Проект в старшей группе " Мы здоровье сбережем"
проект (старшая группа)

Ковшикова Ирина Дмитриевна

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же основные навыки и привычки , приобретаются базовые физические качества,вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_zdorove_sberezhem.docx515.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №171

 

 

 

 

Проект по здоровьесберегающим технологиям

«Мы здоровье сбережем»

в старшей группе  «Искорки»

 

Воспитатель:

Ковшикова И.Д

 

 

Иваново , 2020 г.

                                            Пояснительная записка

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

 

Актуальность темы.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

 

Аннотация проекта

Проблема:

«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой

старости». Так гласит народная мудрость.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований

и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика

бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо

не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это

формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и

укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически

здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.

Цель:

формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к

здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в,

преобладающем самостоятельном, процессе сознания.

Задачи:

- формировать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- дать представление о значении для здоровья человека витаминов и

физической культуры;

- создать условия для накопления материала и оформления полученной

детьми информации;

- привлечь родителей к решению поставленных задач;

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный.

Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.

Ожидаемый результат:  в результате реализации проекта

предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу

жизни, снизится заболеваемость.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Проведение анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье».

Оформление консультаций для родителей по теме проекта: «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка».

Разработка проекта по теме «Здоровье в наших руках».

Основной этап.

Согласно перспективным планам.

Заключительный этап.

Выставка детских рисунков.

Фотоколлаж совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «В страну здоровья всей семьей!»

Оформление выставки «Книжки – малышки «Мы здоровье сбережём»»

Пути реализации проекта:

Работа с детьми в себя включает:

1.  Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

2. Физкультминутки и динамические  паузы.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика  проводится  с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

Гимнастика рекомендуется  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,  дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.  Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится –

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7.  Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.         Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно         понижена         скорость         реакций.  Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. 
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы. 
Процессы         возбуждения         в         нервной         системе         стимулируют:

  • звуковые сигналы (например,   музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

   Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе  используются  специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

    Чаще используйте минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;       посидим и полюбуемся на горящую    свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Результаты проекта.

Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.

Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.

Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

Сформированность гигиенической культуры;

Улучшение соматических показателей здоровья;

Перспективный план взаимодействия с детьми

Сроки проведения

Мероприятия

сентябрь

ООД по ознакомлению с окружающим миром (ФЦКМ)  «Мое тело».

Д/и «Веселая гимнастика»,  «Посмотри и оцени»,  «Мое настроение».

Самомассаж после сна  (картотека)

С/р игры: «Поликлиника», «Санаторий»

1.  Чтение Ю.Тувима «Хозяйка однажды с

базара пришла»»

2. Рассказ воспитателя «Витамины в овощах»

3. Д/и «Вершки - корешки»

4.  Рисование  «Заготовим овощи на зиму»

5. Беседа «Вкусно и полезно»

6.Д/игра «Вершки – корешки»

7.Д/игра «Угадай на вкус»

8.Д/игра «Угадай по описанию»

октябрь

П/и «Жмурки», «Попади в цель».

Зрительная гимнастика для профилактики близорукости

(картотека).

Беседа “Здоровый образ жизни”, «Что такое болезнь?»

ООД «В гости в медицинский кабинет – антропометрия»

Развлечение «В здоровом теле – здоровый дух»

1.Рассказ воспитателя «Витамины во фруктах»

2. Загадки о фруктах.

3.. Лепка  «Яблоки из нашего сада»

4. П/игра «Кто больше соберет витаминов в лукошко»

5. Д/и «Сложи картинку» (фрукты)

6. С - р игра «Фруктовый магазин»

7. Составь рассказ «Фрукты»

8.Аппликация «Фрукты »

9. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

10. Коллективная работа на тему «Фрукты»

ноябрь

Беседа «Гимнастика дома и детском саду», «Сон - лучшее лекарство»

Д/игра «Спортсмены строятся»,  «Повтори фигуру»

Зрительная гимнастика для профилактики близорукости

(картотека).

С/р игры: «Поликлиника», «Аптека»

1.Рассматривание книг и альбомов о спорте.

