Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
МБДОУ № 22 «Березка» ст. Новорождественской.
Воспитатель Воробьева О.П.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника и в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, педагог может сам выбрать такие методы, формы и средства, которые позволят любое занятие сделать не только полезным, но и увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы.
Как известно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием: посещение разнообразных кружков не оставляет времени для игр на детских площадках, лишает ребёнка общения со сверстниками в игре. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность. Как сделать так, чтобы мир движений стал привлекательным, интересным для детей и родителей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovogo_posobiya.docx | 25.25 КБ |
parashyut_zdorovya.pdf | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование игрового пособия
"Парашют здоровья"
в работе с детьми дошкольного возраста.
МБДОУ № 22 «Березка» ст. Новорождественской.
Воспитатель Воробьева О.П.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника и в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, педагог может сам выбрать такие методы, формы и средства, которые позволят любое занятие сделать не только полезным, но и увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы.
Как известно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием: посещение разнообразных кружков не оставляет времени для игр на детских площадках, лишает ребёнка общения со сверстниками в игре. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность. Как сделать так, чтобы мир движений стал привлекательным, интересным для детей и родителей?
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Сегодня в России детский игровой парашют преимущественно используется при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Описание пособия.
Детский игровой парашют - это тканевый круг, состоящий из нескольких клиньев легкой ткани основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
По периметру парашюта расположены ручки, за которые удобно держаться. Посередине парашюта может располагаться круглое отверстие для воздуха.
Впервые о «Парашюте» я узнала из интернета примерно год назад. Это игровое пособие привлекло меня новизной, яркостью. Игровое пособие парашют я сшила сама, купив яркую легкую ткань 4 цветов (красный, синий, зеленый, оранжевый,), разрезав на 10 секторов. Сектора сшили между собой, получился круг, диаметром 2,50 метра. По кругу расположены 10 ручек, за которые могут держаться 10 человек. Следующее игровое пособие было сделано уже для большого количества участников.
Игровое пособие «Парашют» можно использовать в разных видах деятельности: при организации образовательной и игровой деятельности воспитателем, музыкальных занятиях, физкультурных занятиях, спортивных праздниках, развлечениях, во время прогулок.
Пособие «Парашют», вносит в организацию игр с детьми спектр новых ощущений, с ним можно играть в спортивном зале или в группе, также парашют подходит и для игр на свежем воздухе. Игры в парашют – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут ощутить себя частью команды. В играх с парашютом это могут почувствовать даже самые маленькие игроки! Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и действиями других игроков. В играх с парашютом это достигается само собой, без особых усилий.
Цель:
Создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной потребности детей в движении, развитие положительных эмоций, свободного и непринужденного общения детей;
позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера.
Задачи:
Формировать двигательные навыки, развивать физические качества, координацию движений, ловкость и быстроту.
Вырабатывать согласованность движений с музыкой, темпо-ритмическую организацию движений.
Воспитывать дух сотрудничества, укреплять дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать друг с другом.
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него. Для застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. В этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
Совместно с педагогами групп детского сада мы разработали и апробировали несколько интересных игр с парашютом, которые Вы можете использовать в своей работе с детьми.
Игровое пособие «Парашют» можно также будет применять в работе с родителями - использовать на родительских собраниях с целью знакомства, сплочения и сотрудничества родителей между собой и с педагогами, для подведения итогов того или иного мероприятия.
Описание пособия.
Детский игровой парашют - это тканевый круг, состоящий из нескольких клиньев легкой ткани основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
По периметру парашюта расположены ручки, за которые удобно держаться. Посередине парашюта может располагаться круглое отверстие для воздуха.
Методика работы:
Игры с парашютом проводятся в порядке возрастания сложности, начиная от простых и заканчивая теми, которые требуют определенной сноровки.
Необходимо избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта; хват - все пальцы сверху парашюта, большой снизу).
Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
Чередовать игры и упражнения разной степени подвижности;
Соблюдать правила техники безопасности (в играх – перебежках – избегать столкновение, падение при скольжении по гладкой ткани)
Существует множество игр с парашютом направленные на здоровьесбережение в ДОУ:
1.Комплексы общеразвивающих упражнений
2.Подвижные игры
3.Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения
4.Игры на дыхание
5.Игры направленные на снятие нервно-психического напряжения
6.Игры на релаксацию
1.Комплексы общеразвивающих упражнений
«Игровой парашют» может использоваться для выполнения общеразвивающих упражнений (наклоны, повороты, приседания – разные упражнения их разных исходных положений), а также при выполнении основных движений (разные виды ходьбы и бега, подлезание, катание обручей, катание, метание мячей и мн. др.).
1.1. Комплекс утренней гимнастики – «Парашют здоровья».
Например, «Парашют» можно использовать на зарядке.
Дети становятся по кругу парашюта. Выполняют движения в соответствии с текстом и под музыку: ходьба по кругу парашюта в темпе речевки, поднимание и опускание рук, наклоны вперед, шаги по парашюту.
Пример текста:
На веселую зарядку
Приглашаю всех ребят
Яркий парашют здоровья
Раскрывайся для ребят
Руки вверх поднимем мы
И опустим руки вниз
Укрепляем спинку, руки.
