Формирование здорового образа жизни Дипломная работа
методическая разработка

Ершова Ирина Александровна

Формирование здорового образа жизни Дипломная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx85.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области «Владимирский педагогический колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Выполнила:

студентка 4 курса

специальности

 «Дошкольное образование»

Ершова  И.А.

Научный руководитель:

Малыгина А.Е.

Владимир 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1 Теоретические аспекты организации здорового образа жизни дошкольников…………..…………………………………...…………………….6

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…..………6

1.2 Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………………8

1.3 Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей …………………………………………………….………..14

Глава 2  Практика работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении по организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста……………………………………………………………...……………20

2.1 Анализ состояния работы совместной деятельности ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольников………………..….…20

2.2  Разработка содержания и проведение серии мероприятий для родителей по организации здорового образа жизни ребенка………………………..........25

2.3  Анализ результатов проделанной работы……………………..…………..29

Заключение ………………………………………………..……………………..33

Список использованных источников……………………...……………………35

Приложение А  Анкета для родителей…………………………………………37

Приложение Б Сценарий семейно-спортивного праздника…………..………40

ВВЕДЕНИЕ

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

Здоровье населения - высшая национальная ценность в любой развитой стране.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия» [7].

Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах. Главной задачей в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако методы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе.

Актуальность работы обусловлена потребностью разработки методических материалов для взаимодействия воспитателей и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка и апробация различных форм работы для семьи по вопросам организации здорового образа жизни дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить основы здорового образа жизни в современном обществе;

- рассмотреть условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ;

- проанализировать аспекты совместная деятельности ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей;

- разработать и апробировать набор методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников;

- определить результаты  проделанной работы.

Объект данного исследования: процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Предмет работы: организация работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

теоретический – анализ научной, методической, дидактической литературы; изучение педагогического опыта; метод логических обобщений;

эмпирический – наблюдение.

Практическое значение работы обеспечивается разработкой родительских собраний и рекомендаций по теме исследования.

Материалы исследования могут быть использованы при написании научных и поисковых работ по данной проблематике, в процессе подготовки лекций по возрастной психологии и педагогики. Они составляют основу для дальнейших психолого-педагогических исследований. Кроме того, разработанные методические материалы позволят педагогам использовать их в будущей профессиональной деятельности при организации работы с родителями по данной тематике.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений.

Глава 1 Теоретические аспекты организации здорового образа жизни дошкольников

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [10].

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются: труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [9].

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное, и зависит, в первую очередь, от воспитания.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [9].

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [9].

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. И.И. Брехман охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [7].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

1.2 Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом [23].

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

•Рациональный режим.

•Правильное питание.

•Рациональная двигательная активность.

•Закаливание организма.

•Сохранение стабильного психоэмоционального состояния [18].

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

•Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

•Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

•Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

•Формирование культурно-гигиенических навыков.

•Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

•Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка [18].

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

•Обеспечение баланса

•Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

•Соблюдение режима питания [14].

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

•Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

•Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

•Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

•Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта [24].

Воспитание двигательной культуры - процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма [26].

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства [18].

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

•Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

•Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

•Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

•Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни) [18].

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

1.3 Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение [25].

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье - Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.

В дальнейшем продолжает меняться позиция ДОУ в работе с семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80 - 90г. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (ДОУ, школа и др.):

•глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания

•постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей

•наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи [5].

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения - одна из важнейших проблем современности.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

«Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка [15].

«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации [15].

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду - пространство самореализации;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач [8].

Социально-педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это «элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов». В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении [19].

Алгоритм взаимодействия:

Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование у них адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать, сопереживать [19].

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Глава 2  Практика работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении по организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста

2.1 Анализ состояния работы совместной деятельности ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольников

Практический этап работы проходил на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №101 города Владимир.

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава и лицензии. МБДОУ функционирует с декабря 1973 года до января 1998 года находилось в ведении завода «Автоприбор». С 1998 г. на основании приказа городского Управления образования оно получило статус: «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида».

С февраля 2001 г. — официально закреплено приоритетное направление художественно-эстетического развития воспитанников. В 2003 году по результатам аттестации МДОУ приоритетное направление подтверждено. С 1.01.2002 г. по 31.05.2006 г. МДОУ работало в режиме городской опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Педагогические условия развития креативности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

Здоровьесберегающая и развивающая направленность предметно - развивающей среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья дошкольника, максимальное развитие его творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей. Эти свойства предметно - развивающей среды как компонента внутренней образовательной среды нашего ДОУ соответствует социально задаваемым целям дошкольного образования и, в конечном счете, способствуют повышению качества дошкольного образования. Оборудованы дополнительные помещения многофункционального использования, обеспечивающие осуществление образовательного процесса:

  • физкультурно-тренажерный зал;
  • музыкальный зал;
  • театральная студия;
  • кабинет педагога – психолога и учителя-логопеда;
  • медицинский блок;
  • процедурный кабинет;
  • кабинет заведующего ДОУ;
  • кабинет старшего воспитателя ДОУ;
  • кабинет заместителя заведующего по АХР;
  • пищеблок;
  • прачечная.

         В группах имеется подобранная по росту детей мебель для организации образовательной деятельности с детьми, дидактические пособия, развивающие игры, разные виды конструкторов, кукольная мебель; уголки детского творчества, оборудованные в соответствии с рекомендациями реализуемых программ и возрастными особенностями детей. Все помещения оборудованы и укомплектованы с учетом требований СанПиН. Физкультурно-тренажерный зал полностью обеспечен оборудованием и инвентарем. имеется: спортивная площадка, - плескательный бассейн, - зона зеленых насаждений. На спортивной площадке имеются стойки для натягивания сетки и веревки, щит для метания в вертикальную и горизонтальную цель, щит баскетбольный, стенка гимнастическая 3 шт., яма для прыжков, беговая дорожка. Плескательный бассейн используется в летнее время для купания детей. Ворота для подлезания и перелезания, пеньки разного диаметра и высоты, песочницы. Имеется площадка с разметкой для обучения детей правилам дорожного движения, занятия по данному направлению проводятся в тёплое время года.                                     В целях безопасности детей в учреждении установлена тревожная кнопка (2007г.), пожарная сигнализация (2009г.), имеется вывод пожарной сигнализации на пульт управления ПЧ (2011г.), ведется круглосуточное видеонаблюдение (2012г.). По близости с ДОУ расположена часть МЧС №3. Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется медицинским персоналом, находящимся в штате ДОУ и врачом Областной клинической детской больницей г. Владимира. Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. В ДОУ реализуется комплексная программа профилактики и укрепления здоровья детей. К числу факторов, оказывающих благоприятное, оздоровительное влияние, относятся: гигиенически оптимальная окружающая среда, адекватный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, здоровый образ жизни. Посещаемость детьми групп за отчетный период составила – Пропуск дней одним ребенком по болезни – Заболеваемость на 1000 по ДШО №2 составила 13,2, а по МДОУ «Детский сад №89» - 12,9 что в среднем на 0,3 случаев меньше. Количество травм - 0.10

Преддипломная практика проходила на базе старшей группы, в которой воспитываются 23 человека, из них 12 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей от 6 до 7 лет. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Со всеми детьми в течение практики было очень интересно сотрудничать, проводить занятия.

Цель нашего исследования  заключается  в  выявлении числа родителей, которые совместно с ДОУ обеспокоены образом жизни дошкольников, а главное, в разработке и апробации серии мероприятий для родителей по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка.

На преддипломной педагогической практике мы использовали следующие методы исследования:

  1. Беседа;
  2. Метод опроса родителей;
  3. Психолого-педагогические тесты.

Беседа проводилась в процессе жизнедеятельности дошкольников в детском саду:

- в привычной для них ситуации непосредственной образовательной деятельности (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);

- в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;

- в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

        Данный метод показал, что в понимании большинства детей  быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «Лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др. Среди полезных привычек дети называют: «делать зарядку по утрам», «закаливаться», «купаться, как морж», из вредных привычек дети называют: «есть немытыми руками», «пить пиво», «пить водку», «наркотики», , «курить», «ругаться – это очень некрасиво и обидно».  Из опрошенных детей все дети хотят быть здоровыми. Почти половина детей в группе любят бегать в «догонялки», некоторые ребята катаются на велосипеде, практически все дошкольники любят кататься зимой на санках и на лыжах, двое ходят на гимнастику и в бассейн и «поэтому не болеют», но только 5 человек делают зарядку дома, вместе с родителями. Некоторые дети связывают состояние здоровья с факторами окружающей среды, влияющими на здоровье человека: «надо хорошо кушать, чтобы не болеть», «продукты должны быть полезные для здоровья, витамины», «надо пить чистую воду», «»воздух очень грязный, поэтому все болеют» и т.д. Некоторые из детей даже называют способы лечения: «пить чай с лимоном», «есть чеснок и лук», «малину надо больше кушать», «уколы надо делать» и т.д.