2. Д/игра с мячом "Виды спорта."

3. Эстафета "Весёлые спортсмены."

1. Игра «Что лишнее?»

2.П/игра «Кто быстрее соберет фрукты»

3. Д/игра «Угадай на вкус»

4. Д/игра «Дорисуй»

5.Д/игра «Угадай на ощупь".

6. Хоровод "Урожай."

декабрь

П/и «Кто самый меткий», «Сбей кеглю».

Беседа «Зрение – орган познания окружающего мира», "Зачем нам ноги, руки, голова?"

Дать детям общие представления о  внутренних органах и частях тела человека.

Оод «Средства гигиены»

Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

Игры-эксперименты «Полезные продукты». Опытным путем выяснить пользу и вред некоторых продуктов.

1. Досуг "Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит."

2. Д/игра "Что вредно, что полезно"

3.С/ р игра "Больница"

1. Д/игра "Что вредно, а что полезно для здоровья"

2. Беседа "Значение питания в жизни человека"

3. Д/игра "Витамины, фрукты и полезные продукты"

4. С/р игра "Накормим куклу"

Микробы – наши враги.

1. С/р игра "Парикмахерская."

2. Д/игра "Наши помощники."-закрепить знания

    Об инвентаре пом. воспитателя.

3. Хозяйственно- бытовой труд: стирка кукольной

    одежды и дежурство по столовой.

4. Заучивание отрывка стихотворения В.В. 

  Маяковского "что такое хорошо..."

январь

«Спортландия – спортивные игры и развлечения»

Учить детей любить себя и окружающих людей.

«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

Познакомить с оздоровительными свойствами снега.

«Я – часть природы»

 Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

1.Беседа «Чистота - залог здоровья."

2. Чтение «Доктор Айболит." К.Чуковского.

3. С/р игра «На приёме у врача."

4. Конкурс  рисунков  на самого страшного микроба. 

Беседа «Значение зрения в жизни человека»,  «Кто как видит».

февраль

Д/и «Что изменилось?»,  «Найди отличия», «Пройди по дорожке».

спортивные праздники и развлечения.

Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом.

Беседа «Зимняя одежда» выявить знания детей о качестве зимних курток, шапок и т.д.

Рисование «Красавица - зима» помочь детям выразить свои эмоции через рисунки.

1. Рассказ воспитателя «Микробы»

2. Рисование «Микроб»

3. Д/и «Что любит микроб?»

4. С/Р игра «Всех мы в гости пригласим, пирожками    угостим»

5 Загадки  о предметах гигиены.

1. Беседа "Телевизор, компьютер и здоровье»

2. Зрительная гимнастика "Чтобы глазки отдохнули."

3. Д/игра "Чудесный мешочек."

    Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.

4. Игра "Кольцеброс."

    Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер.

март

1. Беседа: "Кожа, её строение и значение".

2.  Беседа: "Гигиена кожи" 

  3.Беседа: "Как возникают болезни"

«Лекарственные растения нашего края»

Продолжать знакомство с лекарственными растениями своего края, учить детей делать гербарий.

«Лечебные деревья»

Продолжать знакомство с лечебными свойствами некоторых деревьев

«Рисование лекарственных растений – составление альбома». Закрепить через практическую деятельность названия лекарственных растений.

«Волшебный чай»- показать детям пользу чая из трав и плодов.

апрель

Беседа «Каша здоровье наше»

формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню, дать представление о крупах.

Объяснить, чем полезен белый и серый хлеб, познакомить со злаками: рожь и пшеница. Закрепить полученные знания о хлебе.

Рассказ воспитателя «Корова – домашнее животное».

Формировать знания детей о домашних животных, которые дают молоко. Познакомить со значением молока для детей, объяснить детям, что молоко укрепляет зубы.

Чтение сказки  «Хаврошечка».

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Рассматривания картин  «Как растет хлеб»

Игра-обсуждение "Может ли человек жить    без еды."

  Д/игра «Назови любимую кашу»

Ручной труд  «Горшочек каши» (аппликация  крупы     на бумагу)

1.Д/игра "У кого какие зубы."

