Описание опыта моей работы "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Описание опыта моей работы "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс«Педагог года города Югорска»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 7-79-95
Описание педагогического опыта
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
ЗИНЧЕНКО МАРИИ ПАВЛОВНЫ
«Развитие ярко выраженных спортивных способностей, обучающихся старшего дошкольного возраста через фитнес технологии»
Югорск
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические основы исследования детской одарённости и спортивных способностей. | 3 |
| 3 |
| 4 |
Глава II.Система физкультурно-оздоровительной работы. | 5 |
2.1. Принципы реализации программы. | 5 |
2.2. Инновационные оздоровительные фитнес технологии. | 6 |
2.3. Методы и возрастные особенности обучающихся старшего дошкольного возраста. | 8 |
2.4.Развивающая предметно-пространственная среда (трансформируемая, полифункциональная). | 9 |
2.5. План реализации программы. | 10 |
2.6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых. | 14 |
Глава III. Результативность. | 15 |
3.1. Результаты реализации программы через реализацию индивидуальных маршрутов развития обучающихся. | 15 |
Заключение | 18 |
Литература | 20 |
Приложение | 21 |
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования детской одарённости и спортивных способностей.
- Актуальность.
Высокая социальная и профессиональная активность, большой диапазон умений, способности нестандартного мышления и поведения – отличительные черты талантливой молодежи и, одновременно, запрос современного общества, в развитие которого способны внести наибольший вклад именно высокоодарённые люди. Это обуславливает важность поддержки и сопровождения одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для развития гармонично развитой одарённой личности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе с детьми дошкольного возраста, так как дошкольное детство - это период первоначального становления личности, развития личностных механизмов поведения и опыт ранних лет жизни ребенка влияет на все дальнейшее развитие личности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж. Пиаже и др.).
Первичный этап в развитии детской одарённости связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей [2, с.67].Становление специальных способностей, в частности спортивных, активно начинается именно в дошкольном детстве. Важным моментом в развитии спортивных способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей (гибкость, скоростно-силовые качества, общая выносливость и координация) [6, с. 89].
Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу сопровождения одарённых детей.
Изучив и проанализировав состояние проблемы развития детской одаренности в дошкольных образовательных учреждениях, я пришла к противоречию между парадигмой о том, что детство является самым благоприятным периодом для развития одарённости, и «слабой» реализацией возможностей дошкольного возраста на практике. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах развития одарённости на этапе дошкольного детства.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО (п. 1.4.)), работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в дошкольном образовательном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Поэтому одним из главных направлений работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида «Гусельки» (далее – МАДОУ) в 2016-2017 учебном году стало создание условий для оптимального развития одаренных обучающихся, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных обучающихся, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В учреждении была разработана и реализуется программа выявления и развития предпосылок одаренности у обучающихся «Одаренный ребенок» (Согласованно педагогическим советом протокол № 1 от 30.08.2016 и утверждена Приказом заведующего № 129 от 30.08.2016). На первом этапе реализации программы в МАДОУ «Детский сад «Гусельки», выявляются обучающиеся со специальными способностями, в том числе с ярко выраженными спортивными способностями и простраивается углубленная работа по каждому направлению одаренности. По результатам оценки индивидуального развития обучающихся в образовательной области «Физическое развитие» были выявлены 13 % обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями.
- Цель и задачи.
С целью гармонизации и развития ярко выраженных спортивных способностей, обучающихся старшего дошкольного возраста мною, была разработана программа «Детский фитнес».
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- Апробировать программу «Детский фитнес».
- Реализовать индивидуальные маршруты развития обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в данном направлении.
- Сформировать у обучающихся старшего дошкольного возраста базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
- Результативно участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня.
Глава II. Система физкультурно-оздоровительной работы.
2.1. Принципы реализации программы.
