Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам безопасности здоровьесбережения.
консультация
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам безопасности здоровьесбережения.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и отсутствие условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В “Концепции дошкольного воспитания” подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов...Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.
Традиционными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.
Задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей:
содействие вербальному и невербальному общению детей и родителей;
обогащение двигательного опыта детей и развитие психо-физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;
развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;
повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;
развитие у детей и взрослых творчества в движении;
содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.
Совместная работа с семьей строится наследующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
· участие в составлении индивидуальных программ (планов)оздоровления детей;
· целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую обще гигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
· ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
Для реализации этих задач широко используются:
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
- работа консультационной службы «Семья»;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- “открытые дни” для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
- совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.;
- создание школы для родителей «Малая академия здоровья».
Эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейных клубах,а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям обращается внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.
Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным.Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейных клубах позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.
Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение совместных акций. Акция – комплекс мероприятий, действий, помогающих детям лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему-либо. Цели и задачи конкурса:
- Поиск и совершенствование форм работы с семьями воспитанников;
- Популяризация семейных праздников и традиций;
- Поддержка творческих и спортивных достижений семей;
- Пропаганда опыта достойных семейных отношений;
- Выявление семей,сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающие увлечения и таланты своих членов.
Совместная деятельность воспитателей иродителей всех возрастных групп при подготовке акции-конкурса включает:
o Подбор материалов о здоровом образе жизни;
o Включение работы по подготовке акции в занятия;
o Выступления родителей-специалистов в данной области перед детьми;
o Чтение научной и художественной литературы;
o Рисование и выставку рисунков детей;
o Придумывание макетов семейных газет;
o Создание газет совместными усилиями детей и родителей;
o Создание и показ плакатов с беседой-разъяснением;
o Совместное проведение досуга «Здоровый образ жизни нашей семьи».
Вопросы повышения психолого-педагогической компетенции родителей решают практические семинары.
Чтобы семинары были более плодотворными, можно проводить их в форме игровых тренингов и занятий вместе с детьми, ценность которых заключается в том, что они способствуют раскрепощению родителей, позволяют усваивать теоретические знания и осваивать практические умения. В вводной части используются игровые упражнения, позволяющие родителям вспомнить свое детство, например «Моя любимая игрушка».
В основной части родителям предлагаются задания и игровые ситуации, помогающие взрослым оценивать воспитательное значение общения со своим ребенком. Так, например, игровая ситуация «Что сказали бы Вы?» позволяет родителям не только выслушать мнение взрослого в конкретной ситуации, но и сопоставить свои высказывания с ответами своих детей на аналогичные вопросы. Подвижные игры и упражнения на игровом занятии вместе с детьми позволяют родителям быстро освоить разные вариации пальчиковой гимнастики (театр в руке, сюжетные упражнения, самомассажи массаж ладони и стопы) и основы профилактики плоскостопия. В заключительной части семинара подводятся итоги встречи и вручаются родителям буклеты. Практика использования данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стенде для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессо...
Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...
План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...
Доклад для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения"....
«Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам безопасности детей дошкольного возраста».
Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семи...