Таким образом, у детей старшей группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей, и сделать это эффективно получится при помощи взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

        Нельзя и не заметить того факта, что когда родители приходили за детьми, то многие из них увидев маму или папу, бежали с вопросом, а ты мне купишь чего-нибудь вкусненькое? А ты разрешишь мне играть в компьютерные игры или смотреть телевизор? Все это заставляет задуматься о том, что у детей дошкольного возраста уже есть проблемы, которые нужно решать.        

                 Кроме того, нами была разработана специальная анкета для родителей. В анкетировании приняли участие 20 родителей детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ №101 г. Владимира. Результат был следующим:

  • больше половины семей добираются до детского сада и домой на транспорте;
  • что касается прогулок после пребывания в саду, то на этот вопрос положительно ответило только 25% из опрошенных родителей;
  • прогулки в выходные дни также непостоянны для семей дошкольников:
  • режимные моменты в выходные дни также не соблюдаются в семье, только 30 % родителей ответили, что дети спят днем;
  • утренняя зарядка не является нормой в жизни родителей и их детей дома, 80% процентов ответили отрицательно, объясняя это тем, что гимнастикой дети занимаются в саду;
  • дошкольники находятся перед мониторами компьютера и телевизора более 3 часов в течение вечернего времени;
  • 30% семей предпочитают полуфабрикаты на ужин и в выходные дни, что экономит время приготовления;
  • Вопросы закаливания и народной медицины также отходят на второй план в современных семьях.

        Таким образом, основными приоритетами для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.

2.2  Разработка содержания и проведение серии мероприятий для родителей по организации здорового образа жизни ребенка

Систематическая работа предназначена на организацию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством работы с родителями.

В своей деятельности воспитатель может использовать следующие формы работы: массовые мероприятия, тренинги, семинары, мастер классы, индивидуальные консультации, родительские собрания.

Целью  такой работы мы видим в следующем:

  • Формирование здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • консультирование родителей по данному вопросу,
  • проведение индивидуальных консультаций с теми родителями, чьи дети уже приобщены к неправильному  образу жизни;
  • проведение родительского собрания;
  • разработка методического пособия по формированию здорового образа жизни дошкольников;
  • оформление информационного уголка в группе детского сада;
  • поддержка детско-родительских отношений и взаимодействия родителей с воспитателями ДОУ.

Мы провели следующие мероприятия:

Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Здоровый образ жизни».

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

В начале собрания были обнародованы результаты анкетирования, теста и беседы с детьми. Многие родители не ожидали подобных итогов. Далее работа шла в лекционном порядке, родителям рассказывалась информация о понятии «здорового образа жизни», его компонентах, а также причинах и последствиях несоблюдения здорового стиля жизни для старшего дошкольного возраста. Затем была беседа о вопросах, которых волнуют родители и путей выхода из сложившейся ситуации. Итогом собрания было принято решение о профилактических мероприятиях по поводу насущной проблемы через непосредственное взаимодействие родителей с детьми.

Родители знакомились с оздоровительными ресурсами ДОУ и оздоровительными мероприятиями, в которых ежедневно принимают участие их дети. Знакомились с соблюдением режимных моментов в детском саду и особенностями сбалансированного питания детей в ДОУ. Родители воочию и на собственном опыте узнавали особенности среды обитания, которая организована сотрудниками ДОУ и педагогами группы для их детей. Получили возможность сравнить среду обитания своего ребенка в ДОУ и в семье. Некоторые взяли на заметку важные для себя моменты жизни детей в ДОУ с тем, чтобы реализовать их у себя дома. А разница, которую замечали родители (иногда с помощью педагога) между тем, с какой легкостью их ребенок выполняет оздоровительные, гигиенические процедуры, и с каким порой нежеланием он выполняет подобные требования дома, рождали вопросы к специалистам. В итоге возникала потребность родителей в получении консультаций по вопросам, связанным с формированием навыков ЗОЖ своего ребенка.

