Презентация «Упражнения с мячом – мультицелевые занятия (консультация для педагогов и родителей)»
презентация
Презентация «Упражнения с мячом – мультицелевые занятия (консультация для педагогов и родителей)» . Презентация составлена по материалам вебинара Малюковой Н.Г. ( в свободном доступе на Портале Мерсибо https://youtu.be/qiVMI1lJ8bI). Консультация проводилась в рамках проекта «Мой веселый звонкий мяч» с педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom_malyukova.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Материалы презентации составлены по материалам вебинара ( в свободном доступе на Портале Мерсибо https ://youtu.be/qiVMI1lJ8bI ). Наталья Георгиевна Малюкова « Упражнения с мячом – мультицелевые занятия в помощь логопеду и психологу» О ведущей: Малюкова Наталья Георгиевна — кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории. Профессиональная и научная деятельность: Заведующая отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ. Автор статей, методических рекомендаций и ВУЗовских программ по нейропсихологии. Стаж практической клинической работы — 20 лет. Награждена Почетной грамотой Департамента Здравоохранения Москвы за многолетний добросовестный труд. Мастер-класс рассчитан на психологов, логопедов и дефектологов.
ПРОГРАММА : Мяч – верный друг ребенка (виды мячей и способы взаимодействия с ними); Основные направления специализированной работы: - регуляторный компонент функций (принятие правил, произвольное внимание, волевой компонент, контроль и прогнозирование, контакт с партнером по упражнению); - фоновый компонент функций (баланс возбуждения и торможения, тактильная стимуляция, сила больших мышц, поддержание равновесия, улучшение обмена веществ); - операциональный компонент функций (мелкая моторика кисти, зрительно-моторные координации, межполушарное взаимодействие); Гармонизация психологического мира ребенка (совместная игра (в парах, в группах детей, в паре ребенок - взрослый), эмоциональное сближение и контакт игроков, радость игры); Специфика организации и проведения занятий с учетом психики детей дошкольного и младшего школьного возраста; Мяч в мире взрослых.
Древнейшее орудие игры Мяч – упругий предмет сферической или сфероидной формы, сплошной или полый внутри. Используется в играх и спортивных играх. Один из самых древних и любимых игрушек народов мира. Упражнения с мячом – древнейшие из всех физических упражнений.
*Древний Египет (изучение пирамид); *Древняя Греция (сфера , совершенный предмет. Солнцеподобный , атлетика); * Индейцы Северной Америки (отождествление Земли, Луны и солнца); * Христофор Колумб - каучуковый мяч в Европе! Древнейшее орудие игры
Изготовление мячей *Плетение из травы, пальмовых листьев, тростника, * Изготовление из плодов деревьев, * Шитье из шкур животных, * Скручивание из тряпок и полосок кож, * Вырезание из дерева, ** Материалы для набивания: опилки, трава, шерсть животных, волосы, мох, зерна плодов, перья и др. Мячи и предметы, аналогичные им, археологи находят по всему миру.
Ценность игры с мячом: *Доступна игрокам разных возрастов. * Высоко адаптируется под разные возможности (моторные, интеллектуальные). * Высоко вариабельна сложность правил, продолжительность игры. * Разные формы игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой, группой. * Мяч как орудие позволяет развивать широчайший спектр функций и навыков, * Мяч безопасен и недорог.