Исходя из задач, я определила, общее содержание работы с обучающимися с ярко выраженными спортивными способностями в МАДОУ, которую строю с учетом следующих принципов, в соответствии с ФГОС ДО(п. 1.4.) и принципов детского фитнеса:
- принцип индивидуализации и дифференциации обязывает педагога строго индивидуализировать процесс обучения физическим упражнениям. Индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия;
- принцип доступности: детям предлагаются задания, которые соответствуют уровню их развития;
- принцип постепенности: это следование правилам: от известного – к неизвестному; от простого – к сложному, от менее трудного – к более трудному;
- принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий тем или иным направлением фитнеса складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной цели занятия, из их адекватности с ними индивидуальным особенностям занимающихся и стоящим перед ними конкретным задачам;
- принцип психологической регуляции: реализация этого принципа обусловлена необходимостью снижения уровня тревожности занимающихся путем специального подбора методик, способствующих релаксации, позволяющих снимать мышечные зажимы;
- принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся заключается в рациональном дозировании физической нагрузки, основанном на учете физических и функциональных возможностей индивида;
- принцип игровой и эмоциональной направленности: занятия должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты;
- принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает целеустремленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на активизацию выдумки, творческой инициативы, артистизма, и воображения;
- принцип самореализации посредством двигательной деятельности способствует самоутверждению ребенка через танец, соревновательные моменты, показательные выступления, содействует закрепощенности, дает уверенность в своих силах.
Основополагающим принципом своей программы считаю принцип индивидуализации (ФГОС ДО п.1.4.).
2.2. Инновационные оздоровительные фитнес технологии.
Для решения выше поставленных задач использовала следующие элементы педагогических технологий: здоровьесберегающая, игровые, информационно-коммуникационные (далее - ИКТ), общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач (далее - ОТСМ-ТРИЗ).
Однако, максимально эффективными в работе с обучающимися данной категории считаю, инновационные оздоровительные технологий, в частности, фитнес технологии. В этом состоит новизна в моей работе. Потребность использования инновационных оздоровительных технологий в МАДОУ обусловлено многими причинами: необходимостью индивидуализации образования в области физической культуры и повышение эффективности организованной образовательной деятельности физкультурой за счет повышения мотивации и интереса обучающихся к физическим упражнениям. Появлением новых видов физкультурного инвентаря и оборудования. Привлекательностью зарубежных образцов физкультурной деятельностью.
Начиная свою профессиональную деятельность в детском саду инструктором по физической культуре, я заметила, что однообразие традиционных занятий снижают интерес у обучающихся к физкультуре. Ребенка трудно заставить целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно делать их не потому, что «надо», «полезно», а потому, что это очень весело и захватывающи. Проводя организованную образовательную деятельность по физической культуре за частую пытаюсь отойти от традиционной системы, частично изменяя формы и содержание образовательной деятельности.
Выбранные мною инновационные оздоровительные фитнес технологии, во-первых, повышая уровень традиционных занятий вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в активности, помогают в развитии способности занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленностью. Кроме того, несомненным плюсом фитнес технологий является их доступность, эффективность, эмоциональность, соответствие своевременными тенденциям на те или иные виды двигательной активности.
Таким образом, ведущими технологиями в реализации разработанной мною программы «Детский фитнес», стали фитнес технологии: игровой стретчинг, степ – аэробика, фитбол – гимнастика,«функциональная тренировка» с применением балансировочных подушек(Приложение 1).
В основу программы положена организационно-содержательная модель применения фитнес технологии в реализации индивидуальных маршрутов развития, обучающихся старшего дошкольного возраста (далее - ИМРО) и системно - деятельностный подход Схема 1
Схема 1
Организационно-содержательная модель применения фитнес технологии в реализации индивидуальных маршрутов развития, обучающихся старшего дошкольного возраста
Именно сочетание принципа индивидуализации и современных инновационных оздоровительных технологий позволяет мне достигнуть поставленных целей.
2.3. Методы и возрастные особенности обучающихся старшего дошкольного возраста.
