектов педагогического процесса ( детей, педагогов, родителей), формирование у них ценностного отношения к здоровью, физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий

в дошкольном образовании»

1. Понятие и виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Указ Президента РФ от 20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др.

Перечисленные документы призваны помогать достичь качественного улучшения детского здоровья. Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В целом под здоровьесберегающими технологиями может пониматься:

- организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их действия на здоровье участников педагогического процесса;

- технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цели здоровьесберегающих технологий по отношению к ребенку:

- обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику ДОУ;

- воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;

- формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также  задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1) медико-профилактические;

2) физкультурно-оздоровительные;

3) здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;

4) технологии обеспечения социально-психологического благополучия;

5) здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

6) валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

- организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко

используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три основных типа:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией.

Валеологическое просвещение родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

2. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ.

Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьесберегающего пространства, включающего как материально-технические, так и организационные условия для сохранения и укрепления здоровья.

Для реализации здоровьесбережения в ДОУ рекомендуются следующие условия:

- медицинский кабинет;

- кварцевые лампы для групповых и специальных помещений и т.д.);

- прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа);

- спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.);

- площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки, мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование);

- создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, включающий такое оборудование как массажные коврики, массажеры для рук; уголок уединения (постройки из мягких модулей, домики-палатки, различные ширмы). Все имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.) всегда находятся в распоряжении детей, т.е. среда должна быть естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразными материалами;

- расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания и т.п. (в соответствии с санитарными правилами);

- наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.).

Организационные условия здоровьесберегающего пространства предполагают соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение педагогами профилактической и физкультурно-оздоровительной работы, а также работы с родителями.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм: питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания. Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома.

Воспитательно-образовательная работа регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем воздухе, физкультурными занятиями, играми. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.

Профилактическое направление включает в себя следующие виды деятельности, направленные на оздоровление детей:

- ЛФК – два раза в неделю;

- лечебно-профилактический массаж – ежедневно;

- точечный массаж лица, рук, стопы – ежедневно;

- фитотерапия – три раза в год;

- дыхательная гимнастика – ежедневно;

- закаливающие процедуры – ежедневно;

- профилактические и реабилитационные мероприятия – ежедневно;

- гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; обеспечение чистоты среды;

- световоздушные ванны: проветривание помещений; сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

- специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание;

- диетотерапия: рациональное питание; индивидуальное меню (при аллергии, ожирении, хронических заболеваниях);

- свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое

сопровождение среды и учебного процесса;

- музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий.

- аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; коррекция поведения.

- физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения.

Физкультурно-оздоровительное направление представлено различными видами деятельности:

- физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;

- физкультминутки – ежедневно;

- подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;

- гимнастика после сна –ежедневно;

- утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно

- физкультурные досуги – один раз в месяц;

- физкультурные праздники – один раз в квартал;

- день здоровья – один раз в месяц;

- самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно

Также в рамках организации здоровьесберегающих условий используются следующие технологии работы с родителями:

- консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

- родительские собрания;

- оформления папок-передвижек;

- личный пример педагога;

- анкетирование;

- совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

- буклеты, памятки «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?» и т.п.;

- дни открытых дверей;

Родители – главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Здоровьесберегающая работа должна проводиться комплексно. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их использование

Виды  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их использование...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...