Понимание и соблюдение правил – контроль; Достижение целей – мотивация, положительный эффект; Непроизвольность отрабатываемых когнитивных двигательных навыков – снятие напряжения, страхов; Повышение активности играющего, мобилизация его возможностей и ресурсов; Ощущение легкости усвоения (достижения) в игре; Социальные взаимодействия – коммуникация, единение, радость общения, принадлежность к группе; Полимодальность воздействия (память, моторика, восприятие, речь и др ) Ценность игры с мячом:
* Безопасность, эстетичность, возможность санитарной обработки; * Доступность, понятность детям; * Компактность задачи, четкость и краткость инструкций; * Полинформативность (эмоции, коммуникация, моторика, память, речь и др. ВПФ ) * Соответствие возрастным психологическим особенностям детей; *Наличие конкретной обучающей задачи, смысла, овладение умением; *Не допускать перевозбуждения, гиперстимуляции ; * Положительная окраска деятельности Специфика организации и проведения занятий с мячом
*Внимание к размеру (15-20 см, 6-10 см, 3 см); * Внимание к весу; *Внимание к материалу; * Внимание к цвету и поверхностям (релаксация, активация); * Внимание к безопасности (сила и направление бросков, свобода пространства, безопасность окружающей обстановки); * Хранение мячей (компактность, удобство, чистота) Организация занятий с мячом
*Нейродинамический (энергетическая основа ВПФ, гармония торможения-возбуждения, тонус коры мозга) – в основном подкорковые (субкортикальные) отделы * Операциональный (функции специализированных зон коры мозга: все виды праксиса, все виды восприятия и пр ) – кора обоих полушарий; * Регуляторный – (программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности, критика, прогностические функции)- любые отделы полушарий Компоненты ВПФ (нейропсихологическая парадигма)
- Снижение уровня психической активности - Неустойчивость темпа деятельности - Невысокая продуктивность деятельности - Низкая умственная работоспособность - Неустойчивость внимания, ограничение его обьема , -Утомляемость, истощаемость - Отвлекаемость -Трудности включения в деятельность Дефицитарность нейродинамики : симптомы
- Несформированность моторики (мануальной, артикуляторной); - Снижение слухового, зрительного внимания; - Задержка и нарушение формирования зрительного, слухового, тактильного восприятия - Невысокая продуктивность мнестической деятельности; -Задержка развития речи; - Снижение интеллектуальных возможностей (общие знания, формирование мыслительных навыков, возможность обучения и переноса навыков) Дефицитарность операционального компонента: симптомы
- Ошибки усвоения конструкций, необходимость повторных объяснений, «дроблений»; - Сразу нуждается в помощи взрослого; - Трудности построения плана действий, хаотичность работы (копирование, пересказ, счет); - Трудности усвоения и соблюдения правил; «случайные», «глупые» ошибки; - Импульсивные ответы; - Ребенок не замечает и не исправляет ошибки ( неспособен проверить сам себя) Несформированность произвольного контроля: симптомы
- зеркальность написания букв, - перестановки букв в словах, пишет «сзади вперед -каждая рука «учится» навыку отдельно, - трудно что то делать двумя руками одновременно, - вектор работы и исследования зрительного материала справа налево, - игнорирование левой половины зрительного поля (рисунок, текст), - латеральные отличия в правой и левой руках (праксис, графика) - трудности переноса программ с одной руки на другую - осуществление разных стратегий обобщения Несформированность межполушарных взаимодействий: симптомы
*Нормализация уровня активации ребенка. * Развитие зрительного и слухового внимания. * Формирование межполушарного взаимодействия (разнонаправленные движения). * Развитие произвольного контроля, речи, памяти, внимания, умение преодолевать стереотипы в поведении. * Освоение пространства движений, развитие чувства физической дистанции. * Чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки. Ребенок развивается в движении! Гармонично развитая моторная сфера
* Неразвитие общее физическое (дыхание, сердечно-сосудистая система, обмен веществ), «вторичное» нежелание активности * Неотработанное межполушарное взаимодействие * Недоразвитие пространственных представлений (схема тела, бытовые навыки, игра, зрительно-слухо-моторные координации – рисунок, графема (письмо чтение), счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление * Недоразвитие речи как высшей психической функции *Непонимание своего тела – трудности совладения своим поведением, сниженная самооценка «Телесное» и «психическое» единство! Если общую моторику не развиваем, то … .