Фитнес – технологии обеспечивают целостность образовательного процесса, поэтому в основе программы «Детский фитнес» лежат соответствующие методы воздействия на ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Возрастные особенности.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Говоря о физическом развитии, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Ребенок получает первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни.
Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками.
Ведущими методами являются:
- методы прямого воздействия (словесный, метод показа);
- методы, направленные на формирование физических качеств (соревновательный, игровой, концентрический).
Наиболее эффективными в работе с детьми являются методы и приемы:
- метод наглядного восприятия (показ, демонстрация);
- метод строго регламентированного упражнения (разучивание по частям);
- метод частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательный);
- метод закрепления упражнения (многократное повторение упражнений под музыку).
2.4. Развивающая предметно-пространственная среда (трансформируемая, полифункциональная).
В соответствии с ФГОС ДО (п 3.3 п/п 3.3.4.) развивающую предметно-пространственную среду по спортивному направлению, я оснащаю спортивным и оздоровительным оборудованием, которое легко трансформируемое, полифункциональное, а также расположено доступно и безопасно.
Спортивное и оздоровительное оборудование:
- гимнастические коврики, для фитнеса(занятия на коврике не только удобные, но и гигиеничные);
- ортопедические балансировочные подушки – платформы для пилатеса массажные(занятия на такой подушке обеспечивают микромассаж и оказывают рефлексогенный эффект на ступни ног, положительно сказывается на укреплении вестибулярного аппарата и развивает координацию движений);
- атлетические маты(особенностью является нанесение прорезиненной антискользящей ткани в нижней его части);
- степ-платформы (как способ натренировать сердечную мышцу и развить выносливость);
- фитбол – мячи(упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы);
- тренажеры(помогают развитию атлетических параметров и увеличивают рельефность мышц);
- батут для прыжков(развивает силу, ловкость, координацию движений, гибкость, быстроту, выносливость);
- платформа – балансир(занятия на балансировочном тренажере укрепляют мышцы-стабилизаторы)
-«волшебный парашют» (игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук, хорошо развивается координация);
- скоростные и утяжеленные скакалки (помимо стандартной нагрузки от прыжков, при помощи утяжелителей, нагружаются мышцы рук);
- массажные обручи (тренируют и развивают мышцы рук, плеч, спины и ног);
- мячики су –джок (эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц);
- массажные колючие кольца разного диаметра(массажные кольца обеспечивают тактильную стимуляцию, воздействуют на нервные окончания и улучшают кровообращение).
Также, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду и процесс реализации программы помогает мне использование элементовтехнологии ОТСМ-ТРИЗ (мнемотаблицы для организации подвижных игр и опорные схемы для выполнения упражнений)и ИКТ(видео зарядки, упражнения, корригирующиегимнастики)(Приложение 2).
2.5. План реализации программы.
Задачи | Срок реализации | Мероприятия | Полученный (ожидаемый результат) |
Этап 1. Подготовительный | |||
- Изучить научную литературу и информационные ресурсы (в том числе в сети Интернет) по теме развитие спортивных способностей у обучающихся старшего дошкольного возраста; - организовать развивающую предметно – пространственную среду в спортивном зале; - систематизировать дидактический материал, в т.ч. спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование. | Сентябрь | - Изучение научной литературы по данной теме; -сбор информации о работе с обучающимися дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями; - подбор спортивного инвентаря и дидактического материала по соответствующей теме; -наполнение легкотрансформируемых и полифункциональных центров по видам направленности спортивных способностей (гибкость, общая выносливость, скоростно-силовая, координация) | - Уровень оснащенности, развивающей предметно – пространственной среды спортивного зала по данному направлению – 100 %; - анализ изученных информационных ресурсов по данной теме. |
Этап 2. Практический | |||
