Развитие мелкой моторики дошкольников.
консультация

Муравлёва Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravleva.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики дошкольников

Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка,так как уровень развития речи находится в прамой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так,на основе проведенных опытов и обследования: большого количества детей,была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторикапри этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторикиумеет логически рассуждать, у него достаточно развиты связанная речь, память и внимание. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к шести семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. В связи с этим в дошкольныхучреждениях для детей с нарушениями речи предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении, где уделяется большое внимание формированию тонких движений пальцев рук и стимулированию речевого развития.

Такую работу желательно проводить ежедневно, уделяя ей по пять минут.С этой целью могут быть использованы различные виды работ: вышивание, аппликация, игры в мозаику, ручной труд, специальные графические упражнения и другие, способствующие, помимо обучающих задач развитию пальцевых движений рук.

Весь комплекс ее упражнений можно разделить на две составляющие части:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием предметов.

Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам!

Рассмотрим привычный набор занятий для развития мелкой моторики рук:

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину.

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке.

• Застегивать пуговицы, молнии, крючки, замочки, заводить механические игрушки ключиками.

• Игры с конструкторами, мозайкой, кубиками.

• Складывать матрешек, пирамидки.

• Игра с песком, с водой.

• Резать ножницами.

• Рисование различными материалами.

При выполнении всех вышеперечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении.

Два последних пальца безымянный и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на одну треть снижаем эффективность тренировки мелкой моторики. Для получения максимального коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры эмоциональные, увлекательные и способствуют развитию речи, мышления и творческой деятельности.

Дети от одного до двух лет хорошо воспринимают пальчиковые игры выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, инсценирую несколько событий сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – домиками шариками кубиками.

Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать переутомления.

По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!

Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!

Рассмотрим более подробно влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия (особенно по развитию речи, либо в его середине в форме физминутки. Можно уделить этому время и на утренней гимнастике. Проводить данные упражнения могут и логопед, и воспитатель, и родители. Начинается пальчиковая гимнастика с разминки пальцев рук.Например: сжимание в кулак и разжимание пальцев двумя руками - под счет раз-два.

Упражнение «Прятки»:

В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать

И головки убирали пальцы.Усложнение: поочередно

Вот так, вот так сгибать каждый пальчик

И головки убирали. на обеих руках.

(Вариант упражнения со стихотворным сопровождением).

Затем следует упражнение на расслабление пальцев и кистей рук«Погладим котенка»-плавные движения, имитирующие соответствующие действия сначала одной, потом другой рукой (3-5 раз)«Веселые маляры»-синхронные движения, имитирующие соответствующие движения кистей обеих рук вверх-вниз с подключением кистевого замаха, затем влево-вправо.

Даются в пальчиковой гимнастике и задания на удержание позы кисти рук.От более легких:

«Флажок» - и. п.: четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)-вместе, большой опущен вниз.Тыльная сторона ладони к себе:

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

«Очки» - и. п.: большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносятся к глазам.И до более сложных:

«Зайка» - и. п.: пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы.Ими шевелить в стороны и вперед:

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Собака» - и. п.: правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе.Мизинец попеременно опускается и поднимается:

У собаки острый носик.

Есть и шейка, есть и хвостик.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель или логопед следят за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое, можно помогать детям принять необходимую позу руки. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действия детей.

Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развитиядвигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.Упражнения на удержание позы кисти руки могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала (если упражнение новое и возраст детей 3-5 лет, если движения рук резко ограничены) они выполняются по подражанию. Вы показываете, ребенок повторяет Причем повторяются новые упражнения 4-5 раз, особенно в начале учебного года - в сентябре, октябре, когда руки у большинства детей непослушны и напряжены. Часто приходится повторять упражнения недели, пока дети их не усвоят. После того, как дети усвоили выполняемое упражнение, и легко с ним справляются, оно выполняется без показа речевой инструкции. Причем, словесная инструкция сначала сопровождается показом, а затем дается без него. Степень самостоятельности детей увеличивается. Например, дети выполняют упражнение «Грабли»по словесной инструкции: «Поверните ладони к себе, переплетите пальцы обеих рук между собой, выпрямите «зубчики» грабли. Они смотрят на вас. Посмотрим у кого будут новые грабли,прочные и не погнутые:

