Проект «Лук от семи недуг»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе, формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_luk_otsemi_nedug.docx | 126.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект по экологии для средней группы
«Лук от семи недуг»
Подготовила и провела
Тарасова Екатерина Дмитриевна
2019 год
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Постановка проблемы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть . А что в нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал.
Как можно вырастить зеленый лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе, формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи.
- познакомить детей со способами посадки лука;
- учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях;
-закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения;
- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека;
- развивать познавательный интерес, любознательность;
- учить наблюдать, делать выводы;
- воспитывать желание производить трудовые действия;
-формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву);
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности;
- вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Итоговое мероприятие. Выставка детских работ «Лук – здоровью друг».
Ожидаемый результат. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой; дети узнают о пользе зелѐного витамина.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
Выявление знаний детей о луке, анкетирование родителей Подбор иллюстраций, художественной литературы, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы. Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки).
Основной этап.
- НОД «Посадка лука репчатого на перо в средней группе». Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе).
- Уход за луком (полив, рыхление).
- Беседа «Чем полезен лук?».
- Чтение сказки-притчи «Луковая семья».
- Театрализация «Как луковка нашла себе друзей».
- Лепка «Лучок».
- Рисование «Овощи нашего огорода».
- Аппликация «Наши грядки».
- Отгадывание загадок об овощах.
- Заучивание стихотворения «Лук».
- Заучивание пословиц и поговорок о луке.
- Выполнение физкультминутки «Лук на грядке».
- Домашнее задание: вырастить лук у себя дома.
- Составить рассказ, о том как ухаживали за луком дома.
- Оформление газеты в уголке «Лук от семи недуг».
Заключительный этап.
Сбор урожая, дегустация лука.
Оформление выставки для родителей детей «Лук – здоровью друг»
Результаты
- Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
- Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Список литературы
- Сказка Д. Родари «Чиполлино»
- Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002
- «Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М.: Изд.
«Просвещение» 2006.
Приложение 1
Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»
(КНИГА «СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ» (ТОМ 2))
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну
корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
- Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
- Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
- Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
- Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
- Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы,
- примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами.
Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
- А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
- Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес
Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
- Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
- Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
- Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
- Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
- Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
- Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря
придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала,
как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька,
каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
- Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
- Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
- Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
Приложение 2
Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
- Лук относится:
А) к фруктам Б) к овощам
- Где выращивают лук? А) В саду
Б) На огороде
В) Другой вариант ответа
- Какие виды лука вы знаете?
- Как часто вы используете лук в своем обиходе? А) Каждый день
Б) Очень редко В) Не использую
- Какие целебные свойства лука Вы знаете? А) Помогает от кашля
Б) Защищает от бактерий
В)Другой вариант
Приложение 3
Загадки о луке
- Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
- Не умеет он смеяться, И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает, Часто слѐзы проливает. (Лук)
- Очень горький - но полезный! Защищает от болезней!
И микробам он не друг - Потому что это - ... .
(Лук)
- Кто на свете всех полезней, Кто спасѐт от всех болезней, Кто обидит нас без рук? –
Маленький, коварный...
(Лук)
- Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Приложение 4
Конспект занятия «Посадка лука репчатого на перо в средней группе» Задачи:
- Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
- с помощью условной мерки отмерить расстояние до бороздки, наметить бороздку поперѐк ящика;
- сделать две лунки по линии бороздки, используя глазомер;
- опустить лук-севок «по плечики» прижать, присыпать (по необходимости) проверить «ножницами»;
- опрыскать землю вокруг луковички из пульверизатора.
- Упражнять в использовании ранее полученных знаний о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
- Расширять представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с видоизменении строения лука: подземная часть растения
– корень стебель, листья. Наземная часть растения – листья.
- Побуждать к самоконтролю терпеливому поведению, во время коллективной работы, аккуратности.
- Настроить на внимательное и заботливое отношение к общему огороду.
Обогащение и активизация словаря: луковица, лук репчатый, бороздка, лунка, мерка, почва, корень, стебель, опрыскивать, пульверизатор.
Материал.
У воспитателя: модель строения лука, иллюстрации (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу, карточки с условными
изображениями почвы, воды и света. Короб с землѐй, соответствующая
условная мерка шириной 8 см, палочка с отмеченной меркой на высоте 4.5 см. для формирования лунки, лук-севок.
