Картотека
картотека (младшая группа)

Комкова Ульяна Александровна

Картотека подвижных игр в период адаптации детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека212.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 « Теремок»

Картотека подвижных игр в период адаптации детей раннего возраста.

http://www.sarspeclib.ru/sites/default/files/pictures/04062020/19.jpg

Подготовила:

воспитатель Комкова У.А.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

        Первые игры должны быть по возможности фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

        Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы общения закладываются именно в адаптационный период. 

C:\Users\Windows 7\Downloads\i.jpg

Игры с предметами.

Цель: Формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым.

«Покружимся»

Организация: фронтальная.

Материал: игрушечные мишки, куклы.

Ход игры.

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другие игрушки и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стихи и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо – тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю приземлюсь!

«Прячем мишку»

Организация: фронтальная.

Материал: игрушечный мишка.

Ход игры.

Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она  немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда малыши найдут игрушку взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-Ку –Ку!». Когда дети найдут его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться кому-нибудь из детей.

«Догонялки»

Организация: проводится с двумя – тремя детьми.

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры.

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Карасева).

«Солнечные зайчики

Организация: проводится с двумя – тремя детьми.

Материал: маленькое зеркальце .

Ход игры.

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу: «Лови зайчика! Дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2 - 3 раза.

«Покатаемся на лошадке»

Организация: фронтальная.

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры.

Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) ннно –ннно» Ребенок повторяет тихо: «Ннно – ннно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «ннно – ннно, беги, лошадка! (сильно раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетания – громко и   четко.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку»

Организация: фронтальная.

Материал: воздушный шарик, вертушка.

Ход игры.

На уровне лица детей подвешиваются воздушные шарики, а перед ними на стол кладут вертушки.  Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает детям повторить его действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась.

«Передай колокольчик»

Организация: фронтальная.

Материал: колокольчик.

Ход игры.

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик» Дети по очереди становятся на место взрослого и звонят в колокольчик.

«Мяч»

Организация: фронтальная.

Материал: мяч.

Ход игры.

Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вмести с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем тыхочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть» После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

«Осенние листочки»

Организация: фронтальная.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

                                                         Ход игры.

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Организация: фронтальная.

Материал: игрушечная собачка.

                                          Ход игры: 

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

   Русские народные игры.

Цель: Создание положительного эмоционального климата в группе,

снятие эмоционального напряжения, развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

«Огуречик-огуречик»

Ход игры:

На одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:

 Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

 Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), 

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), 

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). 

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), 

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке). 

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.

 «У медведя во бору»

Ход игры:

    Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем.

«Зайка шёл»

Ход игры:

 Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

 

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

 На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Пузырь»

Ход игры:

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

«Каравай»

Ход игры:

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

«Мыши водят хоровод»

Ход игры:

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод  и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

 «Снежок»

Ход игры:

Дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок                (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем    (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать               (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей               (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают).

Игры с использованием основных движений.

«Поезд»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Цель: Создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения, взаимодействие детей, отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры:

   Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

   «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

    Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Солнышко и дождик»

Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик. 

3 – вариант. Дети встают по кругу

Смотрит солнышко в окошко                      Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку 

Мы захлопаем в ладоши,                             Хлопают стоя на  месте    

Очень рады солнышку. 

Топ-топ-топ-топ!                                      Ритмично притопывают на

Топ-топ-топ-топ!                                             месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!                       Ритмично хлопают в ладоши                     Хлоп-хлоп-хлоп                                        

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

 «Птички в гнёздышках»

Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игр:

С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

«Через ручеек»

Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, прыжку на двух ногах вперед. Развивать чувство равновесия, ловкость, прыгучесть, глазомер.

Ход игры:

Педагог чертит две линии (в помещении можно использовать шнуры) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску, мостик, и предлагает:

- Поучимся ходить по мостику!

Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь друг на друга, педагог напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в реку. Дети проходят по доске в одну и другую сторону.

Правила: Идти по мостику осторожно, стараясь не упасть «в реку», не толкаться.