- Диагностировать уровень физической подготовленности у обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями; -разработать и реализовать индивидуальные маршруты развития, обучающегося с ярко выраженными спортивными способностями; - сформировать у обучающихся представления о здоровом образе жизни и привить любовь к спорту; -скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в данном направлении. | Октябрь - Апрель | - Проведение мониторингового обследования уровня физической подготовленности обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями(Приложение 4); -реализация программы «Детский Фитнес» по развитию у обучающихся старшего дошкольного возраста специальныхярко выраженных спортивных способностей (гибкость, скоростно-силовые, координация, общая выносливость)(Приложение 3); черезреализацию индивидуальных маршрутов развития, обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями(Приложение 5). | - Результаты мониторинга физической подготовленность обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями(Таблица 1); - доля обучающихся с ярко выраженными спортивными способностями охваченных ИМРО – 100 %; - доля обучающихся с высоко развитыми физическими качествами: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, сочетание скорости и силы - не менее 70 %; -доля обучающихся с сформированными практическими навыками здорового образа жизни, потребностью в систематических занятиях физической культурой и спортом – 100 %; -удовлетворенность родителей предоставляемыми услугами в части работы с обучающимся с ярко выраженными способностями – не менее95 %. |
Этап 3. Итоговый | |||
-Проанализировать полученные результаты и соотнести их с поставленными задачами; -усовершенствовать программу «Детский фитнес» расширив спектр охвата видов ярко выраженных способностей включением «силовой выносливости». | Май | -Анализ и обобщение материалов, полученных в результате мониторингового обследования; - представление результатов реализации программы «Детский фитнес» на педагогическом совете (протокол №3 от 28.05.2017) - совершенствование индивидуальных маршрутов развития обучающегося с ярко выраженными спортивными способностями. | -Формирование перспективы реализации программы «Детский фитнес» в 2017-2018 учебномгоду с добавлением физических качеств и включением инновационной оздоровительной технологии аквааэробика. |
2.6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО п. 1.4, является: сотрудничество Организации с семьей. Развитие и воспитание детей невозможно без сотрудничества с родителями, т.к. они являются субъектами образовательного процесса. Поэтому, при разработке индивидуального маршрута развития для детей с ярко выраженными спортивными способностями учитывала следующие принципы (ФГОС ДО): взаимодействие с родителями (законными представителями), со специалистами (педагог-психолог). Таблица 3
Таблица 3
№ п/п | Участники реализации индивидуального Маршрута развития, обучающегося (ИМРО) | Сроки | Формы работы |
1. | Родители (законные представители) | В течении года | Дни открытых дверей. Открытые просмотры занятий в деятельностном режиме с включением родителей в образовательно – тренировочный процесс. Индивидуальные беседы. Консультации.(Приложение 6) |
2. | Педагог - психолог | В период подготовки к соревнованиям | Беседы. Тренинги. Игры на сплочение команды. Тренинги для развития стрессоустойчивости. |
Подтверждением продуктивности простроенной системы взаимодействия с родителями сталирезультаты опроса родителей характеризующего общий критерий оценки качества образовательной деятельности как промежуточный итог реализации программы «Одаренный ребёнок» (приказ заведующего МАДОУ от 25.04.2017 №237 «Об организации и проведении опроса родителей (законных представителей) обучающихся МАДОУ «Детский сад «Гусельки»). Уровень удовлетворенности родителей реализацией программы «Детский фитнес»- 100%. В данном опросе приняли участие 100% родителей,обучающихсястаршего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями.
Для того, чтобы процесс развития спортивных способностей детей был более интересным, активно сотрудничаю с социальными партнерами:
- муниципальное автономное учреждение «Югра – Презент»;
- Федеральное государственное казенное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре»;
- муниципальное бюджетное учреждений «Музей истории и этнографии»;
- физкультурно – спортивный комплекс «Юность» (Приложение 7).
Глава III.Результативность.
3.1. Результаты реализации программы «Детский фитнес» через реализацию индивидуальных маршрутов развития обучающихся.
Одним из итогов реализации программы «Детский фитнес» через реализацию индивидуальных маршрутов развития, обучающихся с ярко выраженными спортивными способностями, стали сравнительные результаты мониторингового обследования, которые представлены на диаграмме.
