НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

конспект НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ

(конспект)

Цель:

  • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос, кожа, язык в жизни человека;
  • обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания, обоняния, осязания.
  • продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
  • развивать быстроту мышления;
  • продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

  • беседы об органах чувств у животных и человека;
  • чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;
  • сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.

Материал и оборудование:

  • шарф для завязывания глаз, книга, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;
  • фрукты для пробы;
  • поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия

Ребята, у нас что-то на волшебном экране написано. Давайте прочитаем:

СЛАЙД

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать, 

Вот руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О чём говорится в этом стихотворении? Как про это можно сказать? (органы чувств)

Послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят... (Глаза.)

1 СЛАЙД (ЗРЕНИЕ)  

– Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Глаз как фотоаппарат, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой-нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет. За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик передает на сетчатку внутренней стенки глаза. Но так как световые лучи внутри глаза пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в мозг. А как предмет выглядит в действительности, помогает понять твой мозг.

Воспитатель: 

Разберемся вместе, дети:

Для чего глаза на свете?

Почему у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко —

Сразу сделалось темно:

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно —

Ничего вокруг не видно.

–  Хорошо бы жилось человеку на свете без глаз?

Дети: Ему жилось бы плохо.

Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же они открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

- Чем защищены глаза? (подвижными веками - верхним и нижним, ресницами, бровями)

Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.

- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?

(ответы детей)

Зарядка для глаз.

 "Моргание".

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

-Ну что ж, следующая загадка:

Один говорит,

Двое глядят,

А они слушают. (Уши)

2 СЛАЙД (СЛУХ)

Воспитатель: Сколько ушей у человека?

Дети: Два

Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется о барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки мы различаеми понимаем.

- Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (Произносятся отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише: ресницы, голос, зрение, слух, брови, кожа, запах, вкус).

-Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (прислушивались)

Воспитатель предлагает объяснить поговорку: “В одно ухо влетело, а из другого вылетело”.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)

Вывод: Какие хорошие у вас уши.

Расслабляющая физминутка "Звуки природы".

- А теперь расслабьтесь, закройте глаза и внимательно послушайте. Что вы представили? Какие звуки вы услышали?

- Что же умеют наши уши? (слышать и различать звуки)

- Нужно ли беречь орган слуха? Как?

(ответы детей)

Воспитатель:

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем,

 Потому что это…(Кожа )

3 СЛАЙД (ОСЯЗАНИЕ)

-Кожа - орган осязания.

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

- Что можно "увидеть" с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

Игра "Волшебный мешочек".

- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

- Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.)

-Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение.

-Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что
вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? ( Вода,
мыло, мочалка, крем).

- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку).

Физкультминутка

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

А вот если надоест, 

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

-А о чём пойдёт речь сейчас?

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

4 СЛАЙД (ВКУС)

- Как назвать по-научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И от них ото всех идут нервы к головному мозгу.

Игра "Угадай по вкусу".

- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).

- Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

Воспитатель: 

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может.

Дети: Нос

5 СЛАЙД (ОБОНЯНИЕ)

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, определять запахи.

Воспитатель: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Игра “Определи по запаху”.

- Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Ребенок с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).

- Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

-У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите
кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязание, прямоугольником —обоняние и треугольником - вкус.

СЛАЙД Самопроверка…

- Что нового сегодня вы узнали?

- Сегодня на занятии вы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."

Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними....

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники".

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники"....

Занятие "Наши верные помощники"

Занятие с дидактическими играми...

"Наши верные помощники" Комплексная НОД по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 40Колпинского района Санкт-Петербурга...

Презентация к конспекту занятия "Наши верные помощники"

Программное содержание: - Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;- Продолжать формирования интереса к познанию своего тела;- Работать...

Конспект НОД "Наши верные помощники"

«Наши верные помощники»Базовая  образовательная область «Познание»(Познавательно – исследовательская деятельность)Интеграция образовательных областей «Здоровье»,«Социализация», «Музыка»(ста...

Игра «Наши верные помощники»

Игра «Наши верные помощники» способствует формированию у детей представления о целостном образе предмета, учит соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинк...