Семинар для педагогов "Физическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ - Игры, которые лечат"
методическая разработка

"Путешествие в страну Здоровья город Игроград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz_28_sentyabrya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по теме: «Физическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ – Игры, которые лечат».

«Путешествие в страну Здоровья город Игроград».

                 

Цель мастер-класса: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу овладения технологиями игротерапии.

Задачи: - расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значение для развития ребенка;

-создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами, без участия детей;

-интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Место и дата проведения мастер – класса: «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», 28 сентября

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования и подборка материала.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Оборудование: прищепки, корзина, 3 силуэта разноцветных ладошек, паутинка и паук, шары от сухого бассейна, бутылки для дыхательной гимнастики, салфетки влажные, музыкальное сопровождение для релаксации и разминки  «Колёсики».

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Физическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ – Игры, которые лечат «Путешествие в страну Здоровья город Игроград».

                 

     Игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра…

     Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн, она считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций.

Цели игротерапии:
- дать ребёнку свободно оценивать свое поведение;
- ценить собственный творческий потенциал;
- развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения.

      Задачи игротерапии:

  • корректировать поведенческие проблемы;
  •  снятие повышенной тревожности;
  •  преодолеть психологические защиты ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;
  •  замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;
  •  улучшать речевые функции;
  •  прививать навыки следовать инструкции взрослого;
  •  обучать работе в парах, группе;
  •  укреплять собственное «Я» ребёнка.

      Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами, машинками, играми в песочнице. Что же есть игра – просто приятное время препровождение, или что-то большее?
     Игра – является не только одним из самых любимых занятий детей, но и ведущей деятельностью, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у человека на протяжении всей жизни.

     Игра служит для ребёнка разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно.

     На занятиях с детьми с нарушениями ОДА необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Немаловажное значение имеет обучение ходьбе и правильному дыханию.

      На занятиях физической культуры используются следующие формы работы для укрепления здоровья детей:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж и самомассаж,
  • физкультминутки.
  • психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
  • тренинги на устранение отрицательных эмоций,
  • релаксационные упражнения,
  • подвижные и сюжетно-ролевые игры,

Эти игры  и упражнения помогают:
- Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!
- Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.
- Наладить контакт между детьми и педагогами.
- Развить ловкость и координацию движений.

Итак, мы с Вами начинаем практическую часть нашего мастер – класса. И сегодня отправимся в путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ город Игроград.

  1. улица Разминки «Колёсики» под музыкальное сопровождение.
  2. улица Пальчиковая «Птичка» игра с прищепками.

- Птичка клювом повела

(рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторону.

- Птичка зернышки нашла

(другая рука показывает ладошку с воображаемым зерном).

- Птичка зернышки поела

(пощипывание прищепкой ладошки),

- Птичка песенку запела

(ритмичное открывание прищепки).

  1. улица Игровая

Игра на коррекцию агрессии: «Насос и мяч»

Разбиться на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

Игра для снятия стресса и негативных эмоций: «Паучок».

Необходимо взять лист бумаги, скомкать его в шар и бросить в «паутину», где сидит паук. Так мы с Вами выплёскиваем весь плохой негатив из себя.

Игра с гиперактивными детьми: «Кричалки – шепталки – молчанки».

Из разноцветного картона делается 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, зеленый. Это – сигналы. Когда водящий поднимает:

зелёную ладонь – «кричалки» можно бегать, кричать, сильно шуметь;

жёлтую ладонь – «шепталки» можно тихо передвигаться и шептаться;

красную ладонь – «молчанки» должны замереть на месте и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «молчанками».

  1. улица Дыхательная «Снежная буря».

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет

  1. улица Массажная «Хорошее настроение».

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

«Хорошее настроение».

Ручки растираем и разогреваем

(потереть ладошки, похлопать)

И лицо теплом своим мы умываем

(ладошками провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(граблеобразные движения от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

(растирающие движения ушек вверх-вниз )

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки

(нагибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз)

И потом уходим пальцами за щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

(разминаем верхнюю и нижнюю губки)

Мы теперь утятки-клювики потянем,

(губы вытянуть трубочкой)

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

(большой и указательный пальцы разминают обе губы)

  1. улица Расслабляющая «Транспорт».

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия.

Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем. Кулачки зажали.

Тихо посчитали:1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Оказались за рулем - Мы машину вдаль ведем. Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

На корабль мы попали, Волны сильно нас качали. Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде едем, едем, едем, едем. Все проехали дороги, Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Набежала черная туча - Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер - Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье, Очень трудно без движенья.1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.

- Наше путешествие по городу Игроград завершился. Все оздоровились и повеселились.

Итог мастер-класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития и оздоровления детей.  Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно — игровой характер.

Помните, самое главное - это не то во что играть, а то, как играть. Мы искренне надеемся, что работа в этом направлении поможет сделать мир детей насыщенным и ярким, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!». Понимайте «своих» детей и растите вместе! Спасибо за внимание.

Игры на коррекцию агрессивности:

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

«Драка» (показ с педагогами) 

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.  Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

«Капризная лошадка». Цель: снятие агрессии

Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

«Злые — добрые кошки». Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

«Минута шалости». Цель: психологическая разгрузка.

 Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

 «Маленькое привидение» (показ с педагогами)

Представить, что вы привидения, только очень добрые. По моему хлопку мы с вами будем пугать друг друга. Если я хлопну один раз - вы это делаете очень громко, если я хлопну 2 раза - тихо-тихо!

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» (показ с педагогами)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».

«Насос и мяч» (показ с педагогами)

Разбиться на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

Игры на коррекцию тревожности и страхов:

Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность - как переживание неопределенной, смутной угрозы преимущественно воображаемого характера.

«Невидимая нить» (показ с педагогами)

 Взрослый от лица плюшевого медвежонка предлагает детям сесть на стульчики. В руках у  него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом, тот кто держит клубок должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Настроение и походка» (показ с педагогами)

 Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».

«Гусеница» (показ с педагогами)

 Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Игры, направленные на коррекцию страхов:

«Смелые мыши» (с 2 лет)

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

«Привидение» (с 3 лет). На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет).

 Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет).

Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет).

Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

Формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников.

  • развивать умения вступать в процесс общения

Упражнение «Рассказ по кругу» (показ с педагогами)

 Дети встают в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня после детского сада я...”, его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу. Упражнение заканчивается после того, как каждый добавит по одному или два предложения в рассказ.

  • развивать умение доверять, помогать, и поддерживать товарищей по общению

Игра «Слепец и поводырь» (показ с педагогами)

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения, относительно их передвижения и т. д. Затем дети меняются ролями. По окончанию игры детей просят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру.

  • развитие понимания чувств другого человека

Игра-тренинг «Волшебный цветок добра» (показ с педагогами)

Детям необходимо встать в круг, представить в руках у себя волшебный цветок и подарить его другому со словами – комплиментами. Для этой игры необходимо создать атмосферу доверия, радости и душевного комфорта.          

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям, направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья физического.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.

«Погреемся» (показ с педагогами)

Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—1 0 раз).

«Мельница» (показ с педагогами)

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6— 7 раз).

«Сердитый ежик» (показ с педагогами)

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3— 5 раз).

«Лягушонок» (показ с педагогами)

Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

«Заблудился в лесу» (показ с педагогами)

Сделать вдох, на выдохе прокричать ау-у.

«Великан и карлик» (показ с педагогами)

 Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Артикуляционная гимнастика:

«Трактор» (показ с педагогами)

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

«Стрельба» (показ с педагогами)

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

«Фейерверк» (показ с педагогами)

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Пальчиковые игры -  одной из нетрадиционных форм оздоровления является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на коррекцию движений, способствуют мелкой моторике рук, их силы. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка, среднего пальца - кишечника, позвоночника, массаж безымянного - помогает работе сердца.

Игровая форма не только развивает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.

«Липкие пальчики» (показ с педагогами)

Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвертый – в мармеладе». Каждый палец по очереди прикасается к большому.

«Капустка» (показ с педагогами)

«Мы капустку рубим-рубим. Мы капустку солим-солим. Мы капустку трем-трем. Мы капустку жмем-жмем». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочередно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвертую – сжимать и разжимать кулачки.

Элементы самомассажа - эффективный способ оздоровления. Массаж активизирует и стимулирует развитие ребенка, а так же улучшает слаженную работу внутренних органов и организма в целом. Массаж кистей рук провожу в утренний промежуток времени, в форме игры с орешком. С помощью грецкого ореха массируем запястья, кисти рук, ладони, пальцы и тыльные стороны кистей рук.

Чистая водичка (моющие движения)

Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),

Анечке – ладошки (интенсивное потирание ладоней),

А пальчики – Антошке (массаж поочередно каждого пальчика «снимаем» перчатки).

Гимнастика для глаз: (показ с педагогами)

«Мой щенок» (Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного. 
В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь)
И глядит лукаво. 
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа
(смотрим глазами вправо)
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево)
Убегает вдаль река
(посмотрим вдаль)
На другом большом рисунке 
Конь взлетает к облакам
(поднимем глаза вверх).

 «Белка и дятел».

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево), 
Дятла вкусно угощала. 
Ну-ка, дятел, посмотри
(смотрим вверх, вниз). 
Вот орешки: раз, два, три. 
Пообедал дятел с белкой
(моргаем глазками). 
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

Физминутка: (показ с педагогами)

«Возвращение в детский сад» (А.  Далевская) 

Длинный путь преодолели – (тянутся вверх руками, «потягушки»)

Потянуться захотели.

На носочки поднялись (двигаются друг за другом на носках, руки на поясе)

И вперед чуть-чуть прошлись.

Руки ставим мы на пояс (идут на пятках, руки на пояс)

И идем на пятках.

А теперь – веселый поезд (топающий шаг, руки – перед собой «крутят колеса»)

Повезет ребяток!

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)

И идем, идём, шагаем!

А теперь – остановились (выполняют наклоны вперед-назад)

И вперед мы наклонились.

Физкультурой, спортом (приседают)

Заниматься каждый рад!

Посмотрите, как мы скоро (стоят прямо, руки вдоль тела)

Все вернулись в детский сад!

Список использованной литературы:

1. Галанов А.С., Игры которые нас лечат: Здоровье, развивающие игры,- М.; «Педагогическое общество России», 2005.- 96с.ISBN 5-93134-310-5

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Игры которые нас лечат. Для детей от 5 до 7 лет,- Сфера, 2013.-64с. ISBN978-5-99490-699-6

3. Захаров А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребенка, М.-1993

4. Лебединский В.В., Никольская О.С., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, М.-1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Семинар по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал для инструкторов по физической культуре...

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка.

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка....

Семинар «Методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар предназначен для работы с молодыми педагогами в ДОУ...

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...