Обучающий семинар для педагогов в ДОУ. «Дневной сон на свежем воздухе (при открытых фрамугах), как здоровьесберегающая технология, используемая в детском саду»
методическая разработка
Материал для педагогов, заинтересованных воспитывать здоровое подрастающее покаление. Ключевые слова: ФГОС, здоровьесбережение, закаливание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучающий семинар "Закаливание: сон при открытых окнах" | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий семинар для педагогов в ДОУ.
«Дневной сон на свежем воздухе (при открытых фрамугах), как здоровьесберегающая технология, используемая в детском саду»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рассмотреть одну из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.
3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Уважаемые педагоги, хотелось бы подробнее остановиться на медико-профилактической технологии закаливания дневной сон на свежем воздухе.
Дневной сон на свежем воздухе в течение всего года имеет большое значение для закаливания организма ребенка, для укрепления нервной системы. Сон на воздухе позволяет увеличить фактическое пребывание детей на свежем воздухе. В помещении с чистым, прохладным воздухом засыпание проходит быстро, глубина и длительность сна увеличивается.
Наиболее удобная и приемлемая в наших условиях форме организации дневного сна в помещении детского учреждения – при открытых фрамугах. Спальня для сна хорошо проветривается. Во время обеда, за 20-30 минут до прихода детей в спальню, окно закрыть, и воздух нагревается до 20 – 22 градусов. За это время успевают нагреться постели. В группе дети переодеваются: снимают одежду, надевают пижамы, на голову фланелевую шапочку в виде шлема, носки, обувь. Дети берут с собой шерстяные носки и шапочки в спальню. Дети ложатся, надевают шапочки, носки, хорошо укрываются одеялом. Обувь выносится из спальни в группу, чтобы она была теплой к моменту подъема детей. Дети засыпают, в среднем через 7-10 минут после укладывания. Открыть фрамугу, за 5-10 мин температура воздуха в течение 5-10 минут снижается до +12. Если она снизится до +10, закрыть окно, до нагрева. Для контроля во время сна за температурой воздуха надо иметь не меньше двух термометров, которые подвешиваются в разных местах на уровне детских кроватей. Чтобы на детей не попадала во время сна резкая струя холодного воздуха, кровати от форточек надо сдвинуть несколько в сторону. Педагог во время детского сна находится в спальне и соответственно одет. В особо ветреные дни форточки можно прикрывать плотной шторой, конец которой опускается в форточку между окнами. Это нехитрое приспособление сдерживает силу ветра. Равномерно направляет струю воздуха.
За 15-20 минут до подъема детей. Фрамугу закрывают, воздух в спальне нагревается до +20 градусов. После сна дети выполняют комплекс упражнений в кроватке или возле нее, в хорошо проветренной группе самомассаж с растиранием ладоней, ступни с использованием природного материала, палочек, прищепок, массажных мячей. Фитотерапия с использованием дыхательной гимнастики над луком, чесноком. Динамические паузы в приемной, со сменой температурного режима.
Организация дневного сна при открытых фрамугах требует большого внимания. Воспитатель должен быть внимательным к детям, строго следить за температурным режимом в спальне. Хорошо знать состояние здоровья каждого ребенка. Обязателен строгий контроль со стороны медицинских работников, добросовестное отношение всего коллектива детского учреждения к организации закаливания во время дневного сна.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесс, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Используемая литература:
1. Белостоцкая Е.М.. Виноградова Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Просвещение, 2014. С.143.
2. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С.36.
3. Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.
4. Физическое воспитание детей в регионах, приравненных к Северу, на Севере. Из опыта работы. // Под ред. Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова. – М.: Просвещение, 2016. – 158с.
Доклад приготовила инструктор по физической культуре: Лискина Э.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Разработка на тему : « Современные здоровьесберегающие используемые в детском саду» содержит выступление и презентацию к нему. Затронуты вопросы современных здоровь...
« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду"
Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача.Важно, чтобы ...
Деловая игра для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.Задачи:1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреп...
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...