ЦЕЛОСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Задача современных здоровьесберегающих технологий, которые используются в системе дошкольного образования, заключается в поиске решений по двум направлениям в рамках развивающей и оздоровительной работы:

-использовать максимальное количество развивающих форм оздоровительной деятельности;

- использовать форм приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здесь можно говорить о том, что происходит смещение акцентов от простых профилактико-лечебных мероприятий, направленных на то, чтобы укрепить здоровье в сторону самостоятельно культивируемых ценностей, состоящих из системы эффективных лечебно-профилактических мер, надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремится в том вопросе к комплексности вполне оправдано и понятно, поскольку здоровый ребенок рассматривается как телесно-духовный, целостный организм, к которому  и подходить нужно с точки зрения комплексности, однако с учетом индивидуальности самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛОСТНОЕ  ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 

Рощупкина Т.Ю.  

         МАДОУ  «Детский сад комбинированного

вида №2 «Ромашка»  г. Губкина

Задача современных здоровьесберегающих технологий, которые используются в системе дошкольного образования, заключается в поиске решений по двум направлениям в рамках развивающей и оздоровительной работы:

-использовать максимальное количество развивающих форм оздоровительной деятельности;

- использовать форм приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здесь можно говорить о том, что происходит смещение акцентов от простых профилактико-лечебных мероприятий, направленных на то, чтобы укрепить здоровье в сторону самостоятельно культивируемых ценностей, состоящих из системы эффективных лечебно-профилактических мер, надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремится в том вопросе к комплексности вполне оправдано и понятно, поскольку здоровый ребенок рассматривается как телесно-духовный, целостный организм, к которому  и подходить нужно с точки зрения комплексности, однако с учетом индивидуальности самого ребенка.  

В нашем МАДОУ мы используем такие здоровьесберегающие методы работы как:

-занятие физкультурой;

- самостоятельную деятельность детей;

- подвижные игры;

-различные виды гимнастик: звуковая, традиционная, дыхательная, стретчинг, релаксационная, пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая;

-двигательные и оздоровительные физкультминутки;

-физические упражнения после дневного сна;

- сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями;

-физкультурные прогулки (стадион, парк);

- физкультурный досуг;

- спортивные праздники;

-оздоровительные процедуры в водной среде.

В нашем МАДОУ используем  и такие здоровьесберегающие технологии как:

- медико-профилактические;

-физкультурно-оздоровительные;

- технологии, обеспечивающие психологическое и социальное благополучие ребенка;

Стретчинг-технология позволяет поднять самооценку и настроение, дает ребенку ощущение спокойствия и комфорта. При помощи стретчинга мы добиваемся повышения общей двигательной активности, это в свою очередь является хорошей профилактикой хрупкости костей. Стретчинг очень хорош для детей, имеющих проблемы с осанкой или с плоскостопием.

Стретчинг проводили не раньше, чем через 25 минут после приема пищи. Обычно в утренние часы, два раза в неделю, в музыкальном зале, после хорошего проветривания под музыкальные композиции Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Г.Гладкова и др.

Занятия стретчингом включают в себя такие упражнения как: «Кошечка», «Звездочка», «Деревце», «Дуб», «Волна». Так же, в занятия стретчингом включали элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, подвижные и сюжетно-ролевые игры и сказки такие как: «Приключения котика Кузи», «Солнышко и цыпленок», «Лесовичок», «Кто придет на помощь к воробью» и др. (обучают детей имитационным движениям игрового стретчинга, развивают эластичность мышц и координацию движений, воспитывают выносливость, чувство ритма, старательность).

Для снятия напряжение мышц и эмоционального возбуждения, для  успокоения и расслабления проводили релаксационную гимнастику. Для каждого занятия релаксацией, брали три упражнения. На следующее занятие - три других упражнения. Время проведения одного упражнения 4-5 минут.

Релаксационную гимнастику проводили под музыкальное сопровождение с голосовым сопровождением. Тон голоса - спокойный и ровный. Частота проведения  -  2 раза в неделю.  1 раз в день, чаще в первой половине дня, либо вторая половина дня через 30 минут после полдника.

Для релаксационных занятий использовали в основном музыкальные произведения известных классиков и звуки природы (шум дождя, моря, пение птиц). В релаксационную гимнастику включали такие игры как: «Воздушные шарики», «Облака», «Лентяи», «Водопад».

Во время релаксационных игр расслабляется нервная система, что в свою очередь позволяет восстановить биологический потенциал.

Для развития мелкой моторики, улучшения  памяти, развития координации движений, использовали  пальчиковую гимнастику, которую проводили с детьми ежедневно. Время проведения гимнастики 10 минут. Гимнастика проводится  два раза в день - в первой и второй половине дня. Для гимнастики использовали такие игры как: «Наперсток», «Каша», «Рыбка», «Кролик», «Котята», «Домик». Данные упражнения развивают мелкую моторику, улучшают память, развивают координацию движений и память.

С целью укрепить, а затем расслабить глазные мышцы, насытить  глазные ткани  кислородом, улучшить  обменные процессы зрительного органа, а так же  уменьшить отеки  - проводили  гимнастику для глаз, которой уделяли ежедневно по пять минут. Два раза в день. Для каждой гимнастической паузы выбирали разные упражнения и игры, чтобы детям было интереснее. Время проведения 5 минут. Сначала показывали детям сами, затем просили их повторить.

Использовали бумажные офтальмотренажеры, на которых просили детей найти глазами одинаковые пирамидки, сосчитать сколько в пирамидках колец красных, черных, желтых, зеленых; Сосчитать сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, черных, желтых; Сосчитать сколько колец у всех пирамидок; Сколько колпачков.