        Был разработан график индивидуальных консультаций, на которые родители могли приходить в удобное для них время.

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни  детей, а также найти выход из данной проблемы, так как в последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу проблем со здоровьем дошкольников, связанных с неправильным питанием детей и пренебрежением вести активную физическую активность. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина проблем, которая заключается в том, что родители мало заботятся о здоровом питании своих детей, их досугом и привычками. Родители жалуются на то, что очень часто сами идут на поводу своих детей, покупая им  что-то или разрешая проводить много времени за просмотром телевизионных каналов и игрой в современные гаджеты.

Данные консультации проводились с участием психолога детского сада. На индивидуальных беседах собиралась информация о ребенке: выяснялись индивидуально-личностные привычки,  соблюдение режима, а главный вопрос, о котором можно было узнать из слов одного из родителей, это формирование здорового образа жизни дошкольника в семье.

Нами были предложены пути решений проблемы по вопросам, связанными с формированием ЗОЖ у дошкольников. Все члены семьи должны всегда соблюдать следующие правила и советы:

  • Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте;
  • Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды;
  • Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье;
  • Правильно организованный режим дня;
  • Прогулки;
  • Полноценное питание;
  • Различные игры.

Хочется отметить то, что к несомненным достоинствам таких консультаций следует отнести:

  1. наличие контакта с собеседником, то есть к родителю, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора;
  2. на устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный ответ;
  3. собеседники более серьёзно относятся к вопросам.

Далее немаловажным мероприятием было проведение спортивного праздника. К моменту проведения семейно-спортивного праздника, посвященного «ДНЮ СЕМЬИ» и родители были уже увлечены формированием здорового образа жизни своего ребенка и поддержкой его стремления к укреплению собственного здоровья. Поэтому на радость детям и педагогам ДОУ проблем с их участием в данном мероприятии не возникло. Мероприятие прошло весело и задорно, послужив укреплению позитивных отношений между детьми и родителями.

Цель праздника: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Задачи:

• Развитие интереса у детей к совместным двигательным упражнениям с родителями.

• Развитие умения сопереживать и помогать друг другу.

• Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Чтобы родители не забывали о насущных вопросах в жизни ребенка, нами были также подготовлены материалы, такие как: информационный уголок и стенгазета, которые отражали в себе важные аспекты заявленной темы исследования.

Информационный стенд. В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации следующего содержания. Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома. Как с пользой провести выходной день с ребенком. Антропометрия - измерения массы и длины тела, окружности груди, динамометрия, спирометрия.

Стенгазета «Мама, папа, я - спортивная семья». В газете в шутливой и серьезной форме, в и прозе была представлена основная информация об одном из важнейших направлений формирования здорового образа жизни ребенка - активном образе жизни его семьи.

2.3  Анализ результатов проделанной работы

В связи с ограниченностью во времени в рамках преддипломной практики не все возможные ресурсы работы с родителями были использованы для формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Однако было отмечено следующее: с помощью организационно-воспитательных мероприятий по вопросам организации ЗОЖ восприятие родителей к основам правильного образа жизни существенно изменилось.

Родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового образа жизни своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям. Показатель количества заинтересованных в решении данных вопросов родителей на сегодняшний день достиг высокого уровня.

Интерес к совместной работе с детьми вырос, родители понимают важность совместного правильного досуга со своими детьми.

По словам родителей, они стали вести активный образ жизни, подавая пример детям.

Более того, взрослые стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов (старшей медсестры, врача) по укреплению здоровья детей. Интересоваться методической литературой по сохранению здоровья.

.Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему практически все дети посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т.д.

В качестве особого достижения можно отметить, что в результате проведенной работы часть родителей отказалась от вредных привычек в пользу здоровья детей (перестали курить в их присутствии, а 6 % вовсе отказались от курения).

Дети стали заметно более подвижны, инициативны, самостоятельны. У них расширился кругозор, они обогатились представления об объектах и явлениях окружающей действительности. Они сравнивают предметы, классифицируют их, опираясь на существенные признаки, делают обобщения не только на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации, но и по понятийному признаку.

