Зачем ребенку овладевать знаниями о своем организме.
статья

Болдырева Татьяна Сергеевна

Статья о необходимости знакомста детей дошкольного возраста со своим организмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение ребенком элементарных знаний о своем организме.

Порой трудно бывает убедить ребенка: не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пущу, чистить зубы, не смотреть долго телевизор… Детям очень сложно установить связь между болезнью и ее причинами. Медленность и долгая неочевидность обратных связей- одна из главных причин пренебрежения людьми здоровым образом жизни. Человек не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов и заботу о нем откладывает « на потом».

В детском саду ребенок получает «извне» все оздоравливающие или способствующие сохранению и укреплению здоровья воздействия, а сам остается пассивным. При переходе в школу часто отмечается рост заболеваемости, т.к. ребенок не умеет самостоятельно заботиться о себе и своем здоровье – его этому не научили.

Как бы многого не делали взрослые для здоровья ребенка, результат будет не достаточен, если не подключить к этому процессу его самого.

Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью- важная проблема. Для ее решения необходимо познакомить детей со своим телом, организмом, его возможностями и функциями. Конечно же , не нужно подробно изучать курс анатомии и физиологии. Главное- поддержать интерес детей к собственному телу, его строению, научить помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью.

Самое интересное и не понятное для ребенка – это он сам. « Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился?»…..Ответить на эти вопросы сам ребенок не может, ему необходима помощь взрослого.

При ознакомлении со строением человеческого организма не возможно обойтись без элементарных знаний по анатомии и физиологии, но нужно найти формы, в которых следует преподносить такие знания детям.  С первых моментов общения с малышом родители используют множество песенок, потешек, приговорок, построенных на ознакомлении ребенка с собственным телом. ( «Ладушки» « Сорока-ворона» « Водичка-водичка») Малыш очень рано начинает познавать строение своего тела, сравнивать себя с другими, находить сходство (« Где у Маши глазки?» « Где у мамы глазки?») Знакомить детей со своим телом следует легко, эмоционально, играя, используя жизненные ситуации, режимные моменты, для того чтобы показать что « умеют» делать ручки, ножки, зачем нужны глаза, уши, язык, почему нужно одеваться в холодную погоду …. Знания должны приходить к детям как бы между прочим. Нет необходимости навязывать ребенку сведений, которые ему в данный момент не нужны.

Старшие дошкольники хотят узнавать о себе и своем организме больше и подробнее. Нужно стараться быть готовыми к детским вопросам и не допускать таких категоричных ответов как « Подрастешь- узнаешь.» « Ты все равно не поймешь» и т.п. Так, например, очень часто дети 5-6 лет начинают интересоваться вопросами « Откуда я взялся?» « Чем девочки отличаются от мальчиков?» … , которые ставят взрослых в тупик. За помощью при ответе на подобные вопросы, можно и нужно обратиться к специальной литературе. Ведь важно помнить, что внимательное отношение к детским вопросам способствует развитию познавательных интересов. Для лучшего усвоения знаний о человеческом организме, важно использовать поисково-эксперементальные, игровые, проблемные методы. Учить детей наблюдать за собой и за другими людьми, а также практическим способам овладения навыкам ухода за своим телом.

Легче всего дети воспринимают знания об органах, доступных непосредственному восприятию: их можно потрогать, увидеть, проверить их функцию ( «Как ты узнал, что яблоко красное? Какие органы тебе помогли?») Процесс ознакомления с внутренними органами проходит труднее, т.к. требует хорошо развитого образного и абстрактно-логического мышления. Сердце, легкие, желудок… - эти органы не видны, но их можно почувствовать: «Попрыгай, а теперь послушай, как бьется твое сердце, как изменилась чистота дыхания».

На основе элементарных знаний б организме человека у детей формируются и обобщенные понятия, воспитывающие нравственные чувства, гуманное отношение к окружающим людям. Полезно поговорить об инвалидах, которые в силу каких-то причин лишились отдельных частей тела, органов чувств, о людях с ограниченными возможностями. Не следует бояться таких разговоров, избегать их, т.к. они помогут воспитанию гуманного отношения к другим людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. Беседы на эти темы заставят детей задуматься о том, как важно беречь себя, соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаяс

В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду будущего должно быть хорошо, интересно, чтобы у...

Зачем ребенку знать о своем организме?

В нашей группе создан родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок». Работа в родительском клубе ведется совместно с родителями и детьми.  Работа по созданию родительско...

Зачем надо быть честным со своим ребенком

Слова "честность", "честь" очень похожи на слово "чистота". Не правда ли? Не случайно честным человеком называют того, кто не "запачкал" себя ложью, притворство...

Презентация "Знакомимся со своим организмом. Внешнее строение организма человека."

Данную презентацию можно использовать в работе со старшими дошкольниками.Цель: расширение знаний о частях тела....

Консультация для родителей по теме: «Какими видами деятельности, ребенок овладевает к трем годам?»

Консультация для родителей по теме:«Какими видами деятельности, ребенок овладевает к трем годам?»...