использование здоровьесберегающих технологий педагогом дошкольного образования
материал

Гостева Ирина Олеговна

Отчет педагога 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей в образовательном процессе  воспитателем Гостевой Ириной Олеговной

  Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

   Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; 
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  5. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
  6. технологии валеологического просвещения родителей.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  •  Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.   Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.  
  •  Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 
  •  Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  •  Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. 
  • Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии - как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремленние педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников. Считаю, что очень, важно, что бы каждая технология несла оздоровительную направленность, и в итоги сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Среди наших воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, соответственно возникает необходимость в проведеннии комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми имеющими особые образовательные потребности. Которая включает в себя мышечную релаксацию, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимание, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, закаливание. Хочется отметить, что особую роль во внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогическую практику играет профессиональное взаимодействие всех сотрудников детского сада. Это касается педагогических охранительных режимов, организации детского питания, соблюдение необходимых санитарно - гигиенических условий, повышение дыхательной и двигательной активности, учёта индивидуальных особенностей воспитанников, контроля за состоянием их здоровья, создания психологически комфортных условий воспитания и общения детей и взрослых.

Использование здоровьесберегающих технологий для безопасности участников образовательного процесса

(заболеваемость воспитанников в % соотношении за 3 года)

Воспитатель Гостева Ирина Олеговна

Так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Перед коллективом нашего детского сада поставлена задача целенаправленно работать над созданием оптимальных условий, обеспечивающих формирование у детей и их родителей осознания значимости сохранения собственного здоровья через реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. С этой целью в своей работе я применяю следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • утренняя гимнастика
  • игротерапия
  • самомассаж
  • точечный массаж
  • коммуникативные игры
  • оздоровительные игры

А так же технологии сохранения здоровья:

  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика пробуждения (после дневного сна)
  • Релаксация
  • Подвижные и спортивные игры
  • Динамические паузы

Анализируя приведенные выше данные процентного и соотношения заболеваемости воспитанников за три года, можно говорить о том, что дети средней группы чаще подвергались вирусным инфекциям, что могло быть связано с прохождением ими периода адаптации к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их использование

Виды  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их использование...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Консультация для педагогов по использованию интерактивных технологий в дошкольном образовании

Актуальность использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в шк...

«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании»

Здоровьесберегающиие технологии в детском саду - это комплекс методов, мероприятий и организованных условий в образовательной среде детского сада, реализуемых с целью сохранения, укрепления здоровья с...