Культурно-досуговая деятельность ГДОУ ЛНР №44 "Сказка" в летне-оздоровительный период (из опыта работы)
статья

Орехова Марина Алексеевна
Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Личность ребёнка формируется и совершенствуется в деятельности, в том числе и в культурно-досуговой.   До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе детский досуг имеет самые разнообразные определения и толкования и очень  часто отождествляется со свободным временем.

Культурно-досуговая деятельность в летне-оздоровительный период в ДОУ г.Алчевска рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка и тщательно планируется. Методистами ДОУ планируется тематический план (по неделям) на летнее оздоровление с указанием тематик недель и тематическими развлечениями.

Главная цель организации детской культурно-досуговой деятельности направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирования желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое Я и обеспечение эмоционального благополучия и отдыха ребенка. Также культурно-досуговая деятельность  направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга, на всесторонне личностное развитие ребенка.

В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, воспитатель, инструктор по физической культуре, психолог, заведующая, но и родители.

Такой подход к детскому досугу, продуманное использование свободного времени ребенка в социально-значимых целях имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и целостного развития.

При организации культурно-досуговой деятельности , решается целый ряд педагогических задач:

- формирование у детей первоначальных представлений о культуре в целом и мире искусства, исходя из их психофизиологических особенностей;

- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

- приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;

- укрепление здоровья детей, физического и психического состояния организма;

- обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;

- ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине;

- создание социокультурной пространственно-предметной мини-среды для развития эстетического отношения к окружающему миру.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды культурно-досуговой деятельности детей

  1. Отдых-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и эмоциональные ресурсы, поэтому необходимо приучать детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Существует два вида отдыха: пассивный и активный. Пассивный отдых снимает напряжение общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений культуры и природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой, (обычно такие беседы не требуют интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь, навыки общения с людьми).

Активный отдых включает в себя:

- самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- работа на территории, труд на участке, цветнике, огороде (рыхление земли, полив и прополка растений);

- спортивный отдых-подвижные игры;

- игры с песком и водой;

- прогулки;

- непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить);

- самостоятельная игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками и другими материалами;

- рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

- прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической и народной музыки;

- чтение книг;

- просмотр, по желанию детей диафильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.

А сейчас хотелось бы немного остановится на активном виде отдыха детей летом, а именно на играх с песком и водой. Игры с песком-увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются начальные трудовые навыки.

 Игры с водой создают у детей положительное радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Развитие игр с природными материалами не может не может осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Труд на участке, цветнике, овощной и аптекарском огороде. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

В нашем ДОУ кроме цветников на участке, есть еще овощной, а также аптекарский огороды. Все растения детям известны и понятны.

Следующий вид культурно-досуговой деятельности это

2. Созерцание - свободное, не относящееся к практическим целям, наблюдение за объектом, предметом, явлением. В процессе созерцания возникает чувство восхищения, любования тем, на что обращен взгляд. Созерцание способствует формированию художественного вкуса, развитию восприятия, любознательности, наблюдательности, интереса к окружающему миру, духовному постижению природного и предметного мира.

3. Развлечения - один из видов досуговой деятельности, сменяющий однообразную жизнь детей в быту и учебе; обобщая опыт, полученный на занятиях. Развлекаясь, ребенок реализует в досуге те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления. Развлечения способствую всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение. Развлечение является хорошей основой для обучения ребенка. Дети, получая знания и умения на занятиях, в развлечениях закрепляют их.

По степени активности и участия детей различают три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями; дети - непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

По содержанию в практике представлена следующая классификация развлечений:

- театрализованные (все виды театров и театрально-игровой деятельности);

- познавательные (КВН, разнообразные викторины: о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.);

- музыкально-литературные концерты;

- спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т. д.).

4. Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.  Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми.

Нельзя не заметить, что  на протяжении большого количества лет с детьми дошкольного возраста проводились в основном государственно-гражданские праздники, то в настоящее время классификация их существенно расширилась.

Мария БорисовнаЗацепина выделяет следующие виды праздников:

- народные и фольклорные Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);

- государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

- международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);

- православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);

- бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына:

- известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День Победы и многие другие);

- малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);

- неизвестные (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки и многие другие).

На данном этапе в современных дошкольных учреждениях города,  воспитатели пользуются именно второй, необычной классификацией праздников по Е.Синицыной, а именно проводят “праздник Капельки”, “день Радуги”, “день Солнца” “день рыбака”, “ день шоколада ”, “ день вежливости ”, “день кошек”, “день варенья”, “день светофора”.