Результатами реализации программы считаю следующие показатели:
Обучающийся | Показатель | Результат личный | Результат команды |
Мальчик А. | Гибкость Координация | Детская легкая атлетика 1 место; Президентские состязания – 3 место | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Мальчик Е. | Сила Выносливость Гибкость Координация | Детская легкая атлетика1место (отжимание) Детская легкая атлетика 2 место; (гибкость) | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место Присвоен серебряный знак отличия ГТО |
Мальчик М. | Скоростно – силовые Выносливость Скоростно – силовые Координация гибкость | Детская легкая атлетика 1 место (отжимание) Президентские состязания 2 – место (челночный бег); 2 место (прыжки в длину); 1 место (поднимание туловища) 3 место (личное многоборье). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Мальчик Л. | Скоростно – силовые Выносливость Координация | Детская легкая атлетика 2 место (бег 30 м). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Мальчик Д | Скоростно – силовые Выносливость Координация | Президентские состязания – 2 место (бег на 30м); 3 место (бег 300 м). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Мальчик К. | Скоростно – силовые Выносливость Координация | Детская легкая атлетика 1 место (прыжки в длину); Президентские состязания – 1 место (бег 30 м); 2 – место (бег 300 м). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Девочка К. | Выносливость Скоростно – силовые Координация Гибкость | Детская легкая атлетика 1 место (гибкость); 3 место (прыжки в длину). Президентские состязания 1 место (личное многоборье); 1 место (подтягивание); 3 место (поднимании туловища). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место Присвоен серебряный знак отличия ГТО |
Девочка А. | Выносливость Скоростно – силовые Координация | Детская легкая атлетика 3 место (бег 30 м) Президентские состязания 1 место (бег на 30 м). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Девочка М. | Выносливость Скоростно – силовые Координация | Президентские состязания 3 место (подтягивание). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Девочка К. | Выносливость Скоростно – силовые Координация | Детская легкая атлетика 1 место (бросание мяча из – за головы). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Девочка В. | Выносливость Скоростно – силовые Гибкость Координация | Детская легкая атлетика 1 место (отжимание); Президентские состязания 3 место (поднимании туловища). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
Девочка М. | Выносливость Скоростно – силовые Координация | Детская легкая атлетика 1 место (прыжки в длину). | Детская легкая атлетика -3 место Веселые старты - 2 место Президентские состязания – 2 место |
По результатам МСОКО за 2016 – 2017 учебный год утвержденной приказом начальника управления образования от 17.07.2017 № 447 среди всех дошкольных образовательных учреждений МАДОУ «Детский сад «Гусельки» занял 1 место по показателю «Результаты спортивных соревнований»(Приложение 8)
Заключение
Анализ литературы по теме работы и результаты моей деятельности позволяют сделать следующие выводы.
Каждый ребенок рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно развивать. Способности в отличие от задатков это приобретенное качество. Именно в дошкольном детстве внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей, в том числе и спортивных способностей. Даже слабые спортивные способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В тоже время ярко выраженные спортивные способности, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем. Категория детей с ярко выраженными спортивными способностями нуждается в дифференциальном обучении, которое предполагает ориентацию на личность, создание благоприятных условий для проявления и развития индивидуальности каждого, обеспечение его личностного роста.
Мои наблюдения показали, что не все специалисты образовательных учреждений в достаточной мере готовы внедрять в практику новые технологии, а также педагогически грамотно сопровождать детей с ярко выраженными способностями, в частности спортивными.
Применяемые мною инновационные оздоровительные технологии способствовали положительной динамике развития ярко выраженных спортивных способностей и привитию привычки к занятиям по физической культуре, спорту. Гармоничное сочетание принципов ФГОС ДО (индивидуализация) и инновационных оздоровительных технологий позволило мне достигнуть цели моей работы.
