Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
консультация (младшая группа)
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать собственным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие успехи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_kgn.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
Опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культуры еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания волос, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребёнок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста теплой и холодной водой.
При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать собственным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие успехи.
Приобретённые навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Алёнушка», «Научу обувать я братца…»; З. Александрова «Утром», «Купание»; А. Барто «Девочка – чумазая», «Девочка – ревуша»; М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачёв «Хочеш, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про весёлый пирожок»; «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «Помошница» и др. произведения.
Полезные советы для родителей «Руки – это лицо человека»
- Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней
- Перед каждым приёмом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом
- Нужно осторожно открывать кран с горячей водой.
- В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в варежках или перчатках.
- Следует ежедневно пользоваться кремом для рук
«Расти, коса, до пояса»
- Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за её чистотой
- Мыть голову необходимо один – два раза в неделю, пользуясь детским шампунем.
- Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
- Нельзя заплетать мокрые волосы.
- Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
- Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.
«Дороже алмаза свои два глаза»
- Берегите глаза, когда стираете бельё или выводите пятна.
- Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.
- Нельзя читать лежа на диване или кровати.
- Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т.д.)
- Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.
- Нельзя носить чужие очки.
- Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15–30 мин. подряд (зависит от возраста ребёнка)
- Необходимо делать гимнастику для глаз.
- Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и др.)
- Сидеть за столом нужно прямо.
- Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами.
«Здоровые зубы – здоровью любы»
- Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, чёрный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твёрдой пище: это укрепляет дёсны и зубы.
- С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
- Не реже двух раз в год нужно посещать с ребёнком стоматолога
«Ухо – это орган слуха»
- Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаёшь. Нельзя слушать громко музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.
- Нельзя ковырять в ушах.
- Нужно защищать уши от сильного ветра.
- Нельзя очень сильно сморкаться.
- Нельзя допускать попадания в уши воды.
«Если сладко спится, сон хороший снится»
- Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.
- Нельзя наедаться перед сном.
- Нельзя смотреть долго телевизор.
- Нельзя ложиться поздно.
- Нельзя играть в шумные игры перед сном.
- Перед сном необходимо проветрить комнату, задёрнуть занавески, умыться, сложить аккуратно одежду.
- Нельзя откладывать отход ко сну, если ребёнок начинает дремать. Дремота – естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.
Домашнее задание для родителей
Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребёнка.
Мытье рук
- Охотно идёт в ванную и сразу приступает к действию.
- Закатывает рукава.
- Правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.
- Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.
- Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.
- Вытирает тщательно руки.
Умывание
- Как ребёнок пользуется водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия?
- Осознаёт ли ребёнок необходимость умывания. Чем мотивировано выполнение этого действия (ребёнок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?
Приём пищи
- Как ребёнок пользуется столовыми приборами (как и в какой руке, держит ложку)?
- Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу)?
- Сохраняет ли за столом правильную осанку?
- Как заканчивает прим пищи (пользуется салфеткой, благодарит ли взрослых)
Одевание и раздевание
- Соблюдает ли правильную последовательность действий?
- Необходима ли помощь взрослого? Когда ребёнок обращается за ней?
- Аккуратно ли раздевается? Замечает ли непорядок в своей одежде, и в одежде других?
- Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т. д.)
- Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чём оно проявляется?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"
Для закрепления навыков чистоплотности необходимо, чтобы был личный пример взрослых. Приобретенные КГН с детства - становятся потребностью к чистоте....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, упражнять в выделении и обозначении словом цвета, формы, аромата мыла, формировать умение сосредо...
Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...
ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Реализация проекта: «УРОКИ МОЙДОДЫРА» для воспитателей детского сада( вторая младшая группа)...
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.
С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые в последствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связ...
Воспитание у детей культурно гигиенических навыков 3-4 лет
хороший материал для родителей...
Консультация для родителей "Воспитание у детей культурно - гигиенических навыков, привычек"
Консультация для родителей младших групп...