Здоровый образ жизни (статья)
статья (средняя группа)

Проноза Надежда Михайловна

Что влияет на здоровый образ жизни ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать представления ребенка и прививать ему навыки здорового образа жизни необходимо с самого раннего возраста. С самого первого дня, когда малыш впервые переступает порог детского сада, воспитатели и педагоги постепенно начинают знакомить его с распорядком дня, правилами поведения, общения, отдыха и игр. Роль сотрудников ДОУ в процессе развития детей трудно переоценить. Будущие привычки взрослого человека складываются из таких мелочей, как режим дня, правильное питание, гигиена, закаливание, любовь к прогулкам на свежем воздухе и физической активности. Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится не только взаимодействовать с другими детьми, но и придерживаться определенной дисциплины и правил.

Деятельность педагогов и медицинских работников в рамках формирования у дошкольников потребности к здоровому образу жизни сводится к выполнению ряда задач. В их числе:

  • обучение самостоятельному выполнению базовых гигиенических процедур (умывание, мытье рук, чистка зубов);
  • обеспечение двигательной активности согласно возрасту и развитию детей;
  • обучение умению распознавать и контролировать по мере возможностей свои чувства, эмоции, реакции;
  • формирование четкого и правильного режима дня, графика питания, любви к здоровой пище;
  • изучение базовых правил безопасности, поведения в незнакомой обстановке, общения со взрослыми людьми, отработка навыков предупреждения опасных ситуаций и реакций, поступков при их возникновении;
  • формирование общего настроя на здоровый образ жизни.

Несмотря на все старания, применение классических методик и новейших образовательных программ в детском саду, справиться с решением вышеперечисленных задач силами сотрудников ДОУ получится в лучшем случае лишь частично. Дело в том, что для ребят в возрасте от 1,5 до 6-7 лет на первом месте стоят авторитет, личный пример и, конечно, любовь родителей и близких родственников. Поэтому в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни должны активно участвовать не только педагоги и воспитатели, но и самые важные в жизни мальчиков и девочек люди, - мамы, папы, дедушки, бабушки, тети, дяди.

Очень важно, чтобы родители поддерживали режим дня, сформировавшийся за неделю пребывания в детском саду. Дневной сон, ранний подъем и своевременный отход ко сну, - важные вехи и воспитания, и дисциплины, и здоровья малыша. По выходным надо проводить больше времени на улице, на свежем воздухе, причем это должно быть активное времяпровождение, с беготней по парку, посещением детских площадок, веселыми играми. Правильное питание в нашу эпоху фастфуда тоже играет важную роль. Необходимо прививать ребенку любовь к «правильным», вкусным и полезным, но простым молочным продуктам, фруктам, овощам, ягодам. То же мороженое куда веселее и вкуснее приготовить дома из свежего йогурта и ягод. Аналогично можно поступить с наггетсами, гамбургерами или молочными коктейлями.

Надо приучать ребенка правильно одеваться для выхода на улицу, не укутывая чрезмерно, но с тем расчетом, чтобы малыш не переохладился, исходя из цели и места прогулки, погодных условий, темперамента. Зарядка – важный элемент режима дня и здорового образа жизни. Главное в ней – не физические усилия, а хорошее настроение, задор и возможность дать «проснуться» мышцам, телу, эмоциям. Простые упражнения, повторенные в игровой форме за мамой, папой, старшим братом, – отличный старт начинающемуся дню.

Для современного общества актуальна проблема не по возрасту длительного, ежедневного контакта детей с различными гаджетами. Доступ к смартфонам, компьютерным играм, даже к просмотру мультфильмов дольше рекомендованного времени (в зависимости от возраста 20-60 минут в день) следует ограничить. Альтернативное занятие найти несложно, надо лишь заинтересовать ребенка: рисование, лепка, чтение, конструкторы, настольные и активные игры, - выбор поистине огромен.

Детский сад в лице воспитателей и педагогов взаимодействует с родителями мальчиков и девочек в самых доступных и популярных форматах. Мы проводим беседы и собрания, поддерживаем любые дискуссии на тему формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Помимо встреч проводятся совместные проекты: прогулки, активные игры и соревнования на свежем воздухе. Мы объединили знакомство детей с животным миром региона с любовью к мини-походам и прогулкам, отправившись в небольшую экскурсию с малышами и их родителями по экологической тропе. Результат превзошел ожидания: дети мечтают повторить опыт и горят желанием отправится в новое путешествие.

Совместные встречи и беседы, прогулки и путешествия – важный элемент сотрудничества детского сада и родителей с детьми. Образ жизни и общения внутри семьи должен дополнять работу, проводимую с детьми в ДОУ. Семейные гуляния по выходным, вылазки на природу, катание на велосипедах, общение, изучение природы, животных, птиц нашего региона, здоровый сон и питание, все это своего рода кирпичики, формирующие фундамент личности ребенка, его привычки, интересы, характер. Только общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы наши дети выросли здоровыми, сильными, любознательными, культурными и счастливыми людьми, и пронесли заложенные в детстве ценности через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.

В этой статье описывается как использовать материал по формированию здорового образа жизни человека. Как ухаживать за своим телом....

конспект НОД по формированию представлений о здоровом образе жизни с использованием дыхательных упражнений "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для 5-6 лет по теме "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать". Данный материал будет полезен воспитателям старше...

Статья "Здоровый образ жизни". План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе: «Сохраним и укрепим свое здоровье».

Состояние здоровья наших детей – важный показатель благополучия нашего государства и нашего общества. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников требует от ...

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» Автор Кафарова Фарида.

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохран...

Статья "Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни"

Статья говорит о возможности использования игровых ситуаций в повседневной жизни....

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

laquo;Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами...