«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4-лет». (Сообщение из опыта работы)
статья (младшая группа)
в статье раскрыты особенности формированя предпосылок к ЗОж у детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование привычки к ЗОЖ у детей 3-4- лет | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности формирования предпосылок к формированию привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4-лет».
(Сообщение из опыта работы)
В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств, приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту, а так же становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия.
По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ (Н.А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В Купавцева, М.В Меличева, и др.).
Здоровый образ жизни (определение И.И. Соковня – Семеновой) – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, составляющая комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья.
Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя, здоровые модели питания, физическую активность, физические упражнения, спорт. Культура здоровья детей дошкольного возраста – совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом, личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствия болезней.
Рассмотрим механизм формирования предпосылок к ЗОЖ у дошкольников 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет у детей формируется представление о ценности здоровья; формируется желание не болеть, быть здоровым, дети узнают о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться; дети узнают о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).; узнают о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.); дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
Дети учатся сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.
Так же дети учатся следить за своим внешним видом; важно научить в этом возрасте выполнять все гигиенические процедуры (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком, расческой, зубной щеткой; формировать элементарные навыки поведения за столом: кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, не разговаривать во время приема пищи).
Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей направлено на формирование знаний у родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни через совместную деятельность.
В совместной деятельности с родителями я. как инструктор по физкультуре, решаю следующие задачи:
-пропаганда здорового образа жизни;
-просвещение родителей с целью повышения их педагогических знаний;
-изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
-вовлечение родителей в работу по формированию ЗОЖ;
-привлечение родителей в совместные праздники и развлечения.
Совместную работу с семьей в вопросе формирования основ ЗОЖ выстраиваю на следующих основных принципах:
-единство действий педагогов и родителей (семья знакома с основными содержанием, методами, приемами физкультурно – оздоровительной работы, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания);
-системность и последовательность работы в вопросе формирования ЗОЖ
-личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, к каждой отдельно взятой семье;
-взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Воспитатель является связующим звеном между мной, как инструктором по физической культуре и родителями. Я провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, провожу мастер-классы, оформляю наглядный материал.
Я в своей работе использую такие формы работы с родителями:
-анкетирование («Формирование основ здорового образа жизни в семье», «О здоровом образе жизни»)
-консультации («Секреты здоровья», «Рекомендации инструктора по физкультуре», и др.)
- стенгазета («Здоровый образ жизни»),
- «мастерская» - изготовление нестандартного физкультурного оборудования, - посадка зеленых грядок (сезонная посадка лука и чеснока),
-мастер – классы для родителей («Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Этот мир подвижных игр»);
-электронная газета для родителей «Здоровейка» содержит в себе материал по сохранению и укреплению здоровья.
В связи с эпидемиологической обстановкой возникла необходимость к подбору новых форм и методов взаимодействия с родителями. Я стала активно использовать мессенджер WhatsApp, электронную почту, социальные сети «В контакте» и «Instagram».
Таким образом, через разнообразные формы совместной деятельности достигается решение задач формирования основ здорового образа жизни в семье.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения психического и физического здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В дошкольном детстве главным видом детской деятельности является игра и поэтому здоровьесберегающие технологии носят игровой характер. В своей работе я использую такие технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей, как:
-подвижные игры (кроме развития физических качеств, приобретения двигательных навыков в подвижной игре происходит оздоровление организма за счет возникновения положительных эмоций, возникающих в процессе игры и благотворно влияющих на психику ребенка);
-игры - забавы;
-пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности);
-элементы дыхательной гимнастики (восстановление дыхания после бега, прыжков: упражнение «Надуем шар», «Глубокое дыхание», «Мы растем»).
В игре формируются, закрепляются знания, развивается побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.
Зная психологические особенности детей 3-4 лет, можно сформировать полезные привычки. Работа в этом направлении должна носить системный характер, иметь научную основу, должна быть интересной детям.
Конечная цель физкультурно – оздоровительной работы в целом - формирование привычки к здоровому образу жизни. У детей будет сформирована следующая система знаний:
-здоровье, как главная ценность в жизни;
-о соблюдении режима дня;
-о правильном питании и его значимости, полезных и вредных продуктах;
-о необходимости соблюдения правил личной гигиены;
-солнце, воздух и вода – важные компоненты ЗОЖ.
Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность детского сада, отдельного педагога и семьи.
Баринова А.И.
инструктор по физкультуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы
Описание опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» Сообщение из опыта работы.
В данном материале делюсь опытом работы в ДОУ с детьми 2-3 лет по формированию у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни....
Представление опыта работы по теме: "Эффективность деятельности педагога по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретается ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь....
Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация: одна из важных социально-ценностных задач современного общества - это здоровье. В частности, для детей, страдающих аутизмом, здоровье является одним из главных условий успеха социальной ада...