Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
статья (средняя группа)
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.
Заботясь о здоровье и во всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Татьяна Николаевна
Воспитатель ГБДОУ № 43 «Умка» Калининского района
г. Санкт-Петербург
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.
В Русской пословице говорится: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».
Заботясь о здоровье и во всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самостоятельно заботиться о своем здоровье. Образовательный проект «Полезные привычки» позволит воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; будет способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 3—7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически, они постоянно находятся под присмотром и опекой родителей. Всё это позволяет решать задачи оздоровления не только в учебных заведениях, но и одновременно в домашних условиях с участием родителей.
На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, можно сделать вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Санкт-Петербурга влияют следующие факторы:
Климатогеографические: сильная влажность воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, загазованность, дефицит двигательной активности;
Техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка;
Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неправильное питание ( фаст фуды)
Социальные: падение уровня жизни, стрессы, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность грамотной врачебной помощи.
В этих далеко не идеальных условиях, важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы.
Основные задачи формирования мотивов поведения на пути к ЗОЖ
1. Создать условия для правильного, безошибочного выбора в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного через внедрение в образовательный процесс элементов проблемного обучения.
2. Повысить уровень культуры здоровья родителей посредством нетрадиционных форм и методов.
3. Осуществить комплексно-целевой подход при планировании воспитательно-образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование осознанного отношения к своему здоровью детей дошкольного возраста.
Данные задачи предопределяют творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.
Так же актуальной станет тема «Полезные привычки».
Цель:
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья.
3. Формировать навыки само регуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
4. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды).
5. Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона.
6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Ключевые понятия и термины:
Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.
Культура здоровья- общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка - это ещё и потребность, стремление выполнить данное действие.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Поиском необходимых методов воспитания привычек издавна занимались педагоги и ученые (Дж. Локк, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Между тем, анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни старших дошкольников пока, нет.
Можно выделить основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»:
научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;
реалистичность и доступность -предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности;
ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье - это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;
деловитость и занимательность -предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;
личностно ориентированная направленность — основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;
развивающее обучение - развивать личность творца собственной жизни;
исследовательское познание - постановка ребёнка в активную позицию исследователя.
Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов:
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- наблюдения;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые);
- игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией;
- опыты и эксперименты;
- моделирование;
- игры-тренинги;
- игры-забавы;
- подвижные игры;
- психогимнастика;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж и др.
Формы работы:
- специально организуемые занятия (различных типов и видов);
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
- нерегламентированные виды деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)
- развлечения и досуги.
Ресурсы
Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому, методическому и техническому обеспечению. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, медицинским персоналом которая позволяет организовать работу более эффективно.
Информационные ресурсы - это программно-методическое обеспечение по формированию заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью, информационные ресурсы сети Интернет.
Человеческие (кадровые) – воспитатели коррекционной группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физрук, медицинский работник.
Материально-технические – ТСО, групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, мини – стадион, групповые площадки, спортивный инвентарь, учебно-методические пособия, нестандартное оборудование для закаливания, массажеры, модели, дидактические игры.
Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости. Дети овладевают навыками ЗОЖ, улучшают соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретённые навыки помогут детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.
В.А. Сухомлинский писал:
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей в настоящее время является очень актуальной. На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, ...
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболе...
Тема: «Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью» (из опыта работы воспитателя младшей группы)
На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. В дошкольной организации необходимо ежедневно проводить постоянную работу по укреплению здоровья...
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)...
Статья "Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя)"
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей в настоящее время является очень актуальной. Представляю вашему вниманию комплекс мер по формированию у детей ценностного ...