Анализируя свою работу, могу сказать, что апробированная мною программа «Детский фитнес» по развитию ярко выраженных спортивных способностей, обучающихся старшего дошкольного возраста через реализацию ИМРО показала высокий результат:
- 100 % обучающихся являются победителями и призёрами спортивных соревнований муниципального уровня;
- доля обучающихся с высоко развитыми физическими качествами: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, сочетание скорости и силы составила 96 %;
- 100 % обучающихся с сформированными практическими навыками здорового образа жизни, потребностью в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- 100 % удовлетворенность родителей удовлетворенность родителей предоставляемыми услугами, обучающихся старшего дошкольного возраста детским фитнесом.
Полученные данные говорят о том, что спортивные способности, как устойчивые образования возникают не сразу, а формируются педагогом постепенно, поэтапно. Благодаря усложнению условий, в которых задается игровая спортивная задача (фитнес технологии), педагог подводит детей к самостоятельной спортивной деятельности на каждом этапе её развития, усложняет содержание, обеспечивает переход от одного способа решения задач к другому.
Таким образом, результативное участие в спортивных соревнованиях муниципального уровня, положительная динамика по результатам диагностики физической подготовленности обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями, а также удовлетворенность родителей доказали эффективности реализации программы «Детский фитнес» через реализацию индивидуальных маршрутов развития обучающихся.
В перспективе планирую доработать программу и включить инновационную фитнес технологию –аквааэробика, таким образом расширить спектр охвата видов ярко выраженных способностей включением «силовой выносливости».
Список литературы
- Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учебно – методическое пособие. – Москва: обруч, 2014. – 256.
- Венгер Л.А.,Педагогика способностей. – М,1973 (биологическое и социальное в способностях: 37- 65. Формирование способностей: 66 - 95.)
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2001. С. 224.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2015г.
- Здоровьесберегающее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гуманитарный издательский центр «Владос» 32 – 36 с.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. –М 1984 /Понятия способности и одаренности:3 – 12. Индивидуальные различия в способностях: 54 – 59. Прогнозирование развития в способностях: 59- 68.
- Машукова Ю.М., Степ – гимнастика в детском саду/ Инструктор по физкультуре 2016 №4.
- Назарова А.Г /Методика игрового стретчинга.
- Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д «Фитнес в детском саду» Программа и конспекты с детьми 5 – 7 лет. М -2016 г. 49 – 58 с.
- Сайкина Е.Г, Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016. – 160с.
- Сулим Е.В. занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – 2 – е издание, дополн. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – /Растим детей здоровым.
- Справочник старшего воспитателя №7 Социальное партнерство ДОО и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья/ Рунова М.А., Заурова Н.В., Роянова Н.В. М – ЗАО «МЦФЭР» 2016г.
- Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Программа по фитбол – гимнастики «Двигательный игровой тренинг для дошкольников».
- Фирилева Ж., Сайкина Е.Г Учебно – методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика»/ Программа по танцевально – игровой гимнастике «Са – Фи – Денс». –СПб. 2007г.
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 7-79-95
Индивидуальный маршрут развития обучающегося
с ярко выраженными спортивными способностями
__________________________________________________
__________________________________________________
(ФИО, дата рождения)
________________________ группа 20____/20____ учебный год
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Дата поступления в МАДОУ ______________________________________________
2. Посещение кружков, секций_______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Результаты оценки индивидуального развития ребенка
Образовательная область «Физическое развитие» _____________________ уровень
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
- Группа здоровья ______________
- Физкультурная группа _______________________
- Антропометрические данные: рост _________________ вес _______________
III. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ
Мониторинг физической подготовленности обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями
Параметры | Критерии | Уровень на начало года | Уровень на конец года |
Гибкость | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке | ||
Наклон вперед из положения сидя ноги врозь, пятки на одной линии | |||
Скоростно-силовые способности | Прыжок в длину с места | ||
Бросок набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками | |||
Общая выносливость | Непрерывный бег в равномерном темпе | ||
Бег на определенную дистанцию | |||
Координация движений | Координация движений в разных плоскостях | ||
Удержание равновесия |
Перечень параметров, нуждающихся в развитии ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид ярко выраженной способности: гибкость, скоростно-силовые способности, общая выносливость, координация движений (нужное подчеркнуть)
IV. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Параметры | Необходимое оборудование |
Гибкость | |
Скоростно-силовые способности | |
Общая выносливость | |
Координация движений |
V. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Режим организованной деятельности
в рамках сопровождения обучающихся с ярко выраженными спортивными способностями
Дата проведения организованной деятельности | Цель | Используемы методы, приемы, технологии | Планируемый результаты | Перспективы для проведения следующей ОД, с учетом проблем проведенной ОД |
Психологическая поддержка
№п/п | Мероприятие | Цель | Период | Полученный результат |
Взаимодействие с родителями
№п/п | Мероприятие | Цель | Период |
Участие в соревнованиях
№п/п | Мероприятие | Результат |
Методические рекомендации по заполнению
индивидуального маршрута развития, обучающегося (ИМРО)
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Дата поступления в МАДОУ – заполняется дата на основании приказа заведующего о зачислении обучающегося в МАДОУ «Детский сад «Гусельки».
