Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом развитии дошкольников.
статья (подготовительная группа)
Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом развитии дошкольников.
Нарушения речи - одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше.
Следствие нарушения речи может быть: - неблагоприятное речевое окружение ребенка (наличие родственников имеющих речевые нарушения отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка);
- отсутствие эмоционального и речевого общения с близкими людьми.
- недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.
Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будет проявляться задержка в речевом развитии.
Перед педагогами стоит важная задача, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и методами, вполне обосновано использование нетрадиционных методик. Одной из таких, является мнемотехника.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти , развитие мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Донную методику в педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Задачи для всех видов мнемотаблиц:
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
• Развитие логики;
• Развитие образного мышления;
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
• Решение дидактических, образовательных задач;
• Развитие смекалки;
• Тренировка внимания;
• Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц.
• развивающие (тренинг основных психических процессов);
• обучающие;
В мнемотаблице можно изображать графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Символы приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных- ёлка. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, для старших дошкольников - чёрно-белые .
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа .
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- увеличивается словарный запас;
- повышается робость;
- преодолевается застенчивость.
Вывод: мнемотехника в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность
коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом развитии дошкольников.
Нарушения речи - одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше.
Следствие нарушения речи может быть: - неблагоприятное речевое окружение ребенка (наличие родственников имеющих речевые нарушения отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка);
- отсутствие эмоционального и речевого общения с близкими людьми.
- недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.
Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будет проявляться задержка в речевом развитии.
Перед педагогами стоит важная задача, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и методами, вполне обосновано использование нетрадиционных методик. Одной из таких, является мнемотехника.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти , развитие мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Донную методику в педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Задачи для всех видов мнемотаблиц:
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
• Развитие логики;
• Развитие образного мышления;
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
• Решение дидактических, образовательных задач;
• Развитие смекалки;
• Тренировка внимания;
• Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц.
• развивающие (тренинг основных психических процессов);
• обучающие;
В мнемотаблице можно изображать графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Символы приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных- ёлка. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, для старших дошкольников - чёрно-белые .
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа .
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- увеличивается словарный запас;
- повышается робость;
- преодолевается застенчивость.
Вывод: мнемотехника в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность
коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.Консультация для воспитателей и презентация...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.презентация
Презентация на тему мнемотехника...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной ...

Статья : "МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»
Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников» ...

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Давно известно, что образы– это язык мозга. В первую очередь - это зрительные образы. Мнемотехника и является такой программой, которая позволяет человеку общаться с мозгом, дает ...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Каковы же факторы, облегчающие процесс становления ...