Статья "Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя)"
статья
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей в настоящее время является очень актуальной. Представляю вашему вниманию комплекс мер по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_formirovaniya_u_doshkolnikov_tsennostnogo_otnosheniya_k_zdorovyu_zaharova.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова Юлия Анатольевна,
воспитатель,
ГБДОУ детский сад №37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
(из опыта работы воспитателя)
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей в настоящее время является очень актуальной.
Исследования ВОЗ доказали: здоровье более чем на 50 процентов определяется образом жизни, который ведет человек, а уровень экологии, наследственные факторы, система здравоохранения влияют на сохранение здоровья в меньшей степени.
Среди основополагающих причин, обуславливающих отношение к здоровью у дошкольника, является семья и образ жизни, который ведут родители перед глазами ребёнка. Ученые подчеркивают, что семейное воспитание определяет привычки и установки растущего человека, его взгляды на гигиену, режимные моменты. Именно в семье закладывается культура отдыха, и только от родителей зависит, будет ли их ребёнок предпочитать просмотр мультфильмов или компьютерные игры или выберет активный отдых в игре, спорте, на природе. Необходимо согласиться с оценкой Л. И. Гордиенко, которая указывает, что реализация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении без поддержки семьи не принесет желаемых результатов.
По мнению Н.Ю.Савельевой, дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. «Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - всё это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму».
Такие отечественные психологи, как Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, М.В. Матюхина, В.Д. Шадриков выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.
В качестве средств формирования ценностного отношения дошкольников к здоровью исследователи называют: игровые технологии (В. В. Бледай и др.); проектные технологии (Е. Б. Родионова); подвижные игры (Н. М. Цибизова); фольклорные произведения богатырской тематики (И. В. Махалова); детский фитнес (Е. А. Заломская); технологии взаимодействия с семьей (И. П. Золотухина); поддержку эмоционального благополучия дошкольника (И. Б. Бичева и др.).
Забота о здоровье ребенка, формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляться систематически и последовательно. Поэтому считаю, что начинать решать эту проблему необходимо с младшего дошкольного возраста, когда у ребёнка только начинает формироваться отношение к окружающему миру. На этом этапе развития жизненные установки достаточно гибки, что помогает ребенку в развитии и принятии потребностей здорового образа жизни.
Главными составными частями здорового образа жизни являются:
- рациональный режим жизни;
- правильное питание;
- оптимальная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния;
- безопасность в быту, на природе и на улицах города.
В нашей группе созданы условия для формирования начальных представлений о ЗОЖ:
- развивающая предметно-пространственная среда по формированию ЗОЖ у детей;
- разрабатываем перспективный план на каждый год по формированию у детей культурно-гигиенических навыков;
- осуществляем взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о ЗОЖ, ведь положительный результат данной работы может быть достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-педагоги-родители). Необходимо поддерживать интерес дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни, включая их в разные виды деятельности.
В начале каждого учебного года в ходе наблюдения за детьми в повседневной деятельности замечаем:
- заинтересован ли ребенок правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения;
-получает ли удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
- позитивно ли настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
- удовлетворен ли самостоятельными и совместными действиями и их результатом.
Проводим анкетирование родителей группы.
По результатам наблюдения и анкетирования планируем индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность. Чтобы заинтересовать детей, используем игровые и сюрпризные моменты – в гости к детям приходит кукла Неумейка (Грязнулька), которой дети каждый раз помогают научиться чему-то, узнать что-то новое.
Чтобы процесс формирования ЗОЖ у детей был целостным и результативным, выполняем следующие педагогические условия:
- разрабатываем перспективный план, который нацелен на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим детям;
-проводим анкетирование родителей на предмет сформированности у них знаний о ЗОЖ;
- вносим в развивающую предметно-пространственную среду наглядный и игрового материала: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница», пособия «Распорядок дня», «Алгоритм мытья рук» и «Алгоритм одевания на прогулку», «Эмоции», «Виды спорта», «Спортивный инвентарь», «Виды спорта», развивающие игры «Правильное питание», лото «Спорт», «Кубик настроений», дидактическая игра «Помоем куклу Машу» и «Полезная и вредная еда», «Можно- нельзя»,, игры, изготовленные своими руками - «Почистим зубки»и «Моем руки», плакаты «Тело человека», «Эмоции», «Осторожно, микробы!», «Пирамида здоровья, «Безопасность на улицах города», «Безопасность в быту», «Безопасность на природе» и др.
Художественное слово: стихи про ЗОЖ для детей, стихи про питание, про умывание, потешки, пословицы и поговорки про пищу и еду, загадки о человеке, про еду, про спорт;
- размещаем информационно-наглядный материал по ЗОЖ (стенды, передвижки и пр.) для родителей в раздевалке, консультации для родителей: «Новый день начинаем с улыбки и утренней зарядки», «Здоровый образ жизни в семье», «Бережем здоровье с детства», «Одежда ребенка», «Воспитание привычек у ребенка» и др.
Используем в режимные моменты и в свободной деятельности в группе и на прогулке спортивный инвентарь: мячи разных размеров, корзины для бросания мячей, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки, кольцебросы и др.
Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки.
Атрибуты для выполнения упражнений: флажки, султанчики, погремушки, ленты.
Используем в своей работе картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Дыхательная гимнастика», «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры», «Игровые упражнения».
С детьми проводим беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Полезные и вредные продукты» и др.
По результатам анкетирования родителей и мониторинга детей в конце года делаем выводы о целесообразности комплексного подхода в формировании у детей ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....
"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"
Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....
консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».
Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....
Тема: «Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью» (из опыта работы воспитателя младшей группы)
На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. В дошкольной организации необходимо ежедневно проводить постоянную работу по укреплению здоровья...
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя средней группы)...