В рамках проделанной работы дети стали приобретать больше знаний в процессе непосредственного общения с родителями, исследовательской и презентационной деятельности. Вследствие чего у них стала быстрее развиваться грамотная связная речь. В речи они используют не только простые, но и сложные предложения. Охотно пересказывают сказки, рассказы, активны в общении. Слышат и выделяют звук в слове, развивается фонематический слух. Дети овладели такими видами связных высказываний, как рассказывание из опыта и творческое рассказывание.

Если раньше дети слабо ориентировались в вопросах укрепления здоровья и не могли назвать причины его ухудшения и поддержания, то в настоящее время ситуация изменилась. Дети приобрели соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения для укрепления собственного здоровья. Ребята свободно ориентируются в вопросах гигиены, закаливания, строения человека. Имеют основные представления о безопасной среде обитания. Владеют навыками проведения оздоровительных минуток, умением правильно принимать пищу (тщательно пережевывать, разумно относиться к приему жидкости). С удовольствием используют простейшие методы закаливания (хождение по дорожкам Здоровья, контрастное ножное водное закаливание в теплое время года).

В ходе проведенной работы выяснилось, что использование различных методов работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.

Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ повышение ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников будет эффективной, если

- она будет строиться на основе сотрудничества;

- методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Работу по формированию ЗОЖ ДОУ проводит вместе с родителями. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Социально - педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация серии различных мероприятий для родителей по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель и выдвинутые к ней задачи в исследовании были достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 От рождения до школы. Васильева,  М.А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» [Текст] / ред. М.А. Васильева, Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова. – 3-е изд.  испр. и доп. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

2 ФГОС: дошкольное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: - М.: Москва, 2013.

3 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049 –13. [Текст]/– М: У11 перспектива, 2013.

4 Арнаутова,  Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 2003. - 208 с.

5 Арнаутова,  Е.П. В гостях у директора: беседы с рук. дошк. учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова.- М.: Линка-Пресс, 2014.- 206 с.

6 Гундаров, И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст]  / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.

7 Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Головей: М.: Юрайт, 2016. - 413с.

8 Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст]   / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -144 с.

9 Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.

10 Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] /  М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 150 с.

11 Зверева, О.Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева. - М.:ТЦ Сфера, 2000. - 256 с.

12 Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка. [Текст]  / Зедгенидзе В.Я. -  Современный детский сад. - 2007. - №1. - 64 с.

13 Изотова,  Е. И. Психология дошкольного возраста. [Текст] / Изотова Е. И. – Цифровая книга.  2016. - 139 с.

14 Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст]  / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.

15 Коростелёв, Н.В. От А до Я детям о здоровье. [Текст] / Н.В. Коростелёв -    М. Медицина , 1997. - 225 с.

16 Кон. И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон. –  М.: Издательство Академия, 2003.-210 с.

         17 Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. [Текст] / М.Д. Маханева  – М.:АРКТИ, 1999. – 93 с.

18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2005.- 456с.

19  Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие. / Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.: СПб: «Питер»,  2010. – 432 с.

20 Смирнова, Е.О. Развитие личности ребёнка от пяти до семи лет. [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Белошистая А.В, Монина Г.В.: М.: Генезис, 2016. – 356с.

21 Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2017. – 111 с.

22 Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2013. – 270 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

  1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________________

  1. Дорога до детского сада:
  • пешком (сколько времени)_____________________________
  • на транспорте (сколько времени)________________________

3.  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

  • нет
  • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.  Режим сна:

  • ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч, поднимается в  _____ч;
  • в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.

5.  Спит ли ребёнок днём в выходные дни:

  • да (указать продолжительность сна);
  • нет.

6.  Делает ли ребёнок дома утреннюю гимнастику?

  • нет;
  • иногда;
  • только в выходные дни;
  • да, всегда.

7.  Сколько времени в день ребёнок:

  • смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
  • в выходные дни _____ ч;
  • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
  • в выходные дни _____ ч.

8.  Где ребёнок был летом?

  • дома;
  • за городом;
  • на море;
  • другое ________________________________________________________________

9.  Знаете ли вы меню детского сада?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • не интересуюсь.