     Цель: познакомить с зубами различных  животных (грызунов, травоядных, хищников).

 2. Чтение рассказов Г.Зайцева "Уроки Мойдодыра".

        Цель: закрепить правила ухода за зубами.

3. Беседа "На приёме у стоматолога"

1.  Познакомить с частями тела человека.

 2.Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.

 3.Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья.

май

1. Беседа " Сердце - наш мотор"

2. Беседа "Для чего нужна кровь"

3. "Зачем мы дышим?"

1. Чтение стихотворения  И.Токмаковой "Где

     спит рыбка"

2. Гимнастика после сна "Солнце глянуло в кроватку"

3. Д/игра "Как готовиться ко сну"

4. Беседа "Что мне сегодня снилось"

1.  Психогимнастика "Спасём доброту"

       Цель: учить различать, называть эмоции и  адекватно реагировать на них.

   2. Этюд "Доброе слово товарищу.

       Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.

    4. Беседа "Все люди  разные"

    5. Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо"

        Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

«Дыхательная гимнастика»

Учить детей правильно выполнять дыхательные упражнения.

Развлечение «Здравствуйте мои друзья».

Создание условий для радостного общения детей в летний период каникул. Помочь детям понять, что от слов - хороших или плохих - зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих.

Создание коллективного плаката «В здоровом теле здоровый дух» научить детей пропагандировать здоровый образ жизни.

 

Перспективный план взаимодействия с родителями

Сроки проведения

Мероприятия

Сентябрь

Ознакомление с планом мероприятий по реализации проекта в

течение года.

Оформление папки - передвижки «Витамины незаменимые компоненты в питании».

Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка»

Октябрь

Рекомендации для родителей «Гимнастика для глаз».

Помощь родителей в оформлении картотеки «Зрительная

гимнастика для профилактики близорукости».

Индивидуальные беседы с родителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой». Объяснить необходимость приобретения спортивной обуви.

Тест «Моё отношение к физическому воспитанию».

Ноябрь

Помощь в оформлении и приобретении атрибутов в уголок

сюжетно – ролевой игры «Больница», «Аптека», «Санаторий».

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей.

Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у  детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь

Папки – передвижки: «Поговорим о болезнях, о микробах и вирусах»

Дать родителям представление об инфекционных болезнях и их возбудителях.

Индивидуальные беседы: « Врачи -  наши друзья», «Для чего нужны лекарства», «Правила первой помощи».

Дать советы как оказывать первую помощь себе и окружающим, понятие о том, что могут применять дети, а чем без взрослых пользоваться нельзя.   

Январь

Информирование родителей о том, что температурный режим в группе благоприятно влияет на самочувствие детей.

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к ЗОЖ.

Конкурс газет валеологического содержания «В здоровом теле – здоровый дух».

Февраль

Операция «Румяные щёчки» (совместное мероприятие на улице). Привить детям и родителям желание к каждодневным прогулкам, совместным играм на свежем воздухе.

Консультация «Ребенок и компьютер».

Март

Консультация «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».

Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРЗ и ОРВИ.

Апрель

«Сборник полезных рецептов» (памятки, рекомендации на тему зож).

Конкурс рисунков «Безопасность при работе с острыми

предметами».

Май

Семинар-практикум «Закаливание ребенка дома».

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами закаливания. Познакомить родителей с  нетрадиционными методами закаливания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Консультация для родителей

“Правильное питание для дошкольников”

«Человек рождается здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»

Гиппократ

    Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам  нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

    Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

·                     В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;

·                     Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

                                                  

Родителям  на  заметку

·                     Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ.

·                     Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада.

·                     Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе.

·                     Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем.

·                     В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.

Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом

·                     Садиться за стол можно только с чистыми руками.

·                     Сидеть надо прямо, не раскачиваясь.

·                     На стол можно положить только запястья, а не локти.

·                     Руки следует держать как можно ближе к туловищу.

·                     Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой.

·                     Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует

·                     Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно.

·                     Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них.

·                     Есть беззвучно, а не чавкать.