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Усложнения могут проходить и в следующем направлении: сначала дети выполняют отдельные фигуры, затем они объединяются в разыгрывание небольших сценок, пересказывают короткие рассказы, предложенные и составленные самими детьми с сопровождением рассказов построением фигур из кисти и пальцев рук. Это несомненно более высокая ступень так называемого «ручного» творчества пантомимики. Например, рассказ «Кот Васька»: «Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерева, гнезда с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мать, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

Очень интересны детям и одновременно очень эффективны для развития мелкой моторики рук упражнения «Расскажи стихи руками». Стихи могут быть разными, начиная с простых и известных детям и заканчивая сложными включающими изображение руками движений, эмоциональных состояний, сюжетов.Вот некоторые из них:

«Гусеница».

Этот странный дом без окон Руки над головой, пальцы прикасаются

У людей зовется «кокон». Руками обхватить себя

Свив на ветке этот дом, Пальцы пр. руки в кулаке, указательный прямой, движение по спирали им.

Дремлет гусеница в нем Пальцы пр. руки прямые, указательный и большой соединены кончиками.

Спит без просыпа всю зиму Опустить голову на стол, положить на ладошки

Но зима промчалась мимо - Движение кистами рук из стороны в сторону перед собой

Март, апрель, капель, весна. Показать 1, 2, 3 пальца, начиная с мизинца

Просыпайся соня-сонюшка Потянуться, зевнуть

Под весенним ярким солнышком Показать руками солнце

Гусенице не до сна - стала- Имитация полета крыльев бабочки

бабочкой она.

«Котята».

Вот пятеро котят, - Показать пять пальцев

Один ушел и нет его.

Ну нет его и нет. Развести руками

Котят осталось четверо Показать четыре пальца

Вот четверо котят.

Один ночной порою Пальцы полусогнуты, как когти,

На дерево залез - движение ими вверх - вниз

Котят осталось трое.

Но где-то запищал Сожмуриться,

Мышонок тонко-тонко. пальцами заткнуть уши

Котенок услыхал - Прислушаться, руками оттопырить уши

осталось 2 котенка.

Один из них с мячом Показать один палец

исчез в дверях бесследно,

А самый умный - тот, Пальцем показать на лоб

Оставшийся последний, -

Он к миске подошел и, Кисть одной руки положить на кисть

Как и должно киске, другой, ладони вверх, чашечкой

Лакать за пятерых стал «Лакание» языком из «миски».

молоко из миски.

При хорошей фантазии детей, воспитателей и логопеда, родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Очень важны эти игры для всех детей, а особенно для тех, у кого наблюдается какое-либо нарушение речи (дислалия, дизартрия, заикание и т. п.). Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться представить новую инсценировку для других стихов и песен.

Очень важны и используемые в пальчиковой гимнастике упражнения для развитияпроизвольного внимания:

1. «Пальчики поздоровались» - и.п : обе руки опираются на локти ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.

2. Положим правую руку на стол перед собой, левую поставим на локоть.

3. Правую руку положим на стол, а левой рукой потрогаем правое ухо.

4. Я хлопну один раз - ты поднимешь одну руку, я хлопну два раза - ты поднимешь обе руки.

5. Я хлопну один раз - ты сделаешь зайчика, я хлопну два раза - сделаешь колечко.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек («Сорока»«Коза рогатая»«Оладушки», которые уже доступны детям 1 -3 летнего возраста. Эти игры с пальчиками, сопровождаемые речью, создают благоприя «Цветки»

«Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит лепестки колышет. Наши алые цветки зактный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Это такие игры - потешки,как:

«Моя семья»

«Сорока»

«Апельсин»

В заключении пальчиковой гимнастики в зависимости от подбора упражнений можно проводить оценку работы детей в стихотворной форме. Например, после выполнения детьми упражнения «Домик» логопед или воспитатель хвалит домики,построенные детьми:

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

Мальчик он хороший.

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше.

Этот дом -для Марата,

Будет дом богатый (и т. д.).

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальном нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений Особое внимание уделять нужно тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...