У детей: короб с землѐй один на пять человек, условная мерка, шириной 8с и длиной равной ширине короба, одна на пять человек. Палочки с меркой на высоте 4.5 см., луковица на каждого ребѐнка. Пульверизатор один на подгруппу детей. Две таблички с названием и датой посадки.
Организация обстановки.
Предшествующая работа.
Земля перебрана и увлажнена, пересыпана в 2 короба ровным слоем Беседа о значении лука и его использовании человеком. Рассматривание
иллюстраций (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу.
Рассматривание среза луковицы, составление модели строения лука.
Ход занятия
Организационный момент
Дети рассаживаются полукругом.
В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке
Он на грядке зеленеет. Под землѐю сам толстеет. От всех хворей и недуг
Нас спасѐт, конечно… лук!
- Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»
- Дети благодарят доктора
часть
Воспитатель показывает детям луковицы:
- Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.
- Что выращивают в огороде?
- Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли,
корни).
Затем обращает внимание на модель строения лука:
- Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.
- Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.
- наземная часть – листья (зелѐные перья).
- Лук – это непростой овощ, что вы о нѐм знаете?
Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для
укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечѐнная луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед
сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.
- Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,
часть. Посадка.
Воспитатель показывает способ посадки лука, сопровождая показ объяснением:
- для посадки лука необходимо разметить бороздки. Чтобы луковицы посадить равномерно и им было достаточно места, я воспользуюсь меркой.
- Посмотрите, длина мерки равна длине бороздки, а еѐ ширина – расстоянию между бороздками. Я прикладываю мерку к краю моего короба
и с помощью палочки намечаю бороздку. Палочка, погружаясь в почву на небольшое расстояние «шагает» вдоль мерки.
Затем, педагог убирает мерку, демонстрируя получившуюся бороздку.
- Вот, какая получилась бороздка. Следующую я буду делать так же, приложив мерку к первой бороздке.
- Теперь необходимо сделать лунки для посадки луковиц. На каждой бороздке будет по две лунки, расстояние от края короба и между лунками я буду определять на глаз, оно должно быть одинаковым (можно
поинтересоваться у детей: “почему?”).
- для формирования лунки я воспользуюсь специальной палочкой. На ней есть отметка, которая мне поможет определить глубину лунки.
- И так, эту палочку вращая, я погружаю в почву на глубину отметки.
Затем, помещаю в неѐ луковицу, корешком вниз «по плечики», прижимаю и присыпаю землѐй.
Можно поинтересоваться у детей: “Что делать, если лунка оказалась слишком глубокой? Что произойдѐт, если луковицу полностью засыпать землѐй?”
- Луковица посажена. Мне нужно проверить - как хорошо я это сделала.
Для этого я воспользуюсь вот такими «ножницами» (воспитатель
складывает пальцы в виде ножниц, предлагает проделать тоже самое детям)
- «ножницами» пробую потянуть луковицу, если она выходит свободно, значит, луковица посажен плохо и его необходимо прижать лучше.
- В завершении, немного поливаю. Осторожно опрыскиваю почву вокруг севка из пульверизатора
Посадка лука детьми
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Обращает внимание на то, что они будут сажать вместе общий огород, для всей группы.
- Для посадки лука приготовлены два короба, поэтому мы будем работать группами.
- Первая команда (называются дети) будет работать за правым столом с синей табличкой, вторая команда (называются дети) - за левым столом, с жѐлтой табличкой.
- Дети распределяются вокруг столов. На доске вывешивается схема последовательности работы.
- Для каждой команды приготовлено по одной мерке, работать будем по очереди.
- Чтобы наш общий огород получился красивым и правильным.
Необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не торопить и не мешать товарищу. Стараемся работать аккуратно.
- Дети приступают к посадке лука, педагог оказывает индивидуальную помощь
Заключительная часть.
Дети выполняют уборку своего рабочего пространства, вспоминают название проделанной работы, оценивают результаты, делятся впечатлениями.
Помещают табличку с названием и датой посадки. Приглашают доктора посмотреть на их огород. Доктор обходит детей, хвалит их: дарит им
условные обозначения «Почва», «Вода», «Свет» - необходимые условия для роста растений.
