Обучающий семинар для педагогов в ДОУ. «Дневной сон на свежем воздухе (при открытых фрамугах), как здоровьесберегающая технология, используемая в детском саду»
методическая разработка

Лискина Эльвира Юрьевна

Материал для педагогов, заинтересованных воспитывать здоровое подрастающее покаление. Ключевые слова: ФГОС, здоровьесбережение, закаливание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающий семинар для педагогов в ДОУ.

«Дневной сон на свежем воздухе (при открытых фрамугах), как   здоровьесберегающая технология, используемая в детском саду»

 «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

         Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рассмотреть  одну из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

        Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

        Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

     Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

      Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.

3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и  здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

             Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. 

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.

Уважаемые педагоги, хотелось бы подробнее остановиться на              медико-профилактической технологии закаливания дневной сон на свежем воздухе.

Дневной сон на свежем воздухе в течение всего года имеет большое значение для закаливания организма ребенка, для укрепления нервной системы. Сон на воздухе позволяет увеличить фактическое пребывание детей на свежем воздухе. В помещении с чистым, прохладным воздухом засыпание проходит быстро, глубина и длительность сна увеличивается.

Наиболее удобная и приемлемая в наших условиях форме организации дневного сна в помещении детского учреждения – при открытых фрамугах. Спальня для сна хорошо проветривается.  Во время обеда, за 20-30 минут до прихода детей в спальню, окно закрыть, и воздух нагревается до 20 – 22 градусов. За это время успевают нагреться постели. В группе дети переодеваются: снимают одежду, надевают пижамы, на голову фланелевую шапочку в виде шлема, носки, обувь. Дети берут с собой шерстяные носки и шапочки в спальню. Дети ложатся, надевают шапочки, носки, хорошо укрываются одеялом. Обувь выносится из спальни в группу, чтобы она была теплой к моменту подъема детей. Дети засыпают, в среднем через 7-10 минут после укладывания. Открыть фрамугу, за 5-10 мин температура воздуха в течение 5-10 минут снижается до +12. Если она снизится до +10, закрыть окно, до нагрева. Для контроля во время сна за температурой воздуха надо иметь  не меньше двух термометров, которые подвешиваются в разных местах на уровне детских кроватей. Чтобы на детей не попадала во время сна резкая струя холодного воздуха, кровати от форточек надо сдвинуть несколько в сторону. Педагог во время детского сна находится в спальне и соответственно одет. В особо ветреные дни форточки можно прикрывать плотной шторой, конец которой опускается в форточку между окнами. Это нехитрое приспособление сдерживает силу ветра. Равномерно направляет струю воздуха.

За 15-20 минут до подъема детей. Фрамугу закрывают, воздух в спальне нагревается до +20 градусов.  После сна дети выполняют комплекс упражнений в кроватке или возле нее, в хорошо проветренной группе самомассаж с растиранием ладоней, ступни с использованием природного материала, палочек, прищепок, массажных мячей. Фитотерапия с использованием дыхательной гимнастики над луком, чесноком. Динамические паузы в приемной, со сменой температурного режима.

Организация дневного сна при открытых фрамугах требует большого внимания. Воспитатель должен быть внимательным к детям, строго следить за температурным режимом в спальне. Хорошо знать состояние здоровья каждого ребенка. Обязателен строгий контроль со стороны медицинских работников, добросовестное отношение всего коллектива детского учреждения к организации закаливания во время дневного сна.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесс, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Используемая литература:

1. Белостоцкая Е.М..  Виноградова Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Просвещение, 2014. С.143.

2. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С.36.

3. Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.

4. Физическое воспитание детей в регионах, приравненных к Северу, на Севере. Из опыта работы. // Под ред. Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова. – М.: Просвещение, 2016. – 158с.

Доклад приготовила инструктор по физической культуре: Лискина Э.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду"

Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача.Важно, чтобы ...

Деловая игра для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.Задачи:1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреп...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...