Проект "Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Елена Геннадьевна Сиверцова

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для становления его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_zozh.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

                                              Группа Радуга

Красноярск 2019

Проблема: Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

А дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для становления его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

- Изучить литературу по теме исследования.

- Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.

-  Разработать мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

- Выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста гигиенические навыки и привычки

- Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни

- Помочь детям создать целостное представление о своем теле, научить «слушать» и «слышать» свой организм;

- Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

 

Сроки проведения: сентябрь - май

Начальный этап 

Сентябрь - Изучение навыков по здоровому образу жизни на момент поступления в старшую группу ДОУ.

Основной этап 

Октябрь – апрель. - Разработать программу и провести мероприятия по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Заключительный этап

 Май-  Проверка эффективности формирования навыков здорового образа жизни

ПЛАН

1. Сентябрь

Тема: «Правила здоровья и здоровая жизнь».

Задачи: Воспитание культуры тела, чувств, социального отношения к здоровью, желание систематически заниматься физкультурой, спортом, закаливать свой организм; учить детей как вести себя при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему здоровью.

Мероприятия: Экскурсия в медицинский кабинет

Тематическое занятие «Из чего состоит тело человека»

Беседы «Важные помощники человека»«Что и как мы едим»«Чем опасны грязные руки»«Движение – это жизнь».

Дидактические игры «Части тела»«Скажи наоборот»«Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»«Служба спасения»

2. Октябрь

Тема: Организация родителей в проекте

Задачи: познакомить родителей с проектом «Формирование здорового образа жизни»; проконсультировать родителей по вопросам ЗОЖ

Мероприятия: Родительское собрание «Возрастные особенности развития ребенка», Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

3. Ноябрь

Тема: Гигиена тела, Правила личной гигиены.

Задачи: Познакомить детей со строением человеческого тела, правилами личной гигиены. Сформировать понятие о значении зубов, правильного ухода за ними, формировать о важности правильного питания и сохранения здоровья зубов Мероприятия: Беседы «Важные помощники человека»«Есть у фруктов кожура, у человека кожа»«Чем опасны грязные руки»«Советы по чистке зубов».

Дидактические игры «Части тела»«Вижу, нюхаю, слушаю, трогаю, пробую»

Сюжетно –ролевая игра «В поликлинике»

Рисование человечка.

Занятие «Тело человека»

4. Декабрь

Тема: Как живет мое тело.

Задачи: Познакомить детей с огромными возможностями человеческого организма. Дать представление об основных структурах человеческого организма: тело человека, органы чувств, нервная система, пищеварительная, кровеносная, дыхательная система.

Учить детей беречь свое тело, наблюдать за собой. Обучить основным анатомическим и гигиеническим правилам как основе здорового образа жизни. Мероприятия: Беседы «Маленькая царапина – большая беда»«Великий труженик - сердце»«Царственная осанка – залог здоровья»«Движение – это жизнь».

Дидактические игры «Части тела»«Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»«Служба спасения»

Занятие «Из чего состоит тело человека

Режимные моменты

Беседы «Наша спасительница - боль»«Зачем мы дышим»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Занятие «Витамины и здоровый организм», «Личная гигиена»

5. Январь

Тема: Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья.

Задачи: Закрепить знания детей о пользе воздушных, солнечных, водных ванн. Формировать представления о закаливании организма, познакомить с правилами и способами закаливания.

Мероприятия: Проведения «День здоровья»

Спортивные мероприятия, Физминутки на занятиях, Дыхательная гимнастика.

6. Февраль

Тема: Моя семья.

Задачи: Расширить и обобщить имеющиеся знания детей о семье. Воспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге, показать основные формы заботливого отношения взрослых к детям Мероприятия: Беседы «Моя семья»«Кто научил родителей быть главными?»«Взрослые спешат на помощь», «Здоровый образ жизни в нашей семье»

Рисование «Рисую свою семью»

Рассказ о семье.

Рассматривание семейных фотографий.

Дидактические игры «Чтобы ты хотел подарить своим близким?»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

7. Март

Тема: Правила безопасного поведения на улице, дома, в детском саду

Задачи: Выяснить, что такое детская безопасность, научить детей правильно оказывать первую помощь при ушибах, порезах, ссадинах.

Обобщить правила поведения на игровой площадке, во дворе, на улице.

Учить принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Мероприятия: Беседы «Один дома»«Безопасность на улице»«Наш любимый детский сад»

Дидактические игры «А как бы ты поступил»«Безопасное лото»«Что здесь лишнее?».

Занятие «Опасные предметы»

8 Апрель

Тема: Различие между девочками и мальчиками.

Задачи: Формировать у детей представления о мужественности и женственности.

Оказать помощь родителям в вопросах воспитания.

Воспитывать дружеские отношения между детьми, отношения друг к другу. Мероприятия: Беседа: «Чем отличаются девочки и мальчики»

Дидактическая игра: «Мальчик или девочка»«Оденемся правильно»

9 Май

Тема: Закаливание.

Задачи: Закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих и своего здоровья (закрывать платочком рот, когда чихаешь, кашляешь и т. д.)

Познакомить со средствами закаливания, сформировать понятия, что закаливание – это важнейший компонент здоровья и здорового образа жизни.

Мероприятия: Использование игровых приемов обучения для усвоения режимных моментов в детском саду.

Подвижные игры, упражнения для закаливания.

Родительское собрание, консультации об основных средствах закаливания.

Анкета «Расти здоровым»

1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Анкета для родителей

1. В чем сущность понятия «здоровье»?

2. Назовите используемые Вами оздоровительные средства ребенка?

3. Страдаете ли Вы каким-либо заболеванием?

4. На что в первую очередь влияет болезнь ребенка?

5. В каких случаях Вы обращаетесь за медицинской помощью?

6. Как вы оцениваете своё состояние здоровья?

7. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Вопросы для дошкольников «Отношение к своему здоровью».

1. Приходилось ли тебе идти в сад, когда ты плохо себя чувствовал (болела голова, был насморк и т. д.?

2. Бывают ли у тебя головные боли?

3. Как долго ты играешь на свежем воздухе?

4. Всегда ли ты ложишься спать в одно и то же время?

Литература:

1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе "Остров здоровья" / авт. - сост. е. Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 151 с.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.

3. Ахвердова, О. А. К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования / О. А. Ахвердова, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.

4. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 5 - 9.

5. Жбанков, Р. Г. Учись быть здоровым / Р. Г. Жбанков. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.

6. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни / Т. Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.

7. Клименов, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М. Ф. Клименов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.

8. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / авт. - сост. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко - М.: Медицина, 2004. - 396 с.

9. Пашевский, С. А. Физическое воспитание / С. А. Пашевский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 432 с.

10. Савельева, Н. Ю, Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н. Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.

11. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

Конспект НОД область "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки»

Задачи:  Образовательные:   Расширять  знания  о профилактике  простудных  заболеваний  и  о том, что полезно  и  вредно  для  здоровья...

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...