2. Посещение кружков, секций – вписывается название кружка (секции), направление и организация.
3. Результаты оценки индивидуального развития обучающихся старшего дошкольного возраста по образовательной области «Физическое развитие» - высокий, средний с тенденцией к высокому уровень.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
- Группа здоровья – прописывается группана основании медицинской карты.
- Физкультурная группа – прописывается группа на основании медицинской карты.
- Антропометрические данные: прописывается рост (в см) и вес (в кг) обучающегося на основании измерений медицинского работника.
III. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ
Мониторинг физической подготовленности обучающихся старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями
На основании мониторинга вносятся качественные показатели (высокий, средний с тенденцией к высокому, средний уровень) 2 раза в год.
Перечень параметров, нуждающихся в развитии – прописываются параметры (гибкость, скоростно-силовые способности, общая выносливость, координация движений) набравшие при диагностировании спортивных способностей средний и средний к тенденции к высокому уровню.
Вид ярко выраженной способности: гибкость, скоростно-силовые способности, общая выносливость, координация движений – подчеркнуть направление, набравшее при диагностировании спортивных способностей высокий уровень.
IV. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Прописывается необходимое оборудование для развития параметров (гибкость, скоростно-силовые способности, общая выносливость, координация движений).
V. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Режим организованной деятельности
в рамках сопровождения обучающихся с ярко выраженными спортивными способностями
Дата проведения организованной деятельности | Цель | Используемы методы, приемы, технологии | Планируемый результаты | Перспективы для проведения следующей ОД, с учетом проблем проведенной ОД |
Психологическая поддержка
Прописываются мероприятия, организуемые педагогом-психологом в рамках повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, повышения самооценки. Отмечается полученный результат: какие изменения (качественные и количественные) произошли у обучающегося в результате психологической поддержки.
Взаимодействие с родителями
Прописываются мероприятия (консультации, опрос, беседы, открытые показы и т.д.), организованные для родителей в рамках сопровождения обучающегося с спортивной одаренностью.
Участие в соревнованиях
Прописывается участие обучающегося в спортивных соревнованиях с указанием названия, уровня (внутри учреждения, муниципальный, региональный и т.д.) и результат.
Зинченко Мария Павловна МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
Обмен опытом по проблеме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник»
Материал предназначен для педагогов. В нем описывается опыт использования нетрадиционных техник рисования....
Отчет по инновационной теме "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста через фитнес - технологии".
Отчет по инновационной теме "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста через фитнес - технологии". Презентация 2018год....
Презентация - отчет по инновационной теме "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста через фитнес - технологии" 2019 год.
Презентация - отчет по инновационной теме "Развитие ярко выраженных спортивных способностей обучающихся старшего дошкольного возраста через фитнес - технологии" 2019 год....
Индивидуальный маршрут обучающегося с ярко выраженными спортивными способностями.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста с ярко выраженными спортивными способностями....
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....