«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.
В дошкольном возрасте, дети, обладая неумеренным любопытством, энергией и воображением, очень часто попадают в весьма серьезные ситуации.
Дети не могут точно оценить, последствия своих исследований
Дошкольники, как правило, очень сильно хотят узнать «что будет, если…», при этом возникновения опасности для своей жизни и здоровья они не могут предположить. Дети заведомо уверены, что любые их действия это,
нормально.
Их интерес, к повседневным вещам, которые «еще вчера» не
притягивали внимания к себе, могут закончиться плачевно. По
неутешительным данным, пострадавших детей в результате несчастных
случаев в домашних условиях, ежегодно регистрируется несколько сотен
тысяч случаев.
Почему происходят несчастные случаи?
Оставленные без надлежащего присмотра дети становятся угрозой для
себя. В современной жизни у взрослых большое количество обязанностей,
задач, которые надо выполнить, одновременно присматривая за детьми.
Предоставленные сами себе даже на несколько минут, ребятишки способны
устроить «катастрофу». Ведь они не осознают, что могут навредить себе, у
них нет ещѐ жизненного опыта.
Предотвращение несчастных случаев
Чтобы ваш ребенок, а если он не один, то риск возникновения опасных
ситуаций увеличивается многократно, не создал себе угрозу здоровью, а то и жизни, необходимо провести ревизию доступных для малыша мест.
Присядьте на корточки и посмотрите с его роста на всѐ окружающее
пространство. Включенный в розетку электрический чайник – очень частый
источник ошпаривания кипятком детей. На плите сверкают крышечки и
ручки посуды, а рядом стоит стул. Он со 100 % гарантией будет пододвинут
к плите, чтобы посмотреть, что там происходит. Даже если до этого времени,
ваш ребѐнок никогда не залезал на стул, именно в момент отсутствия
взрослых рядом, это произойдѐт. Этот же стул может оказаться и рядом с
тумбочкой, в ящике которой находятся такие притягательные вещи: гвозди,
шурупы, отвертки. Все это малыш может сунуть в рот, наколоться. А уж
сколько эл. ожогов от попадания гвоздей в отверстия электрических розеток
происходят с малышами ежедневно! Не говоря уж об электротравмах от
удлинителей, которых в каждом доме не мало.
Откройте шкафчики с бытовой химией и прочими «интересными»
красивыми бутылочками. Химические ожоги у детей совсем не редкость.
Алкоголь, сигареты, лекарства – все это угроза жизни и здоровью ребенка.
Игры малыша в бабушку, которая на ночь пьет таблетки, или папу, пьющего
пиво перед телевизором, приводит его в реанимацию. Не надейтесь, что
открыть что-то детям не под силу, их изобретательность и фантазия не знают
границ.
Задача взрослых в первую очередь убрать из зоны доступности (в том
числе со стула или подоконника, стола, тумбочки) малыша любые вещи,
которые можно опрокинуть, вылить на себя, засунуть куда-нибудь (гвоздь в
розетку, горох в нос, проглотить иголку и пр.), съесть или выпить, а также
спички, которые только в наших руках плохо зажигаются. Жизнь и здоровье
вашего ребенка зависят в первую очередь от вашей предосторожности и
перестраховки.
Точные инструкции – залог безопасности детей
Большая часть дошкольников, в силу своего возраста и развития
выполняют четко поставленные инструкции. Значит нужно подробно
объяснить детям, что надо делать в определенных ситуациях и следить за их
соблюдением. Ведь задача родителей, не только в том, чтобы спасти и
защитить, но и в том, чтобы подготовить малышей к различным
нестандартным, сложным, а зачастую и опасным жизненным ситуациям.
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер
телефона.
Затем четко определите для ребѐнка «свой-чужой». Объясните
ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от
того, как он себя ведет, кем себя представляется). Особенно обратите его
внимание на то обстоятельство, когда чужой человек предлагает ему поймать
птичку, дать шоколадку или покатать на машине. Объясните малышу, что так
поступают только плохие люди, они хотят зла детям. А есть еще свои: мама,
папа, бабушки, дедушки и т.д. и просто знакомые: соседка, которая приходит
в гости к бабушке, подруга мамы, друзья папы или старшего брата,
воспитатели детского сада и т.д. Разъясните ему, если он остался дома один,
кому можно открывать двери, а кому нельзя.
Для закрепления понимания ребенком кто является «своим», кто
«чужим», а кто «знакомым», предложите ему нарисовать их на отдельных
рисунках. Заострите внимание на том, что «знакомые», это тоже не «свои» и
открывать им двери или соглашаться пойти с ними погулять или покататься
нельзя.
