Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цели и задачи , а также основные компоненты здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни | 20.98 КБ |
statya_0.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни”
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется устойчивым, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора
Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни.
Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.
Однако усвоение знаний - это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения - формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни.
Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.
Результаты исследований показали, что целенаправленное формирование здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3-7 лет обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально-волевую сферу, усиливая механизм социальной адаптации к окружающей среде.
Успешность решения поставленной задачи изначально зависит от подготовленности родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Вооружение их обучающей технологией формирования здоровья с учетом возрастных психофизических возможностей детей позволит повысить уровень их физического и психического состояния, сформировать положительную мотивацию на здоровье. Для того чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад должен служить образцом такого воспитания.
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что "благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни".
Большое значение на формирование представлений о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. "Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни".
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон.
Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.
В совместной деятельности с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни проводятся беседы, направленные на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть - на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно спать днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как? Так же проводятся дидактические упражнения:
"Что делать, чтобы быть здоровым?", задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Дидактическое упражнение: "Полезная покупка", упражнение направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
Игровая ситуация "Место для отдыха", задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Детям предлагается рассмотреть четыре картинки, на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3)комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Как тебе нравиться отдыхать? Выбери и покажи картинку".
Игровая ситуация "Больница". Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного. Детям предлагают поиграть в "Больницу", выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностях человека.
Досуги способствуют в создании условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на ЗОЖ, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяют активизировать выбор детьми решений, способствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявление негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации "Белые перчатки", "Чистые ладошки скрипят - спасибо говорят" и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий - игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Предварительный просмотр:
Утренняя гимнастика в дошкольной организации
1. Значение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
2 Структура и содержание утренней гимнастики
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.
В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.
В летний период утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.
В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
В нашем детском саду широко используется утренняя гимнастика с кинезиологическими упражнениями. В данные комплексы утренней гимнастики входят упражнения для глаз, для активации жизненно важных точек (самомассаж), упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия, дыхательные упражнения.
Предлагаю вашему вниманию комплекс кинезологической утреней гимнастики для средней группы.
Водная часть.
Ходьба в колонне. Ходьба на носках (руки в стороны). Ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба «цаплей» (руки за спиной). Бег в умеренном темпе 30сек.
Основная часть.
Кинезиологические упражнения
1.Глазки – 6 раз.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз. И все сначала!
2.Запястье – 6 раз.
Чтоб сильней была рука,
Разотрем ее слегка.
(Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой).
Общеразвивающие упражнения
1.Тренировка рук – 8 раз.
И.п. – основная стойка. 1 – руки в стороны; 2 – согнуть руки к плечам; 3 – руки в стороны; 4 – И.п.
2.Вырастем большие – 8 раз.
И.п. – основная стойка. 1 – правая нога назад, потянуться вверх; 2 – И.п.; 3 – левая нога назад, потянуться вверх; 4 – И.п.
3.Спиралька – 8 раз.
И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 – поворот туловиша вправо; 2 – И.п.; 3 – поворот туловища влево; 4 – И.п.
4.Заборчик – 6 раз.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 2 – поднять ноги и руки параллельно ввех; 3 – 4 – И.п.
5.Попрыгаем на одной ноге – 2 повтора.
1 – 4 – прыжки на правой ноге;
5 – 8 – ходьба на месте;
9 – 12 – прыжки на левой ноге;
13 – 16 – ходьба на месте.
Дыхательное упражнение
1.Часики – 2 раза.
Часики – вперед идут,
За собою нас зовут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох).
Заключительная часть.
Ходьба в колонне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ на тему:«Лукошко здоровья».
Тема: «Лукошко здоровья»...
Занятее по формированию знаний о здоровом образе жизни в средней группе. Тема: «Лукошко здоровья».
Задачи: Обучающие:Формировать знания о здоровом образе жизни продолжать формировать культурно гигиенические навыки з...
Конспект развлечения в средней группе по формированию знаний о здоровом образе жизни на тему «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»....
«Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни”
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется устойчивым, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности ...
Конспект по формированию знаний о здоровом образе жизни в средней группе. Тема: «Лукошко здоровья»
Конспект по формированию знаний о здоровом образе жизни в средней группе.Тема: «Лукошко здоровья»...
Конспект занятия по ЗОЖ №1 для детей средней группы. Тема: Формирование знаний о здоровом образе жизни «Дерево здоровья» в средней группе.
Тема: Формирование знаний о здоровом образе жизни «Дерево здоровья» в средней группе. Цель: Сформировать знания детей о здоровом образе жизни....
Конспект НОД по формированию знаний о здоровом образе жизни.«Секреты здоровья»
Закрепление знаний у детей по формированию здорового образа жизни....