Общее представление о здоровьесберегающих технологиях
статья (средняя группа)
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_predstavlenie_o_zdorovesberegayushchih_tehnologiyah.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее представление о здоровьесберегающих технологиях
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный [13]. Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка). Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя. Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы [11]. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здорового образа жизни и коррекционные технологии. Остановимся на каждой из них.
Каждая из перечисленных здоровьесберегающих технологий имеет свои составляющие, отличительные особенности
Так, технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности, такие виды гимнастики, как: для глаз, пальчиковая, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.
Стретчинг рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Проводят не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин; используется со среднего возраста в физкультурном или музыкальном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.
Ритмопластика имеет художественную ценность, используется с учётом величины физической нагрузки и её соразмерности возрастным показателям ребёнка. Проводят начиная со среднего возраста не раньше чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 минут.
Динамические паузы рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Проводят во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.
Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используют лишь элементы спортивных игр. Проводят ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-малой со средней степенью подвижности.
Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыку (например, Чайковского, Рахманинова), звуки природы. Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии.
Технологии эстетической направленности используются во всех возрастных группах на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
При проведении гимнастики для глаз используется наглядный материал, показ педагога. Проводят ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Для эффективности дыхательной гимнастики нужно обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Бодрящая гимнастика проводится в различных формах: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения корригирующей гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей осуществляется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Ортопедическая гимнастика рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры - занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений со здоровьесберегающими технологиями.
Цель: Развитие логического и творческого иышления, сообразительности, смекалки, внимания. Задачи: ...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации непосредственно организованной деятельности детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи.
В помощь воспитателю....
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию естественно-научных представлений по здоровьесберегающим технологиям на тему "Зачем человеку кожа?"
Цель : познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.Образовательные задачи:1. Познакомит с внешним ...
Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.
В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...