Распределив по «классам» людей ребенок точно усвоит, кто из них к какой
категории относится.
Ещѐ один аспект угрозы жизни – возникновение пожара.
Ребѐнок должен четко знать, что не надо делать в этом случае: прятаться под
стол, в шкаф или под кровать, в кладовку. Если он не один дома, а в
помещении начался пожар или сильный дым, ему следует тут же звать
взрослых. Если он сам может открыть дверь на площадку или на улицу –
дверь надо открывать и звать на помощь громким криком. Ведь со взрослым
тоже может случиться беда и действия малыша могут спасти не только его
самого, но и взрослого.
А уж если ребѐнок один в квартире, то при возможности надо
открывать окно или балкон и звать на помощь, а еще лучше выбегать на
площадку или улицу.
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу, вам
необходимо несколько раз пройти с ним весь маршрут, отмечая все
потенциально опасные места. Договоритесь с ребенком, что он всегда будет
ходить только таким маршрутом, никогда не отклоняясь от него, за
компанию с друзьями или срезая путь через безлюдное место. Объясните ему
всю опасность таких изменений.
Если вы решили, что ваш ребенок может гулять сам во дворе или
кататься на велосипеде там, также проверьте всю территорию и места где
можно кататься. Ведь кроме различных темных закоулков, во всех дворах
полно автомобилей. И даже самый внимательный водитель может совершить
наезд, если маленький велосипедист попадет в «слепую зону видимости».
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1.Не выходить на улицу без взрослых.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал
светофора.
4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии
взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии
взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут
мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого
человека, толкнуть коляску с малышом.
6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7. Хорошо знать ориентиры в районе своего дома.
8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно
заброшенных домов.
9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10. Не привлекать к себе внимания вызывающей манерой поведения.
Безопасность в общественном транспорте
Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя
ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому
готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным
образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры
и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все
видеть и замечать.
Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером,
ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в
ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только
почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему
лучше всего подойти к взрослому человеку и попросить защиты.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать
следующие правила.
1. Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2. Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус,
особенно в период гололеда.
3. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
4. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими
детьми, инвалидам.
Безопасность на дорогах
Переходить улицу лучше всего по подземным или надземным
пешеходным переходам, если нет таковых, то очень желательно пользоваться
переходом со светофором. И только в крайнем случае пользоваться
нерегулируемым пешеходным переходом с нарисованными полосами на
асфальте. При этом обязательно надо убедиться, что водители заметили
пешехода и притормозили.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми
по краю навстречу машинам.
Ребенку надо рассказать, что троллейбус или трамвай опасно обходить
как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо
остановиться, даже если вам горит зеленый свет, надо идти обычным шагом,
а не бежать. Ведь при беге трудно оценить внезапно возникшую опасность.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не
разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано
детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем
сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь
через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный
пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего,
сами выполняйте их. Как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать
пусть даже малозначительные проблемы. И обязательно обсуждайте все
ситуации, возникающие на дороге, с вами или другими людьми.
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и
подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда
вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам
дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Создавайте игры
на виденные дорожные ситуации, предлагайте малышу самому вас провести
в детский сад и обратно, это позволит ему лучше запомнить дорогу.
Ваш ребенок должен четко усвоить:
- на дорогу вне обозначенного пешеходного перехода выходить нельзя;
- дорогу можно переходить только со взрослыми, а если он идет сам, то
только спокойным шагом;
- пешеходы — это люди, которые идут по улице и он тоже пешеход;
- для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы
пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору: на красный
надо стоять, желтый – приготовиться и только зеленый свет дает разрешение
на переход;
- машины бывают разные (грузовые, легковые) – это транспорт. Машинами
управляют водители, которые ездят по дорогам, а пешеходы идут по
тротуару;
Едущие в любом транспорте пешеходы становятся пассажирами. Во время
езды в транспорте нельзя высовываться из окна, бегать, кричать и т.д.
Чем раньше вы начнете рассказывать малышу обо всех нюансах поведения
дома и на дороге, тем лучше ребѐнок это усвоит и в большей степени будет
защищѐн от угроз его здоровью и жизни.
https://vzryvmozga.ru/ucheba/konsultaciya-dlya-roditelej-po-bezopasnosti.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...
Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...
Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму
Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму...
План-конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.
Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.ИОС по основам безопасности жизнедеятельности детей (старший возраст)Ц...
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.
Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстримизму....
Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. (старший возраст)
Цель развлечения: Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о ...
Конспект НОД по игровой деятельности по познанию природы и социального окружения. Беседа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. «Основы противодействия терроризму».
Формирование у детей основ противодействия терроризму....