Приложение 5
Театрализованное представление
В огороде, на луковой грядке, среди других луковиц, росла маленькая Луковка.
Каждый день Хозяйка приходила в огород поливала овощи и срывала несколько луковых перышек. А Луковке очень хотелось знать, что же
происходит там, за высоким забором. Вот как-то раз Хозяйка забыла закрыть калитку в огород, и любопытная Луковка выскочила из грядки и ушла с огорода.
Много интересного увидела Луковка: здесь была и Курочка с цыплятами, и Козочка с козлятами, и Коровушка. Но больше всех ей понравился Петушок. Он важно прогуливался по тропинке.
«Вот бы с ним подружиться!» - подумала Луковка и подошла к Петушку.
- Петя! Давай с тобой поиграем! – несмело предложила Луковка.
- Вот еще! Я с такими маленькими, у которых семь одежек и все без застежек не играю! – сказал ей Петушок и гордо пошел прочь.
Луковка не очень расстроилась, ведь впереди было столько всего интересного. Она пошла дальше. Недалеко беленькая Овечка ела травку.
- Овечка, поиграй со мной! – попросила Луковка.
- У меня от тебя глаза щиплет. Кто с тобой играет, тот слезы проливает! – ответила Овечка и убежала.
Луковка огорчилась и побрела дальше. В высокой траве прыгал Барашек.
«Вот кто со мной поиграет!» - подумала Луковка.
- Барашек, можно я с тобой попрыгаю, - попросила Луковка.
- Фу! Ты плохо пахнешь! Уходи! – ответил Барашек.
Луковка заплакала и уже хотела убежать на грядку, в огород. Но услышала, что кто-то хрипло квакает под кустом. Заглянула, а там сидел Лягушонок и хрипло квакал.
- Что с тобой случилось, Лягушонок?
- Прошел холодный дождь, я намочил лапки и простыл, - ответил ей Лягушонок.
- Я тебе помогу! Съешь мое луковое перышко и тебе станет легче. Съел Лягушонок зеленое луковое перышко и сразу выздоровел.
- Видно правду говорят: от ста недуг нас излечит горький лук! Спасибо тебе Луковка. Давай с тобой играть!
Увидели Петушок,
Овечка и Барашек, как весело играют Лягушонок и Луковка, и попросились в игру. Так Луковка обрела много новых друзей
Приложение 6
Сценка «Спор овощей».
Овощи (хором): Кто из нас, из овощей, и вкусней, и нужней? Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу.
Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала: Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща,
для винегрета.
Кушай сам и угощай — Лучше свеклы нет!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи!
А какие вкусные Пирожки капустные! Зайчики-плутишки Любят кочерыжки.
Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой. Огурец (задорно):
Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный! А уж свежий огурчик
Всем понравится, конечно! На зубах хрустит, хрустит… Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем! Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный. Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку — Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго: Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный, Уж, конечно, сок томатный!
Хозяйка: Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!
У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще, И тогда, как верный друг, К вам придет зеленый… Дети: Лук.
Лук: Я — приправа в каждом блюде. И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук. Картошка: Я, картошка, так скромна, Слова не сказала.
Но картошка всем нужна: И большим, и малым
Приложение 7
Физкультминутка
- В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад
- Лук зеленый на ветру делает зарядку. потягивание вверх;
- На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте;
- Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать
- Здесь – пригнулись низко. присесть
Пословицы и поговорки про лук:
Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках. Лук во щах – и голод прощай.
Сидит тапка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет. Лук – от семи недуг.
Стихи о луке
У окошка лук зелѐный, Ярким солнцем освещенный, Стрелы вытянулись в ряд, Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен, Витаминами богат,
Но немного горьковат. В этом лук не виноват. От природы он такой,
Очень скромный и простой. Ешьте все зелѐный лук,
Он здоровью верный друг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Лук от семи недуг"
Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивна...
Проект "Лук от семи недуг"
Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...
Название проекта: «Лук от семи недуг»
Тема: Посадка лука.Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотвор...
Проект "Лук от семи недуг"
Поект "ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ"...
Проект "Лук от семи недуг"
Содание в группе огорода на подоконнике....
проект "Лук-от семи недуг"
Лук от семи недуг...
Проект "Лук от семи недуг"
Проект с дошкольниками средней группы....