Использовали такие игры как: «Веселая неделька», «Заяц», «Теремок», «Поиграй-ка вместе с Дуней…», «Листочки», «Овощи», «Автобус», «Часы», «Тишина» и т.д.

Для того, чтобы  повысить общий жизненный тонус ребёнка,  повысить сопротивляемость его организма различным заболеваниям, а в особенности заболеваниям органов дыхания, ежедневно проводили дыхательную гимнастику.

Гимнастику проводили после пробуждения детей от дневного сна. Время проведения 8 минут. Наша задача заключалась в том, чтобы научить детей правильно дышать, делать вдох через нос, полноценно выдыхать через рот, научить детей делать вдохи и выдохи в разном темпе (медленно и быстро), научить детей регулировке дыхания в заданном ритме.

Упражнения в кроватях: «Потягуши», «Разбудим ножки», «Просыпается животик», «Просыпаются ручки». Далее выполняли упражнение «Паровозик», уже стоя на коврике возле кроватки.

Далее переходили в группу (которую проветривали пока дети спали) и продолжаем гимнастику, используя такие упражнения как: «Петушок», «Дровосек», «Часы».

После комплекса упражнений переходили к закаливанию: полоскали рот (вода комнатной температуры с солью), далее дети обтирали лицо, шею, руки, мокрым махровым полотенцем или рукавичкой.

Для того чтобы устранить вялость и сонливость после пробуждения, улучшить самочувствие и настроение, повысить физическую и умственную работоспособность детей  - проводили корригирующую гимнастику. Использовали этот вид гимнастики чередуя ее с дыхательной. Проводили так же после сна, в кроватках, под легкую тихую музыку. Длительность проведения 10 минут.

Во время проведения гимнастики, мы учили детей выполнять упражнения из разных исходных положений, добиваясь естественности, лёгкости; развивать координацию движений ног и рук, умение ориентироваться в пространстве и ловкость. Закрепляли двигательные навыки и активизировали двигательную деятельность, используя сюжет таких игр как: «Кто быстрее спрячется» игра с одеялом, «Греем наши ручки», «Проверяем носик», «Лепим ушки», Ходьба по «Дорожке здоровья». Далее проводили с детьми водные процедуры, аналогично тем, которые проводятся при дыхательной гимнастике.

С целью укрепления мышечного и связочного аппарата стоп, формирование правильной походки и осанки, повышение эмоционального настроя детей, проводили ортопедическую гимнастику.

Проводили в группе. 1 раз в неделю. Продолжительность 7 минут. Гимнастику проводили в первой половине дня через 30 минут после завтрака. Для проведения данной гимнастики мы подготовили: воздушный шарик, конверт с письмом, гимнастические палки, массажная дорожка синего цвета, искусственный тюльпан вырезанный из цветного картона, обручи, малые массажные мячи, пластмассовые игрушки.

Гимнастика проводилась под музыкальное сопровождение - музыка колокольчиков и пение птиц.

Дети занимались гимнастикой в спортивной форме, в носочках, без обуви.

В данном гимнастическом комплексе, который называется «Цветочное царство» имеется вводная часть, основная часть и заключительная часть. Вводная часть длилась 2 минуты и состояла из нашего вступительного слова (приветствия детей). Основная часть длилась 4 минуты. В заключительной части гимнастики дети пьют цветочный чай. Так же в ортопедическую гимнастику мы включали такие игры как: «Елочка», «В лесу», «Медведь», «Зайка», «Петушок», «Весна», Зоопарк», «Собака», «Федорино горе», «Зверята»

Можно сказать с уверенностью, что реализация программы, направленной на здоровьесбережение зависит от множества факторов, и основная задача «педагогики здоровья» - это целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в том, чтобы создать условия для осознанной мотивации на здоровый образ жизни через различные методы самовоспитания, воспитания, создание программы обучения здоровью.

Результатом данной комплексной работы можно считать то, что дети стали значительно активнее и здоровее. Это выражается в том, что дети стали меньше болеть, поскольку посещаемость группы составляет 90% даже в периоды осенне-весенних вспышек заболеваний респираторными инфекциями.

Таким образом, данные здоровьесберегающие технологии, которые используются в нашем МАДОУ, мы считаем актуальными и эффективными.

 

Литература

  1. Базаров, В. Ф. Влияние занятий в режиме «зрительных горизонтов» на динамику функции зрения у детей [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева // Гигиена и санитария. – 2015. – №3.-С.15-18.
  2. Брюсов, А. В. Ф. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений [Текст] / А. В. Брюсов // Здоровье наших детей. – 2012. – №1. – С. 17.
  3. Зайцева, Г. К. Педагогика здоровья [Текст]: образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцева. – СПб.:Лемакс, 2018. – 77 с.
  4. Ковригин, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковригин // Образование и здоровье. – Калуга, 2019. – С. 149–150.
  5. Смирнова, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога ДОУ [Текст] / Н. К. Смирнова. – М.: Аркти, 2016. – 272 с.
  6. Сухаревскай, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухаревский // Гигиена и санитария. – 2018. – № 3. – С. 43–44.
  7. Татарниковская, Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л. Г. Татарниковская. – Спб.: Петрос, 2015. – 352 с.
  8. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2014. – 240 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...

тема: «Здоровьесберегающие игровые двигательные технологии как средство физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья»

В данной презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях как их применять чтобы объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, ...

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.

В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий....

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности   педагогического  коллектива, направленной  на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников  через...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Презентация на тему: «Сохранение здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Тема сохранения здоровья была и остается всегда актуальной. «Забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мирово...