Эй, ребята, улыбнись!
1.2. Игра «Три медведя»
Вам необходимо будет выполнять движения в соответствии с текстом.
3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой (парашют поднят вверх)
Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (парашют ритмично поднимают и опускают)
Дзинь – дзинь! (хлопки)
2.Подвижные игры
2.1 Игра «Солнышко и дождик»
Дети становятся по кругу парашюта. По сигналу «Дождик!» – надувают парашют, и прячутся под ним. По сигналу «Солнышко!» – выходят и снова берут парашют двумя руками. По сигналу «Ветерок!» – делают небольшую волну.
2.2. Игра «Попкорн»
Дети становятся по кругу парашюта. В парашют высыпаются маленькие мячики. По сигналу ведущего все участники должны поднять парашют и «хлопнуть» парашютом (сделать быстрое движение вверх и вниз), так чтобы мячики поднялись в воздух и вылетели из него. Дети продолжают «готовить попкорн» до тех пор, пока не вылетят все шарики.
3. Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения
В содержание занятий можно включать разные виды движений с парашютом в сочетании со «звучащими жестами» - хлопками, щелчками, шлепками, притопами. Произведения просты по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференцированные, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.
3.1. Игра: Игра «Поезд»
Я буду произносить слова и движения.
Летит поезд во весь дух! Ух-ух, ух-ух! | Дети, держась за парашют левой рукой, двигаются по кругу, правой рукой делают соответствующие движения |
Загудел тепловоз: «у-у!» Домой деток он повёз «у-у!». | Дети, держась за парашют левой рукой, выполняют движения рук вверх. |
«Ду - ду-ду! (поднимаем) Ду-ду-ду! (опускаем) Я всех мигом довезу (хлопки) «Ду - ду-ду! Ду-ду-ду! Я всех мигом довезу | Поднимают парашют вверх, затем опускают Хлопки (хлопки) |
Повтор движений и слов, только в другую сторону |
4. Игры на дыхание
Направлены на обучение детей навыкам правильного диафрагмального дыхания
4.1 «Бегемотик»
Детям предлагается лечь на сектора парашюта. ладонь положить на область диафрагмы. Педагог произносит рифмовку, а дети выполняют дыхательные упражнения.
Например:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох). и т.д.
4.2. «Поем звуки»
Дети стоят вокруг парашюта и держат его в руках, на команде вдох дети поднимают парашют и плавно опускают его произнося заданный гласный звук.
5. Игры, направленные на снятие нервно-психического напряжения
Цель данных игр: раскрепостить детей, выработать согласованность движений, снять нервно-психическое напряжение.
5.1. Например, «Ветерок для … (имя ребенка)».
Ведущий называет имя ребенка, который размещается в центре парашюта, сидя, лежа, как ему нравится. Дети дуют на него, делают волны.
5.2. Следующее упражнение «Доброе животное».
В нем, ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Воспитатель предлагает представить детям – что они одно большое доброе животное. Предлагается послушать, как оно дышит! Подышать вместе. Послушать как бьется сердце!
5.3. Игра «Яблоко по блюдечку»
Для этой игры нужен большой легкий мяч. Команда натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катится по парашюту вдоль края, с другой стороны - следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта.
6. Игры на релаксацию
6.1. «Букашки».
Взрослые надувают парашют, дети в это время лежат «ромашкой» под парашютом. Парашют поднимается. В момент приземления купола дети- «букашечки» хаотично двигают ножками и ручками.
6.2. «Волшебный сон»
Детям нравится играть в игру «Волшебный сон», особенно летом на прогулке. Дети располагаются на секторах парашюта. Под релаксирующую музыку воспитатель читает спокойным голосом рассказ.
Например,
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно...глубоко...
Наши руки отдыхают... Отдыхают... засыпают...
Отдыхают... засыпают...
И так далее
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть открываются...
Все чудесно расслабляется...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко
(Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна")
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
6.2. Игра «Прогноз погоды»
Представим, что наш парашют стал океаном. На океане небольшой бриз. Легонько трясем парашют. А теперь поднялся ветер, волны стали сильнее и выше. Пошел дождь (прячемся под парашют), подул ураганный ветер (сильно трясем парашют). Засветило солнце (парашют высоко -высоко) и волны успокоились (кладем парашют на землю). Спасибо.
Заключение
В заключение можно отметить, что используя в своей работе нетрадиционное оборудование «Парашют» педагоги могут максимально помочь каждому ребёнку стать активным в коллективе, независимо от группы здоровья, возраста, от степени застенчивости или наоборот активности ребёнка, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цветотерапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В. Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В.Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возрастаОдна из основных задач физиче...
Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста
Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста У ребёнка есть страсть к игре,и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и...
Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...
Использование дидактического пособия «Дары Фрёбеля» в работе с детьми дошкольного возраста
опыт работы...
«Использование нетрадиционного игрового оборудования «Парашют здоровья» в работе с детьми дошкольного возраста»
Игры с «Парашютом здоровья» способствуют:►развитию внимания, памяти; выработки согласованности движений с музыкой;► укреплению мышц спины и рук . ► активизации двига...
Методическая разработка "Использование наглядного пособия Мемори-бокс в работе с детьми дошкольного возраста"
Мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. ...