 Наряду с малоизвестными праздниками с ребятами проводят тематические развлечения посвященные знакомым праздникам “Здравствуй лето-праздник детства” приуроченное Дню защиты детей, “Ивана Купала”. Ни для кого ни секрет, что г.Алчевск славится своей металлургией и АМК, поэтому проведение праздника посвященному “дню металлурга” стало неотьемлемой частью в летне-оздоровительный период .Мы и не забываем про проведение праздника “Я и дома и в саду, с физкультурою дружу” посвященное дню спорта. Ведь когда как не летом, можно вдоволь побегать, попрыгать, поиграть с мячом и посоревноваться, выяснив кто же самый ловкий и быстрый. Также на протяжении летнего периода ребята окунаются в опытно-экспериментальную деятельность.

Например:

Проводят конкурс “Строители песочного города”, где еще раз закрепляют свойства песка: сыпучесть, способность пропускать воду, знакомятся с его видами и выясняют где он применяется; опытно-экспериментальную деятельность: “Такая разная вода”, где знакомятся со свойствами воды, тремя его состояниями и окунаются в волшебство превращения.

4. Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Особое значение имеет праздник для детей. Праздники в дошкольном учреждении имеют цели и задачи, главные из которых - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру(традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет).Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества, деятельность в праздничные дни и во время праздников формируют художественный вкус, способствует взаимопонимание со сверстниками и взрослыми. В ДОУ г.Алчевска  педагоги дают выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении своего участка.

6. Творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности, поднимающий ребенка на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их созидателя. В дошкольных учреждениях основными видами детского творчества являются рисование, лепка и аппликация. Детям старших групп в  саду доступны более разнообразные виды творчества: декупаж, квиллинг, бисероплетение, роспись предметов, основы витража.

В нашем детском саду воспитанники вместе с воспитателями открыли для себя еще один вид творчества, который объединяет в себе и конструирование, и рисование, и где-то роспись предметов, в нашем случае зданий – это поделки из пробок от пластиковых бутылок. В первую очередь такие поделки просты и легки в своем исполнении, их легко выполнять с детьми. В процессе конструирования поделки из пластиковых крышек у детей развивается воображение, внимание, восприятие цвета, наглядно-образное мышление, ребенок узнает и учится различаться оттенки цветов, мелкая моторика.Такие групповые занятия воспитывают у детей дружеские отношения, желание работать сообща и трудится на общее дело, эстетический вкус. Дети младшего дошкольного возраста только знакомятся с новым, незнакомым для них материалом и играют в такие дидактические игры как например:

- “ Крышки рассыпались, разложи их по цвету”,

- “Крышки рассыпались, разложи их по форме”,

- “Найди пару”,

- “Мозайка” и многие другие.

В то время как ребята старших дошкольных групп принимают активное участие в создании поделок для своего участка и оформления фасада ДОУ.

Лето-это период развлечение, впечатлений, нового опыта в жизни воспитанников ДОУ. Воспитатели, на первый план выносят наблюдение за жизнью растений и насекомых, слушают пение птиц, собирают природный материал для будущих поделок. В ДОУ открылся уголок “Юный эколог”, для решения поставленных задач.

Еще одним видом досуговой деятельности в ДОУ можно выделить оздоровительно-досуговую деятельность. К ней мы относим:

- воздушные и солнечные ванны.Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°. 

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. 

Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. 

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

-боссохождение по песку, траве, камешкам. Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы предохраняя от плоскостопия. 

- купание и игры в выносном бассейне, при наличии воды, ребята могут порезвится под душем, после чего растирают  себясухим полотенцем.

При разумном использовании естественных природных факторов дети за лето закаляются, становятся здоровее. Закрепить полученные результаты, сделать их стойкими можно лишь в том случае, если привычку к свежему воздуху и прохладной воде поддерживать в течение всего года.

Неотьемлемой частью летнего периода в нашем учреждении являются пешие переходы в зеленые зоны.

Таким образом, можно сделать вывод, чтоопираясь на методические разработки, тщательное планирование летнего периода, учитывание возрастных норм детей в настоящее время педагогами ДОУ выбрана правильная модель организации детской культурно-досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)

Статья "Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)" опубликована в сборнике "Традиции и инновации в специальном образовании": материалы XIV...

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Рекомендации для воспитателей " Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"...

Виды игравой деятельности для детей в летний оздоровительный период.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20556860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20556865","attributes":{"alt":"","class"...

Консультации для педагогов : "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться дарами лета:солнечными лучами...

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"...