·                     Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует.

·                     Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа.

·                     Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

                                        О правилах гигиены питания

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка

·                     Соблюдать правила личной гигиены.

·                     Различать свежие и несвежие продукты.

·                     Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми

1.                   Ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.

2.                   После вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.

3.                   Увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.

4.                   Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей

    Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

    Итак, играем.

      “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

      “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

      Например.

      Покупатель. - Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

     Продавец. - Это молоко!

     Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки

·                     Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.

·                     Назови овощи только красного цвета.

·                     Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).

·                     Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).

·                     Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.

·                     Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)

·                     Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

 

Приложение №2

 

Рекомендации для родителей «Закаливание»

 

Уважаемые родители, большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «Здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка всего, чего его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания правильную организацию игры и физических упражнений. Для закаливания хотелось бы посоветовать нашим родителям:

Основными факторами закаливания является солнце, воздух и вода. Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни, после осмотра малыша врачом – педиатром.

«Холодный тазик»

Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребенка, стоящего в ванне. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы – 1 минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 минут. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 минуты в хорошем настроение ребенка, чем 5 минут с капризами.

«Холодное полотенце»

Если ребенку не нравиться отираться холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой, Рекомендуемая температура +12С. Попросите ребенка потопать ножками в течение 1 минуты. Вытрите ребенку ноги, не растирая, а промокая полотенцем. Процедуру нужно проводить утром и на ночь.

«Контрастный душ»

Ребенок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в теплой воде. Затем скажите ребенку: « Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, ребенок подставляет в воде свои пяточки, ладошки. Процедуру повторяют не менее 3-х раз. После укутайте ребенка в теплую простыню, не вытирая, а, промокая воду, затем оденьте его для сна и положите в кровать.

Если ребенок боится, воздействие холодного душа, то сначала можно использовать тазик

Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго организовать определенными рамками. Однако родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физического крепкого ребенка даст возможность при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание.

 

Уважаемые родители предлагаем для Вас 10 советов по укреплению физического здоровья детей.

Совет 1. Старайтесь активно учувствовать в оздоровлении своего ребенка, не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучите ребенка строить свой день, чередуя отдух и труд. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезни.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнение физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.)

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначение врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том как научить его укреплять свое здоровье.

К сожалению, некоторые родители считают, что ребенок с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не проснулся. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастает.

Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенна, велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, и о других людях. «Как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету» - все это имеет для ребенка большое значение. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

 

Памятка для родителей «Игры для укрепления здоровья малышей»

Уважаемые родители! Предложенная мною памятка, изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

Игры на формирования правильной осанки.

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

Игра «В гости к мишке»

Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка

Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

Игра «Качели-карусели»

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

Игра Совушка-сова»

Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания(углубленный выдох).

Игры при плоскостопии.

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Игра «Донеси, не урони»

Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Оборудование: стулья, простынки.



Приложение №3

Художественное слово, используемое в работе с детьми:

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон

Хоть и очень кислый он

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

По утрам

Зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Нельзя:

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца)

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).



Приложение №4

 

Беседы

Тема: «Личная гигиена»

Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.

Ход занятия:

1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2) Вопросы:

1.      Какой из мальчиков вам больше нравиться?

2.      Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

3.      А другой мальчик кому-нибудь понравился?

4.      Почему не понравился?

5.      Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

6.      Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)

3) Предложить выучить чистоговорку:

1.      Мама Милу

С мылом мыла…

2 половина дня

Тема: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Цель: Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.

Ход занятия:

1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.

2) Вопросы:

1.      Кто регулирует  движение на дорогах?

2.      Что означает каждый сигнал светофора?

3.      Где можно переходить через дорогу?

3) С/р игра «Автобус»

Тема: «Витамины и здоровый организм»

Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.

Ход занятия:

1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.

2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.

3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Мы здоровье сбережем"

Краткосрочный проект по здоровьесбережению...

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»...

Проект для старшей группы "Мы здоровье сбережем"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Проект в средней группе «Мы здоровье сбережем»

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих....

Проект в средней группе «Мы здоровье сбережем»

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих....

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...