10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок? _________________________________

11.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):

  • консервы (исключая консервы для детского питания);
  • грибы;
  • чипсы, сухарики;
  • газированные напитки;
  • импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)

Отметить для каждого из пунктов:

  • А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);
  • Б – иногда (1 раз в неделю);
  • В – редко (1-2 раза в неделю)

12. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • нет.

13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:

  • хорошее;
  • удовлетворительное;
  • плохое (указать причину) __________________________________________________

14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ______________________________________________________

15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка? ___________________________________________________________________

16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? __________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сценарий семейно-спортивного праздника

Цель: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Задачи:

  1. Развитие интереса у детей к совместным двигательным упражнениям с родителями.
  2. Развитие умения сопереживать и помогать друг другу.
  3. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Под музыку входят болельщики и занимают свои места. Под аплодисменты зрителей и болельщиков входят команды, состоящие из родителей и их детей.

Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех на нашем спортивном празднике. Мы благодарим вас, за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Этот праздник - лишний повод убедиться какие у нас в саду дружные семьи, какие ловкие, умелые, смелые папы и мамы, и конечно же наши юные спортсмены.

1-й ребенок:

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное семью сберечь.

2-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будет в нем на тысячу лет!

Ведущий: «Вы все знаете, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем все это на «потом». А что, если попробовать заниматься вместе, всей семьей?

3-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нем всегда идет игра!

4-й ребенок:

Папа, мама, словно дети,

Сами ждут минуты эти

Им на игры, право слова,

Не хватает выходного.

5-й ребенок:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идет потеха!!!

Ведущий: «В спортивном празднике принимают участие 2 команды. Команда группы №8 «Солнышко» и сборная команда из 10 и 12 группы «Непоседы». Каждая из команд приготовила девиз».

Девиз команды «Солнышко»:

Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будем мы!

Девиз команды «Непоседы»:

Непоседы, непоседы,

Не сидим без дела.

Победим сегодня всех

Дружно и умело!

Ведущий: «Оценивают выступление жюри: методист детского сада, м/с, заведующая хозяйственной частью. И так мы начинаем соревнования!

 Эстафета «Гусеница».

Каждая команда становится в две колонны. Между колоннами протянуть скакалку, за которую держаться все участники команды. По сигналу «гусеница», команда, бежит до ориентира, обегает его и возвращается к линии старта. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.

Эстафета «Кенгуру».

Первый игрок, зажав мяч между ног и держа в руках 1 мяч, прыжками достигает ориентира, обегает его, возвращаются в команду и передает мячи следующему игроку. Выигрывает команда быстрее справившаяся с заданием (участвуют и дети и родители). Подведение итогов.

Эстафета «Вдвоем на трех ногах».

Надеть резинку на ноги следующим образом. Ребенок вставляет правую ногу в резинку, а родитель левую. Взяться за руки. По команде «Марш» добежать до ориентира, обогнуть его, вернуться в команду и передать резинку следующей паре. Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием. Подведение итогов.

Эстафета «Прыжки в мешках».

Участвуют дети и родители. Подведение итогов.

Аттракцион «Мишки и шишки».

Рассыпать на земле шарики (шишки). Раздать каждой команде пару боксерских перчаток. По команде «начали» первый родитель надевает боксерские перчатки своему ребенку. Ребенок бежит, подбирает «лапами медведя», «шишки» возвращается в команду «шишку» кладет в корзину и передает перчатки следующей паре участников. Побеждает команда, которая соберет полную корзину первой. Подведение итогов.

Аттракцион «Хомяки».

На середине игрового поля ставится бассейн с надувными шариками. От каждой команды выбрать двух участников папу и маму. По команде «марш» дети этих родителей бегут до бассейна, берут шарики, сколько могут унести и бегут к своим родителям. Мама и папа прячут шарики под одежду. Игра продолжается до команды «Стоп игра». Побеждает та команда, у которой больше шаров. Лопнувшие шары не считаются. Подведение итогов.

Аттракцион для родителей «Перетягивание каната».

Подведение итогов.

Подведение итогов праздника (грамоты). Загадки про спорт - отгадывают все.

Награждение участников (грамотами и подарками).

Слово методисту ДОУ.

В заключение нашего праздника давайте все вместе (хором) прочитаем стихотворение:

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо - семья!

Храните ее, берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!!!

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. До свиданья!

Выход участников и болельщиков со спортивной площадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...