1. Развитие схемы тела и устойчивости - голова поворачивается независимо от тела - гамма движений больших мышц, конечностей - ощущения себя вне зрительного контроля за телом - мощная вестибулярная афферентация 2. Внимание, зрительное и слуховое внимание и зрительно- слухо -моторная ( межмодальная ) координация - мяч – экологичен для ребенка: меньше статичности, меньше утомления, выше работоспособность - дольше удерживается внимание - зрительно-моторные связи, произвольный контроль Работа с мячом: зачем?
3. Сила мышц спины (развитие мышечного корсета позвоночника – осанка, в дальнейшем – правильная посадка за столом, дыхание и пр ) 4 . Развитие силы и стабильности верхних конечностей: - подготовка плечевого пояса к школьным нагрузкам; -развитие силы и гибкости лучезапястного сустава – будущее письмо 5 . Преодоление утомления: - смена положения тела – активация и концентрация внимания - выполнение упражнений в движении, стоя, стоя на коленях, сидя - положительные эмоции Работа с мячом: зачем?
6. Билатеральная координация – сила, устойчивость, точная проприорецепция (ощущение взаиморасположения частей тела), внимание на объекте; 7 . Развитие пространственных представлений (движение – слово – изменение положения тела), схема тела – знакомство с внешним пространством – в перспективе символическое пространство; Работа с мячом: зачем?
8. Пересечение средней линии тела: - профилактика мышечной зажатости, - двигательных стреотипий , - психологической занятости, - тренировка здоровой спонтанности Работа с мячом: зачем?
* Броски и ловля с разных направлений; * Перекаты, передачи (руками, ногами); * Жонглирование; * Чеканка, ведение мяча в движении; * Броски в цель; * Работа с пальцами и ладонью; * Работа стопой; * Балансирование сидя; * Статическое упражнение (в т.ч. работа по укреплению мышц глотки и гортани при нарушениях глотания); * Растяжки лежа на мяче Работа с мячом: КАК?
*Горизонталь: слева направо – справа налево; * Вертикаль: сверху вниз – снизу вверх; * В одном направлении – со сменой направлений; * Одновременно – поочередно; * Обеими руками – одной рукой; * Работа на суше и в воде Работа с мячом: КАК?
*Релаксация, аутотренинг, навыки диафрагмального дыхания; * Инициация контакта, обучение коммуникации (жест и слово, фиксация взгляда); * Поддержание контакта, присоединение к игре, «игрушки не для одного»; * Символизация, опосредование ; * Сказкотерапия Мяч в психологической работе
*Детей надо заставлять двигаться (играть) и специально организовывать их активность. * Обеспечивать 15 – 20 минут подвижных игр в день! * Бытовой комфорт ограничивает движения ребенка (избыточный вес, ограничение круга интересов, снижение познавательной активности) * Стимуляция интеллектуального развития превалирует над физической активностью! Рекомендации родителям
* Подвижные игры с мячом (катать, бросать и ловить, приседать и наклоняться с мячом, жонглирование). * Удержание равновесия (балансировка сидя на больших фитболах : подъемы-опускания рук, ног, наклоны, упражнения с гимнастической палкой). * Упражнения для стоп с мячом (из положения сидя) – лечебная физкультура и профилактика плоскостопия Рекомендации родителям
Рекомендации родителям *Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки и пр ). * Прохождение «полосы препятствий» с мячом, эстафеты (перепрыгивание, ползание, приседания). * Совместное с детьми изготовление мяча (бумага, тень, загустители)! * Освоение спортивных командных игр с мячом. * Игры на свежем воздухе!
Рекомендуем послушать вебинары и мастер-классы Натальи Малюковой: «Рисование на вертикальных поверхностях - мультицелевой эффективный метод работы» https://youtu.be/Hrg-9FICvR8 1. Значение развития крупной моторики для формирования произвольного контроля, внимания, письма, чтения. 2. Простые эффективные способы развития моторики — что логопед может рекомендовать родителям? 3. Рисование на вертикальных поверхностях в работе с детьми: - основные «мишени» работы: внимание, пространство, крупная и мелкая моторика, зрительное восприятие, межполушарное взаимодействие - как проводится (материалы и приспособления) - особенности организации занятий - основные типы упражнений (одноручные, двуручные) и векторы направлений.