2 вариант игры (с прыжками): Педагог чертит две линии (в помещении можно использовать шнуры) и говорит детям, что это ручеек и предлагает:

- Поучимся прыгать через ручеек!

Наблюдая, чтобы дети выполняли прыжок вперед на двух ногах, стараясь перепрыгнуть ручеек. Дети выполняют прыжок в одну и другую сторону.

«Кто тише?»

Цель: Упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении. Развивать чувство равновесия, координацию. Укреплять свод стопы.

Ход игры:

Дети идут гурьбой вместе с педагогом. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо – тихо, на носочках» - и показывает. Дети идут за педагогом. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегите ко мне». Дети бегут, педагог хвалит детей и делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к Мишке, зайчику.

Правила: Следить за правильной техникой выполнения ходьбы, спину и голову держать ровно. Не следует утомлять детей чрезмерно длительным выполнением этого упражнения.

«Доползи до погремушки»

Цель: Упражнять детей в ползании по прямой, способствовать развитию самостоятельности.

Ход игры:

 Дети сидят на стульчиках, на расстоянии 2,5 – 3м от них лежат погремушки. Педагог поочередно называет детей и предлагает поиграть с погремушкой. Для этого надо доползти до погремушки, взять ее, встать на ноги, погреметь, положить ее обратно и вернуться на свое место.

Правила: Следует выполнять действия, указанные педагогом в строгом порядке.

Указания к игре: Когда дети научатся ловко ползать, рекомендуется положить 3 – 4 погремушки: тогда одновременно может действовать соответствующее число детей.

«Проползи в воротца»

Цель: Упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под воротца, не задевая их. Развивать ловкость.

Ход игры:

 Дети сидят на стульчиках вдоль одной из сторон площадки. Впереди на коврике на расстоянии 2 – 3м поставлена дуга – воротца. Педагог приглашает самого смелого малыша, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на свое место.

Указания к игре: Когда дети научатся ловко ползать, рекомендуется поставить 2 – 3 дуги, стоящие на расстоянии 1м друг от друга.

«Лягушки»

Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве, прыгать на двух ногах вперед, перепрыгивать веревочку. Развивать внимательность, координацию.

Ход игры:

На середине зала раскладывается толстый шнур в форме круга. Дети стоят за кругом, они – лягушки. Педагог говорит:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква – ква, ква – ква – ква!

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают вверх, продвигаясь по кругу. По окончании четверостишия педагог хлопает в ладоши – пугает лягушек. Дети перепрыгивают через веревку и приседают на корточки – это лягушки прыгают в болото.

Правила: Запрыгивание в болото строго после хлопка в ладоши. Следить, чтобы прыжки выполнялись на двух ногах.

«Машины»

Цель: Упражнять детей выполнять бег и ходьбу врассыпную. Развивать глазомер, ориентацию в пространстве.

Ход игры:

Дети в одну линию за чертой – это машины в гараже.  Каждый играющий держит в руках (кольцо, картонный диск синего, желтого или зеленого цвета). По сигналу педагога «Машины поехали» - дети с кольцом в руках бегают, ходят, имитируя движение руля руками с изменением направления и звуков. По сигналу «Стоп» машины останавливаются и замирают, по следующему сигналу «Машины поехали» дети продолжают выполнять передвижение по площадке. По сигналу «Машины в гараж» - дети возвращаются на условленную линию.

Правила: Дети четко выполняют команды. Следить, чтобы не было столкновений.

«Цветы и пчелки»

Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве, выполнять бег врассыпную. Развивать внимательность, координацию.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Педагог ходит между ними и говорит:

«Посадили цветы, поливали их, солнышко их обогрело, стали цветы подрастать» - дети медленно поднимаются.

«Пчелки прилетели» - дети бегают врассыпную по всей площадке.

«И на цветочки сели» - дети приседают.

«По тропинке»

Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Ход игры:

 Педагог проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки; длина 2,5 – 3м) на расстоянии 25 – 30см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впередиидущего.

 2 - вариант игры:

Если игра проводиться на улице, дорожку можно направить к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клена, что оживит игру. В помещении в конце дорожки можно разместить флажки, игрушки и также дать задание принести их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...