Наталья Малюкова « Роль родителей в период адаптации к школе. Советы нейропсихолога » ttps ://youtu.be/U9dJeLqDe3Y 1. Стрессовые составляющие начала школьного сезона: что происходит? - Специфика школьной жизни с точки зрения психофизиологии. - Возрастные особенности ребенка 6 – 8 лет. - Как и когда проявляются трудности начала учебного года? 2. Адаптация ребенка к школе глазами нейропсихолога . - Разумность ежедневной жизни с точки зрения мозговой организации (ритмичность и предсказуемость): распорядок дня, оптимальная нагрузка, обустройство рабочего места, ограничение и структурирование информации и др ; - Психологические аспекты адаптации: отражение законов работы мозга в поведении ребенка и взрослого. - Когда происходит сбой или каких ситуаций нужно избегать. 3. Взрослым о взрослых: нужно ли помогать себе и как?
Наталья Малюкова. Стимуляция развития осознанности и пространственных представлений у детей https :// youtu.be/6dw10RJ-EBw 1 . Что такое схема тела и как её сформированность влияет на самосознание, эмоционально-волевую сферу и когнитивный стиль ребенка. 2. Мозговые основы развития схемы тела: специфические отделы коры, субкортикальные структуры (аффективная сфера, тонус коры), межполушарное взаимодействие. 3 . Первые этапы развития представлений о себе: игры с собственным телом и их простое оречевление . 4 . Формирование представления об опасности и безопасности (понятие края, границы) – развитие «собственного пространства». 5 . Доступные методы развития схемы тела у детей дошкольного и младшего школьного возраста: - Игры с объектами и фактурами и правила их проведения - Игры на развитие крупной моторики - Работа со стопой - Чем поможет фольклор? - Конструирование на вертикальных поверхностях и игры с мячом - Простые эффективные способы развития моторики, статики и схемы тела — что можно рекомендовать родителям?
Наталья Малюкова. Стопотерапия – нетрадиционные техники в работе со старшими дошкольниками https ://youtu.be/lS8Hnkkph7I Значение стопы как опоры для формирования схемы тела и психики ребенка. Основные мишени специализированной работы педагога со стопой: - регуляторный компонент функций (принятие правил, произвольное внимание, волевой компонент, контроль и прогнозирование); - фоновый компонент функций (баланс возбуждения и торможения, тактильная стимуляция, сила больших мышц, поддержание равновесия, улучшение обмена веществ); - операциональный компонент функций (мелкая и крупная моторика, зрительно-моторные координации, межполушарное взаимодействие, развитие образного мышления и пр ); - гармонизация психологического мира ребенка (совместная игра, релаксация, психо-терапевтическое арт воздействие); Полезные и эффективные упражнения для стоп в условиях кабинета педагога. Специфика организации и проведения занятий с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Безопасность прежде всего: материалы и обработка стоп и рабочих поверхностей; признаки перегрузки ребенка на занятиях. Стопотерапия в мире взрослых.
Наталья Малюкова Интерактивные игры и упражнения — подход нейропсихолога к использованию компьютерных игр https://youtu.be/6StwHCgqFNc Проведение нейропсихологического обследования с использованием игр. Развитие пространственного мышления с помощью игр . Способы мотивации в работе с ребенком с ОВЗ . Спасибо за внимание chekusova@gmail.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов и родителей «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни».
Кинезиологические упражнения в ДОУ....
Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»
Речь детей, ранний возраст....
Упражнения для укрепления мышц стопы и позвоночника. Консультация для педагогов и родителей
Двигательная активность детей раннего дошкольного возраста напрямую зависит от формы стопы. раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений ...
Приложение№7. Консультация для педагогов и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"
Консультация для педагогв и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"...
Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."
В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
презентация "Упражнения с мячом"
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичн...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»
Консультация на тему:«Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»....